редакции Выбор
Олимпиада для айтишников: как мотивировать молодых разработчиков
В современном HR широко распространены мотивационные мероприятия, как внешние, так и внутренние: социальные проекты, выставки, мастер-классы и тренинги. Насколько такие мероприятия эффективны для поколений Y и Z, причём не просто представителей этих поколений, а наиболее ярких – ИТ-шников?
Мотивация
В последнее время вопрос мотивации сотрудников поколения Z особенно острый. Для них важна хорошая атмосфера в компании, возможность повышения квалификации (отчасти), и, главное, современные и «модные» технологии (то есть, отсутствие застоя и подхода «копайте отсюда до следующей зарплаты»).
Давайте сделаем шаг вперед от поколения Z и посмотрим на современных детей. Различные челленджи дают им возможность повторять за другими или даже делать еще лучше. Этот подход отлично вписывается и в ИТ, это хакатоны и олимпиады.
Хакатон является командным мероприятием и может быть использован как для рекламы HR-бренда (открытый, с привлечением просто клиентов компании или потенциальных кандидатов), так и для мотивации и объединения персонала (внутренний). Но может быть и более индивидуальное мероприятие.
ИТ-олимпиада (или конкурс «Лучший по профессии»)
По сути, это синтез хорошо забытого старого социалистического соревнования – «ударник производства» - и школьных олимпиад, где предлагаются особенно сложные задачи, выходящие за рамки предполагаемых знаний.
Такое мероприятие мы проводили уже три раза для одного из наших клиентов, и оно всегда пользовалось популярностью, как у команды, так и у руководства компании.
В связи с высокой сложностью вопросов в самом конкурсе было необходимо организовать предварительные раунды в более простом, классическом стиле. Наш заказчик проводил это самостоятельно в виде комбинации рекомендаций непосредственного руководства и отборочных туров. Но, конечно, возможно и напрямую соединить этот конкурс с системой регулярной автоматизированной оценки персонала, что позволит и снять остатки возможно предвзятого отношения, и улучшить имидж автоматизированной оценки в компании в целом.
Для проведения самой олимпиады выбирается платформа, позволяющая проводить ручную и автоматизированную оценку задач.
Аналитика, тестировщики – нечто среднее между бизнес-игрой и сложными ситуативными задачами. Задачи решаются в свободной форме и проверяются внешними экспертами.
Разработчики – задачи, которые решаются прямо в платформе (среда программирования) и в ней же проверяются (встроенные юнит-тесты).
Это не дорого – найти подходящую платформу и подготовить задачи, плюс организовать призы. При некоторых дополнительных организационных усилиях даже платформа не нужна – можно воспользоваться почти стандартным окружением. Но платформа, конечно, удобнее: позволяет использовать большое количество языков, снижает трудозатраты на организацию сред, снижает возможность накладок в момент проведения соревнования.
Остается вопрос: как разработать задания?
Внутри компании сделать это достаточно проблематично, так как HR-подразделения этого сделать не могут, а при привлечении экспертов из собственно производственных ИТ-подразделений может быть утечка. Да и не совсем честно получается, что самые квалифицированные эксперты, составляющие вопросы, не смогут потом участвовать в соревновании.
Поэтому самым разумным вариантом будет заказ подготовки заданий и сопровождения на мероприятии сторонней компании эксперту в ИТ, даже если собственное ИТ-подразделение достаточно сильное.
ИТ-олимпиада - это мотивирующее оценочное мероприятие
Как бы ни казалось это странным на первый взгляд, и, в отличие от очевидной строящейся в голове цепочки «оценка -> КПИ -> аттестация -> бонусы или зарплата», здесь воздействие более глубокое, не только в материальном плане, но и в нематериальном: в реализации потребности в соревновании, признании, техническом лидерстве. И, если она проводится достаточно регулярно, то точно так же, как и спортивная Олимпиада, может являться отличным стимулом для постоянного развития.