Мотор-колесо Дуюнова и другие разработки на технологии "Славянка"
Запасы первичных энергоресурсов в мире составляют:
- Угля – 785 млрд тонн, чего хватит на 240 лет;
- нефти – 201 млрд тонн, этого хватит на 32 года;
- природного газа – 186 млрд тонн, чего хватит на 56 лет.
Ежегодно потребление энергии увеличивается на 2%.
Применение технологии «Славянка» в производстве электродвигателей поможет не только сократить потребление электроэнергии, но и увеличить КПД при добыче энергии в некоторых случаях.
Сама идея параллельного соединения «звезды» и «треугольника» была сформулирована еще в начале 20-ого века, но несовершенство магнитной системы не дало ощутимого эффекта, и на идее поставили крест. Дмитрий Александрович Дуюнов, российский инженер-разработчик, выявил противоречия в ранее озвученных постулатах, сформулировал принципы построения обмоток, получил множество практических решений и подтвердил их патентами.
(С проектом можно ознакомиться на официальном сайте)
Важной особенностью электродвигателя с совмещенными обмотками является возможность его производства из вторичного материала, полученного от переработки классического электродвигателя. Налицо экономия электроэнергии и ископаемых при создании электромоторов.
МОТОР-КОЛЕСО ДУЮНОВА
Перемотка двигателя Renault Twizy на Славянку для участия в выставке.
Наиболее известная на сегодняшний день разработка на базе «Славянка» – это «Мотор-колесо Дуюнова». По сути, это первое асинхронное мотор-колесо, которое можно встроить в колесо велосипеда, автомобиля, скутера, мотоцикла и других транспортных средств.
На данный момент все модели мотор-колес, представленные на рынке, являются BLDC-двигателями и имеют в своей конструкции постоянные магниты. Ведущие автоконцерны, такие как Toyota, Mazda, BMW уже к 2025 году планируют отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Вследствие чего на мировом рынке электротранспорта растет спрос на мотор-колеса, который, уже сейчас, Китай (которому принадлежит 95% редкоземельных металлов) не может удовлетворить в полном объеме.
Перед BLDC-конкурентами мотор-колеса по «Славянке» имеют ряд преимуществ. Мотор-колесо Дуюнова в разы дешевле тех моделей, что сейчас присутствуют на мировом рынке, оно не предполагает дорогостоящих материалов, таких как магниты, сырьем для которых являются редкоземельные металлы. Для выпуска мотор-колеса используется медь марки «М1М» и электротехническая сталь.
Сортамент медной проволоки различает ее по диаметру, виду изоляции и другим характеристикам, и подбирается в зависимости от вида и назначения создаваемого двигателя. Вопрос нехватки меди не должен вызвать беспокойства:
- на 1 кВт установленной мощности у "Славянки", используется на 30"% меньше меди, чем у аналогов;
- медь добывается в России, имеющихся месторождений достаточно для использования еще долгое время;
- для производства двигателей по технологии Дуюнова используются отработанные стандартные двигатели, а это дополнительный ресурс меди.
Благодаря технологии совмещенных обмоток «Славянка», «Мотор-колеса Дуюнова» имеют уникальное соотношение габаритов, массы и мощности.
Например, мотор-колесо 318 габарита для применения на электровелосипеде выдает мощность порядка 20 кВт, а мотор-колесо для скутера 27 кВт. Аналогичные по габаритам и массе мотор-колеса класса BLDC имеют мощность всего 1 – 5 кВт. Электровелосипед с мотор-колесом Дуюнова мощностью 20кВт удавалось разогнать до 140 км/час, а максимальная расчетная скорость возможна до 250 км/ч.
Мотоцикл Honda Cafe Racer теперь оснащен мотором DA-90S, созданным по технологии Дуюнова. Cafe Racer с мотором DA-90S и контроллером Denzel DECO, позволит развивать скорость до 120 км/час.
Открытые обмотки по «Славянке» не восприимчивы к внешним факторам. Проверено: ни пыль, ни вода, ни грязь им не страшны. Конструкция асинхронного двигателя крайне надежна, именно благодаря этому они так распространены и востребованы. BLDC-аналогам, напротив, противопоказано «открытое» использование.
На закрытии мотосезона в Зеленограде была представлена мототехника абсолютно разных категорий, начиная от легких мопедов, заканчивая тяжелыми квадроциклами.
Компания «СовЭлМаш» при сотрудничестве с мастерской «Мотокураж» предоставила для участия в пробеге электроскутер Irbis с асинхронным мотор-колесом Дуюнова.
Скутер Irbis не только преодолел всю дистанцию мотопробега, но и уверенно себя чувствовал, двигаясь в колонне наравне с традиционными мотоциклами с ДВС (добирался до места проведения мероприятия и обратно электроскутер своим ходом). На скутер установлен слабый велосипедный аккумулятор на 1,5 кВт*ч. Свободный объем в скутере позволяет установить аккумулятор на 6 кВт*ч, что значительно увеличит дальность пробега, а также мощность и максимальную скорость транспортного средства.
РАЗРАБОТКИ ДУЮНОВА НА БАЗЕ «СЛАВЯНКИ»
Особо стоит отметить плазморез Горынычъ, разработанный Дуюновым и имеющий коммерческий успех уже более 10 лет.
- мотор-колесо 10 кВт для электровелосипеда
- мотор-колесо 20 квт для электровелосипеда
- мотор-колесо 27 кВт для скутера
- разработка колес для первого отечественного электромобиля, совместно с компанией Zetta
- перемотка двигателя для Renault Twizy
- модификация двигателя электровоза «ЭРА»
- модификация двигателя полноприводного автомобиля Renault Kangoo
- модифицированные генераторы для а/м КАМАЗ из спортивной команды «КАМАЗ-Мастер»
- модификация двигателей городских троллейбусов в Киеве
- создание двигателей для ветряных генераторов
- двигатели DA-90S, модифицированные в Китае по лицензии от «АсиПП», которые были успешно установлены и испытаны на нескольких электробайках, электромобиле Pickman, мотоцикле Honda. Этот двигатель запущен в серийное производство.
Помимо разработок, созданных Дуюновым и его командой, по всему миру технология активно применялась партнерами компании Дуюнова. Поэтому имели место модифицированные электродвигатели для автомобилей «Таврия» (Игорь Корхов), «Запорожец», (ZAZ Электро), Citroen и пр.