редакции Выбор
Как отделить «инфоцыган» от нормальных людей
Во время поездки в Кремниевую Долину прошлой осенью на глаза мне попалась неброская реклама финансовой онлайн-игры Cashflow (или «Денежный поток»), создателем которой еще в 1993 г. стал американский миллионер Роберт Кийосаки. Казалось бы, кого в самом сердце глобальной стартап-индустрии интересует онлайн-игра?
Тем не менее, несколько десятилетий продукт успешно продается по всему миру, а среди поклонников игры можно встретить самых разных людей, от вполне состоявшихся в бизнесе до начинающих с азов инвесторов.
Продажи подогревает растущий интерес к онлайн-обучению: к 2025 г. мировой рынок e-learning обещает преодолеть отметку в $325 млрд., ключевых игроков оценивают в миллиардные суммы (в 2015 г. за рекордные $1,5 млрд. Lynda.com прибрел LinkedIn), а создатели онлайн-курсов умудрились занять $46-миллиардную нишу.
Взрывными темпами растет и российский рынок elearning, пусть и куда более скромный (впрочем, как рынок классического обучения в целом). Если два года назад оценки онлайн-сегмента в образовании составили лишь 21 млрд. руб., то уже к 2021 г. объем отрасли рынка должен вырасти более чем вдвое, достигнув 53 млрд. руб. На нишу обратили внимание и инвесторы – летом 2017 г. в одного из крупнейших игроков рынка, «Нетология-групп» вложилась «Севергрупп» Алексея Мордашева (всю компанию оценили в $60 млн).
Причины очевидны – не вижу смысла подробно останавливаться на каждой. Это и удобство нового формата получения знаний здесь и сейчас, техническая доступность благодаря распространению интернета, и конечно, адекватная стоимость. Просто подумайте, в 2017-2018 гг. цена годового обучения в госуниверситете США составляла в среднем $9 970 для американских граждан. В России ценник на высшее образование не менее внушительный – в среднем за год обучения предстоит выложить от 140 тысяч рублей, а если речь идет именно о столичных ВУЗах, цифру можно смело увеличивать минимум вдвое. Что особенно печально, полученных столь высокой ценой знаний зачастую не хватает для трудоустройства – в 2015 г. найти работу и начать, наконец, зарабатывать, смогли лишь 75% выпускников российских ВУЗов. Я сам, выпускник легендарной Бауманки, студент года одного из самых престижных технических ВУЗов страны, могу лично подтвердить данный тренд – устроиться на работу по профессии крайне сложно и обладателям таких дипломов.
Секретным ключом к лучшему будущему и становится онлайн-обучение – недорогой, технически доступный, а главное, исключающий годы сидения за партой формат позволит оперативно получить востребованные скиллы.
Инфобизнес или онлайн-обучение?
Увы, несмотря на очевидные преимущества, дистанционный формат обучения еще вызывает немало вопросов. «Почему онлайн-образование не работает», «8 мифов об онлайн-образовании», «Пять недостатков онлайн-курсов, за которые их все любят» - как минимум, сомнений хватает.
Однако по-настоящему глобальные битвы идут совсем не между сторонниками онлайн-обучения английскому языку и изготовлению тортов онлайн с представителями традиционных форматов трансфера знаний. Настоящий огонь на себя принимают основатели онлайн-курсов, тренингов и программ, готовых обучать в онлайн-режиме методам успешного развития бизнеса.
Повышение эффективности холодных звонков, продвижение в социальных сетях с использованием новых инструментов рекламы и неочевидные способы увеличения среднего чека – стандартный для современного предпринимателя набор практик нередко вызывает настоящий шквал претензий и обвинений всего лишь вследствие онлайн-формата подачи.
Негодование столь велико, что к новым формам получения знаний пытаются «приклеить» малопонятный, но однозначно вселяющий недоверие ярлык «инфобизнеса», а самые отчаянные и вовсе клеймят основателей обучающих платформ «инфоцыганами» и «торговцами воздухом», заведомо обесценивая саму возможность получения знаний и навыков в онлайн-формате.
Не спорю, на рынке онлайн-обучения хватает недобросовестных игроков – в сети не составит труда отыскать курсы, владельцы которых обещают вам $100-тысячный заработок за две недели, обучить секретному методу роста продаж, а маржу увеличить втрое легким движением руки.
Под видом обучения в сети они продают неработающие методики раскрутки бизнеса, обучающие ролики записывают в арендованных на пару дней роскошных домах, а сами не обладают хоть сколь-нибудь значимыми достижениями. Более того, нередко их продукты вообще не нацелены на реальный бизнес, а готовят лишь все новых онлайн-коучей и тренеров.
Конечно, это бесспорный скам! Но постойте, ведь это и закономерные «болезни роста» молодого рынка, где попросту отсутствуют общепринятые нормы и стандарты, отсутствие которых многие как раз и считают признаком непрозрачности и сомнительности? Так повод ли это сомневаться в легитимности всех обучающих бизнесу онлайн-проектов? Ведь это все равно, что не верить в будущее человечества из-за ветрянки в детском саду!
