редакции Выбор
Как мы делали инвестиционную площадку для B2B и частных лиц
Краудфандинг для бизнеса
Когда компаниям нужны инвестиции для развития, есть несколько способов, чтобы их получить: начиная от классического банкинга и заканчивая краудфандингом.
Краудфандинг — это привлечение средств обычных людей или других компаний, так называемое «народное финансирование» (от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование»). С помощью специализированных онлайн-площадок привлекают инвестиции в самых разных сферах: как на социальные и политические цели, так и для выпуска фильмов и музыкальных альбомов, открытия или расширения бизнеса. В сфере инвестирования разделяют несколько направлений:
- B2B – компания предоставляет инвестиции другой компании;
- P2B – граждане инвестируют в бизнес;
- P2P – инвестиции между физическими лицами.
Один из первых в мире краудфандинговых порталов был создан в 2000 году в США, сейчас известно более десятка платформ, в том числе Kickstarter, основанный в 2009 году. В числе крупных развлекательных проектов, которые финансировались за счет краудфандинга, можно назвать создание видеоигры Wasteland 2 (собрано более 3 миллионов долларов), а в числе политических — выборы президента США (некоторые кандидаты привлекают на свои рекламные кампании до 300 миллионов долларов).
Развивается краудфандинг и в России: объемы сборов ведущих площадок составляют более миллиарда рублей, а Госдума работает над Законом о регулировании краудфандинговых платформ, который направлен на борьбу с мошенничеством и достижение прозрачности инвестиционного рынка.
В бизнесе краудфандинг постепенно становится важным инструментом привлечения инвестиций, известным на международном уровне. Краудфандинговые платформы стремятся обеспечить стартапам и инвесторам как можно более безопасные условия, в том числе полный электронный документооборот и прозрачность сделок.
Как мы создавали краудфандинговую платформу
К нам в SimbirSoft обращаются компании из разных стран и отраслей бизнеса, которым нужны IT-решения для автоматизации. Одним из наших партнеров стала крупная краудфандинговая компания, которая поставила перед нами следующую задачу: создать удобную площадку для инвесторов с полным документооборотом.
До сотрудничества с нами инвестиционная компания уже заказывала разработку ПО, однако, результат не соответствовал ее бизнес-задачам. На старте продукт представлял собой личный кабинет с достаточно ограниченными функциями, с ним можно было работать только вручную.
Поскольку краудфандинг подразумевает работу с финансами, ключевым требованием стало обеспечение полной безопасности всех операций. Разумеется, предложенная платформа должна была полностью соответствовать законодательству.
Мы тщательно проанализировали бизнес-задачи партнера и вместе определили ключевые функции:
- Оформление залога на имущество заемщика (обеспечение займа) за счет интеграции с федеральной системой «Реестр уведомлений о залоге движимого имущества»;
- Полностью автоматизированный прием заявок на финансирование;
- Электронный документооборот при помощи электронно-цифровой подписи (ЭЦП);
- Полная автоматизация займов (учет и ведение просроченной задолженности, составление календаря выплат, формирование уведомлений о просроченной задолженности за несколько дней до очередного платежа и т.д.);
- CRM-система аналитики и оценки рентабельности бизнеса для инвестора;
- Доступ к кредитной истории потенциального заемщика.
Решение
Клиент активно участвовал в разработке платформы: он буквально фонтанировал идеями. Учитывая творческий характер работы, очертить конкретные этапы, с видимыми KPI и OKR, было сложно. Мы просто постоянно были на связи и согласовывали техническое решение шаг за шагом. Клиент самостоятельно тестировал промежуточные результаты и отправлял нам отчеты со своими замечаниями и корректировками.
В итоге мы представили клиенту две площадки:
- Внутренняя система с CRM, где перед публикацией на площадке проводилась оценка рентабельности бизнеса. Для этого комиссия проверяла кредитную историю, учредителей, наличие долгов и выносила заключение о том, публиковать ли проект на площадке и рекомендовать ли его инвесторам.
- Краудфандинговая площадка, где инвесторы могли познакомиться с проектами, посмотреть их отчеты и принять решение об инвестировании. Система позволяет нескольким инвесторам вкладывать средства в один проект, формирует с каждым договор займа, регистрирует в реестре залог и заверяет все необходимые документы с помощью ЭЦП. После этого заемщик получает деньги и впоследствии отправляет инвесторам платежи (аннуитетные или дифференцированные) в соответствии с графиком.
Система была интегрирована с Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) и сервисом проверки контрагентов СПАРК, на основе полученных данных автоматически рассчитывался кредитный рейтинг каждого проекта.
Сроки
На начальный этап разработки — дизайн и основные функции — ушло четыре месяца. При этом первые результаты мы показали уже через полтора месяца, запустив стартовую версию продукта. Мы сделали упор на простой и быстрый электронный документооборот, без “беготни с бумажками” по разным инстанциям. За счет использования ЭЦП заемщик мог совершенно законно получить средства от инвесторов из других городов, без личного знакомства. Благодаря интеграции с разнообразными государственными сервисами, часть информации платформа “подтягивала” самостоятельно, даже без активного участия пользователя.
Какие бизнесы могут использовать
При создании IT-продукта мы в компании SimbirSoft всегда анализируем, каким сферам бизнеса он может быть полезен. В данном случае наш опыт разработки инвестиционной площадки потенциально поможет автоматизировать торговлю или документооборот между бизнесами (B2B). Это защищенный и безопасный сервис для финансовых операций между представителями различных областей бизнеса.
Например, подобное решение подходит для автоматизации работы агентств недвижимости или транспортных компаний, которые предоставляют услуги в сегменте B2B. Система поможет в выполнении следующих функций:
- Изучит кредитную историю клиентов и их залоговое имущество
- Оценит безопасность и рентабельность сделки
- Позволит провести аукцион между претендентами
- Предоставит удобные функции для автоматизации сделки
- После заключения сделки направит электронные документы в государственные органы.
Таким образом, агентство недвижимости или лизинговая транспортная компания сможет сосредоточиться на своих бизнес-задачах, а наше IT-решение поможет автоматизировать операции и обеспечить их прозрачность для всех участников сделки.
В сфере инвестиций функции оценки рентабельности и залога на имущество помогают защитить участников сделки от рисков и спрогнозировать прибыль инвестора. При этом документооборот автоматизирован в полном соответствии с требованиями законодательства.
Подводя итоги
Мы разработали интернет-платформу для инвестиций в сроки, установленные договором (6 месяцев). С помощью данной платформы наш партнер автоматизировал бизнес в соответствии с требованиями закона и получил решение с удобной навигацией и кастомизированными под конкретные бизнес-потребности функциями. С другими решениями можно ознакомиться на нашем сайте.