редакции Выбор
Как мы запускали стартапы ради быстрого заработка и теряли деньги
В голове были только деньги
Что подталкивает людей открыть своё дело? Уверен, первое, что скажут начинающие предприниматели – заработать побольше денег. В 2008 году я и двое моих друзей думали точно также. В голове были деньги и только деньги, поэтому все наши стартапы с треском провалились.
А началось всё с того, что трое уверенных в себе парней решили открыть собственное дело и стать миллионерами. Мы не мониторили перспективные ниши для бизнеса и на интуитивном уровне подались в разработчики сайтов. Сняли маленький офис, поставили компьютер и поручили самому безработному из нас сидеть на телефоне и привлекать клиентов.
Прошёл месяц, второй, но результатов не было – клиент не шёл. Работать в ноль и платить за аренду – не наша история. Поэтому мы решили найти свободное время и проанализировать телефонные звонки. Оказалось, что все переговоры строились по типу: «Добрый день! Мы разрабатываем сайты. Хотите?», — «Нет», — «Ну хорошо, до свидания».
Не понимали, кто наш клиент
Отсутствие понимания, кто наш клиент и чего хочет, как работать с претензиями и бизнес ради денег сыграли с нами злую шутку. Только что запущенный стартап никому не был нужен, потому что мы и сами не знали, кому предложить услуги разработки сайта.
Но сдаваться никто не хотел. Поэтому я пошёл работать менеджером по продажам, чтобы научиться выстраивать коммуникации с заказчиками. Ведь хороший переговорщик – это тот, кто может доказать полезность своего продукта и вызвать у клиента положительную ассоциацию с предоставляемой услугой.
Не могу сказать, что у нашей первой компании совсем не было клиентов. Они были, но это больше походило на счастливую случайность. Чтобы выполнить заказы, мы нанимали на подряд дизайнера и программиста. А однажды нам удалось найти двух специалистов в одном лице.
Молодой парень согласился за 10 тысяч рублей создать красивый сайт интернет-магазина. Однако мы не учли, что у фрилансера помимо нашей работы было ещё несколько, а наш заказ оказался немного сложнее, чем показалось по началу. Когда сроки подходили к концу, наш «спаситель» запросил двойную плату, на что получил отрицательный ответ.
Когда же я решил показать нашему заказчику хоть какие-то наработки, оказалось, что программист и тут нас обошёл. Он оформил авторские права на сайт. В итоге мы не смогли воспользоваться даже дизайн-проектом. Пришлось в авральном режиме искать другого специалиста и платить дважды потому, что все прежние договорённости были устными.
Все и сразу
Что же касается нашего бизнеса, то в нём начался кризис. Каждый стал думать о том, где заработать побольше денег. Но никто не хотел прорабатывать полноценный бизнес-план, с помощью которого мы бы могли двигаться к намеченным целям. Вместо этого мы искали новые направления и создавали подпольные организации: печати визиток, услуги дизайн-бюро. Но и эти «грабли» нас ничему не научили.
В 2009 году один из моих партнёров увидел в интернете ещё одну «беспроигрышную» бизнес-идею: наклейки для надписей на цветах. В Перми такого точно не было, и мы решили стать первопроходцами. Не изучив рынок и не узнав, нужно ли это вообще кому-то, закупили большую партию наклеек, вложив 50 тысяч рублей в новое дело. После работы мы ходили по цветочным магазинам и предлагали купить хотя бы парочку цветов на пробу. Думаю, что не надо рассказывать, как мы провалили очередной бизнес и сработали в минус. В тот момент потеря 50 тысяч была очень ощутимой и стала для нас уроком: чтобы открыть своё дело, сначала надо определится с целью.
Бизнес с умом
Наступив на очередные грабли, мы не оставили идею построить собственный бизнес. Решили попробовать себя в новой нише – производстве игрового оборудования. Но полагаться на авось уже не стали и прежде, чем вложиться в новое направление, изучили рынок. Проанализировав динамику индустрии развлечений, в 2010 году мы скинулись по 13 тысяч и на последние деньги открыли компанию «Авира». С первых же дней работы получилось найти клиентов. А предварительное изучение рынка помогло успешно выполнить заказ с учётом всех трендов отрасли.
Сегодня продукция нашей компаний поставляется в 18 стран мира. Годовой оборот достигает полмиллиарда рублей. Что же касается моих партнёров, то каждый выбрал свой путь: Алексей Зыков основал компанию «Цари Спарты», которая специализируется на производстве спортивно-развлекательного оборудования и является стратегическим партнёром «Авиры» в масштабных проектах, а Павел Махмутин вышел из состава учредителей.
Мой путь в бизнесе был не простым, но я добился поставленной цели. Сейчас компания развивается и конкурирует на международной арене как производитель игрового оборудования в B2B сфере.