Чем стоило бы заняться на самом деле, так это научиться в конце концов отделять настоящих мастеров обучения практикам ведения бизнеса в онлайне от банальных самозванцев. Тем более, что сделать это позволяет набор понятных правил, следуя которым можно распознать «обучающий» скам еще «на подступах», а значит, гарантированно избежать обмана. Именно такими правилами я и хочу поделиться с вами сегодня. Надеюсь, они станут той самой «вакциной» против «инфоцыган», которая сбережет вам не только деньги, потраченные на бесполезный контент в сети, но, главное, сэкономит самый ценный для всех нас сегодня ресурс, ваше ВРЕМЯ.
Правило № 1. Учитесь на чужих ошибках
Лучших работодателей России без труда можно найти в рейтингах HeadHunter, а вызывающий доверие ВУЗ позволит выбрать международный Round University Ranking. С онлайн-обучением не все так просто - общепринятых критериев рейтингования пока не сложилось. Вашим оружием здесь должны стать отзывы прошедших обучение клиентов. Найти последние достаточно просто – достаточно лишь задать соответствующие запросы в поисковой строке Яндекса или потратить пару часов на чтение ВКонтакте. Отзывы советую поискать и в YouTube, где впечатлениями также делятся многие, в том числе и действующие ученик онлайн-площадок. Кстати, только чтением и просмотром не советую ограничиваться, – свяжитесь с авторами отзывов напрямую, уточните все подробности. Успешные ученики с удовольствием поделятся опытом, а обманутые клиенты предостерегут от ошибки.
Правило №2. Возврат без вопросов
Сегодня покупатель, не задумываясь, может вернуть не пришедшиеся по душе сникерсы из последней коллаборации Adidas и купленную впопыхах страховку по кредиту в банке. Сама возможность возврата средств на традиционном рынке воспринимается как признак ответственного продавца. Я бы советовал применять такой подход и для оценки онлайн-курсов – сразу проверьте, существует ли в договоре возможность возврата оплаты за обучение.
Я не предлагаю заниматься читерством, требуя возврата средств за полезные и нужные знания. Однако если проданная методика раскрутки в Инстаграмм не работает, хоть вы и следуете ей на 200%, - в таких случаях организаторы должны предусмотреть возможность возврата средств. К примеру, опция возврата предусмотрена консалтинговым акселератором коуча Сэма Овена (SamOven), участие в котором стоит около $2000 (их можно вернуть в первые 14 дней без объяснения причин). И опция должна быть зафиксирована в договоре – обратите на это внимание (наличие самого договора на оказание услуг - это само собой разумеющаяся опция, не правда ли?).
Правило №3. «Пробить» по базам
Для первичной проверки бизнес-репутации делового партнера сегодня вполне можно обойтись и открытыми источниками – реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ), базами решений арбитражных судов и неплательщиков налогов. Так почему бы не устроить проверку основателям онлайн-курсов и авторам обучающих методик? О судебных исках и претензиях налоговой лучше узнать прежде, чем вы отправите деньги за обучение на их счета.
Приложите чуть больше усилий и узнайте, кто основал выбранную вами Школу и разработал обучающие курсы, проведите ресерч его бекграунда. Важно понять, прошел ли он сам тот путь, повторить который по итогам учебы предстоит и вам. И главное, обращайте внимание на действительно удачные бизнес-кейсы за его плечами – ведь масштабировать имеет смысл только их. И конечно, стоит проверить, насколько залогом его успеха в бизнесе стали удачный старт и благосостояние семьи? Наверняка вы помните анекдот о миллиардере и его первом заработке. Удастся ли вам повторить успех учителя Школы, если первый миллион он одолжил у папы?
Правило №4. Фокус на контент
Ну и конечно, при выборе обучающих курсов стоит понять, за что именно вы платите деньги. Это реальные решения, которые вы сможете применять в ежедневной практике, или всего лишь мотивирующие установки? Стоит обратить внимание на объем домашней (или самостоятельной) работы в сравнении с лекционными материалами. Её должно быть много – как минимум, на практическую отработку полученных в онлайне знаний вам предстоит потратить по нескольку часов в день. Уточните, намерены ли основатели курсов предоставить клиентам рабочие материалы – например, PDF-конспектами лекцций. К примеру, уже упоминавшийся акселератор Сэма Овенса предлагает ученикам 13 страниц материалов только по организации продающих звонков.
Нередко качество онлайн-курсов предлагают тестировать по бесплатному контенту, а зарубежных СМИ можно даже встретить советы не доверять основателям, не готовым предлагать обучающий контент для ознакомления в свободном режиме. Я бы к подобным советам относился с осторожностью – увы, на молодом рынке можно встретить банальных читеров в том числе и на стороне клиента, и добросовестным разработчикам попросту приходится страховаться хотя бы финансово (что помешает получить контент даром и применить работающие методики без оплаты?). Не говоря уже о возможности банального копирования контента конкурентами. Конечно, тестовый урок, пусть и усеченном виде, неплохо «примерять» перед покупкой - как минимум, чтобы понять, соответствует ли курс именно вашим потребностям и болям. Но считать признаком однозначного скама его отсутствие неверно.
И главный совет, который я бы дал всем присматривающимся к обучению в сети: не ведитесь на первое попавшееся предложение, изучите рынок, поймите ценность каждого обучающегося продукта и только затем выберите лучшее для вас и вашего бизнеса в моменте.