Главное Свежее Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 842 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Заработать в интернете: какие юридические риски надо учесть в онлайн-бизнесе

Что нужно знать предпринимателям, развивающим бизнес в области интернет-технологий? Рассказывает управляющий партнер юридической компании «Частное право» Виктор Рассохин.

b_5d52ad7de0baa.jpg

Итак, что нужно знать предпринимателям, развивающим бизнес в области интернет-технологий.

1. Комплаенс-контроль и требования надзорных органов

Прежде чем запускать проект, необходимо выяснить, какие требования к проекту предъявляются действующим законодательством. Например, при запуске онлайн образовательного проекта (онлайн-курсы, тренинги и пр.) нужно убедиться, что не требуется специальной образовательной лицензии для данного вида деятельности. Или, пообщавшись с юристами, можно выработать схему, при которой образовательная лицензия будет получена уже в процессе работы, а до этого момента, оформление деятельности онлайн-проекта будет осуществляться иначе (например, не образовательные, а информационные или консультационные услуги).

Если запускается мобильное приложение в сфере строительства или выполнении подрядных работ, то необходимо выяснить не распространяется ли на компанию требования об участии в СРО или иные требования, поскольку компания формально может считаться подрядчиком или техническим заказчиком по градостроительному законодательству.

Иными словами, необходимо понимать, урегулирован ли каким-то специальным образом данный вид деятельности, безотносительно того, что он запускается с помощью интернет-технологий. Для контролирующих и налоговых органов не имеет значения, получаете ли вы деньги на свой расчетный счет в банке через какой-либо онлайн-сервис или от заказчика напрямую, поскольку для каждой конкретной транзакции должно иметься правовое обоснование, денежные средства должны быть получены законным способом по заключенному договору, а на результаты работ или услуг должны быть оформлены акты их приемки.

2. Выбор оптимальной схемы договорной работы

После того как установлено, какие требования предъявляются законом и государственными органами к виду деятельности, необходимо выбрать оптимальную схему договорных взаимоотношений между участниками процесса.

Так, если это проект b2c, то необходимо учитывать, что скорее всего на данные отношения будет распространяться действие Закона о защите прав потребителя, предусматривающего соответствующие условия (возврат товара, отказ от услуг с требованием возврата вознаграждения за вычетом фактически понесенных исполнителем расходов и пр.).

Если проект b2b, то важно понимать, в каком объеме компанией принимаются на себя обязательства в отношении контрагента-организации. При этом возможно несколько подходов в выборе типа договоров (лицензионный договор на пользование ПО, договор об оказании услуг, агентский договор или договор поручения и пр.).

В каждом случае предмет договора, регулирование законом типа правоотношений и, соответственно, правовые последствия будут различными. В некоторых проектах необходимо комбинировать подходы. Например, если предоставляется доступ в мобильное приложение, то используется оферта на пользование программным обеспечением (лицензионный договор), в котором может содержаться ссылка на некие правила расчетов с использованием эксроу-счетов или сервиса безопасной сделки (в последнее время появилось несколько форматов заключения сделок через интернет).

3. Форма оформления правоотношений

Интернет-сервисы часто используют публичную оферту, которую размещают на сайте. Но необходимо понимать, что условия данной оферты, в соответствии со ст. 435 ГК РФ, распространяются на неопределенный круг лиц, и после акцепта данной оферты ее условия становятся обязательными для сторон. То есть изменить условия оферты нельзя (только путем оформления новой редакции оферты для новых пользователей).

Между тем, использование оферт является не всегда удобным по нескольким причинам.

  • Во-первых, после присоединения к условиям оферты у лица отсутствует на руках договор в письменной форме (т.е. единый документ, подписанный с двух сторон).
  • Во-вторых, в случае возникновения спора необходимо доказывать, что вообще акцептант (т.е. лицо, которое присоединилось к условиям оферты) принял эту оферту. При этом, доказывать должна та сторона, которая ссылается на данное обстоятельство (ст. 56 ГПК РФ).
  • В-третьих, наконец, для бухгалтерии организаций важно иметь на руках подписанный бумажный первичный учетный документ, как этого требует ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» или подписанный квалифицированной электронной подписью (ст. 6 Закона «Об электронной подписи»).

Надо отметить, что несмотря на удобство электронной подписи, далеко не все компании ей успели обзавестись, особенно представители малого бизнеса, поскольку это связано с дополнительными расходами. Поэтому не удивительно, что некоторые онлайн-сервисы до сих пор продолжают использовать форму письменного договора во взаимоотношениях с организациями-партнерами, которая является наиболее надежной с точки зрения проверок.

4. Использование электронной подписи, электронный документооборот

Электронная подпись является, пожалуй, одним из самых удачных изобретений, применяемых в сфере коммерческих отношений. Как показывает практика, заинтересованность в ее применении только растет, поскольку позволяет сэкономить значительное время в процессе оформления документов между контрагентами, а также средства, ранее затраченные на бумажное оформление документов. Чем крупнее организация, тем больше возникает издержек, связанных с документооборотом. Поэтому электронный документооборот (ЭДО) отличный выход для бизнеса.

В то же время, переход на ЭДО имеет ряд рисков, которые хорошо прослеживаются в судебной практике.

В одном из дел по иску ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» к ООО «Аптека-А.в.е» о взыскании 38 011 312,65 руб. (Дело № А40-4350/16), ответчик уклонился от оплаты стоимости поставленного товара, ссылаясь на то, что товар не был принят покупателем, а лицо, подписавшее электронные товарные накладные не было уполномочено на принятие товара. Кроме этого, по мнению ответчика, из договора явно не следовала возможность использования сторонами электронного документооборота, и поэтому все документы должны были оформляться в бумажном виде. В итоге суд взыскал полную стоимость товара, но для этого пришлось пройти все инстанции, вплоть до Верховного Суда РФ.

Как мы видим, несмотря на надежность квалифицированной электронной подписи, ее использование не может гарантировать стопроцентное исполнение обязательств контрагентом, поскольку такое исполнение напрямую зависит от добросовестности контрагента, а не от того, каким образом оформлены документы. И бумажный и электронный договор можно исполнить добросовестно, или не исполнять вовсе. В то же время, сам факт использования интернет-технологий обязывает нас более внимательно относиться к оформлению документов с использованием таких технологий, поскольку для недобросовестных участников рынка это создает дополнительные возможности для манипуляций и уклонения от исполнения взятых на себя обязательств. Во избежание подобных ситуаций, необходимо тщательно подходить к подготовке документов, договоров, оферт и правил работы сервиса еще на этапе запуска проекта.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.