редакции
Как мы в студии проводим предпроектную аналитику + примеры
Привет, я Таня из Pyrobyte. Мы веб-продакшн, а большая часть наших заказов — это сайты-сервисы. С уже работающими проектами, которые приходят за технической поддержкой, вопросов обычно нет: там уже есть и реальная аудитория, и список фич на год вперед, и реальные дыры в обшивке, которые надо быстро заварить, пока весь кислород не вытянуло в космос.
Но вот когда приходит клиент с одним только замыслом — мы предлагаем ему провести предпроектную аналитику. Это такое маркетинговое исследование в миниатюре, за 16-24 часа получается не только структурировать все идеи, но и определить курс развития проекта.
Расскажу, как мы это делаем. Захотите обсудить — жду в комментариях. А пока налейте кофейку, будет много букв. Приложили примеры документов, которыми пользуемся сами, на каждый шаг.
Что это такое
Фактически, предпроектная аналитика — это развернутый, иллюстрированный таблицами и логическими схемами, ответ на четыре простых вопроса:
- Что из себя представляет продукт?
- Кому он будет интересен?
- Чего нужно достичь, чтобы продукт считался успешным?
- Как этого достичь?
Вот и всё. Мы, в общем-то, проводим подробный мысленный эксперимент, который помогает понять, взлетит проект или не взлетит. Практика распространенная среди коллег.
Иногда бывает, что клиент приходит с уже готовым маркетинговым исследованием и техническим заданием. Или просто детализированным документом, где описано его видение продукта. В таком случае мы можем запросто проскочить этап аналитики — если по субъективному восприятию менеджера на стороне студии, продукт логически непротиворечив и имеет потенциал.
Итого: предпроектная аналитика имеет своей целью сделать в итоге технически безупречный продукт, который бы решал задачи своей аудитории.
Насколько это затратно: всё, конечно, зависит от конкретных задач и сложности проекта — например, много времени занимает сбор семантического ядра (включаем эту услугу, если проект предполагает SEO). В среднем этап предпроектной аналитики занимает от 16 до 24 часов. Покажу весь процесс на примере реального проекта — онлайн-калькулятора, где заказчик может рассчитать примерную стоимость разработки своего проекта и выбрать подходящих подрядчиков. Пользователь (заказчик сайта) может: Теперь подробнее про каждый этап аналитики. Сначала мы проводим брифование, его назначение — получить быстрый замер того, каким клиент видит проект. Аналитик задает типовые вопросы, ответы на которые помогают понять суть проекта, предполагаемую аудиторию, решаемые проблемы ЦА, цели и задачи проекта, круг заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Здесь как раз мы и должны получить ответы на те четыре вопроса: что это, для кого, какие цели и как их достичь. Результат этапа: логическая карта с видением проекта. Чем пользуемся: XMind. Когда базовая концепция ясна, мы переходим к анализу конкурентов. То, что мы делаем в рамках услуги «Предпроектная аналитика» — это не маркетинговое исследование, мы не проводим полноценный SWOT-анализ и не углубляемся в изучение рынка. Как веб-продакшену нам, в первую очередь, важно сделать удобный продукт, решающий предполагаемые задачи потенциальной аудитории. Запустить первую работающую версию, если хотите. Поэтому конкурентный анализ — это именно анализ конкурирующих продуктов, сайтов или мобильных приложений, их возможностей. Процесс такой: Отдельно про критерии отбора «сильнейших». Мы используем такие: Интерфейс должен быть современным. Как правило, это лидеры отрасли, у которых есть ресурсы, чтобы поддерживать UI в актуальном состоянии. У сервиса должен быть высокий трафик. Наиболее посещаемые ресурсы — более жизнеспособны. Сервис должен решать заявленную проблему клиента. Проходим вручную по всем экранам, оцениваем, насколько это так. Небольшой хак, как определить сильные и слабые стороны сервисов-конкурентов. Во-первых, мы читаем отзывы — они часто открывают неочевидные для стороннего наблюдателя вещи. Во-вторых, собираемся и обсуждаем конкурентов со своими разработчиками и дизайнерами. Один аналитик, каким бы хорошим он ни был, всё же не может заменить роевой разум. Результат этапа: заполненная таблица с анализом конкурентов. Она выглядит примерно так. Чем пользуемся: Google Таблицы, PR-CY для анализа посещаемости. Метод персон (или персонажей) — это довольно популярное решение в маркетинге, когда нужно быстро «примерить» на себя роль отдельного сегмента ЦА. Вся аудитория делится на кластеры, для каждого кластера составляется портрет типичного представителя. Важно сделать его максимально реалистичным и конкретным — персонаж должен быть не только с бэкграундом, мотивацией, проблемами и потребностями, но и с именем, возрастом и даже вредными привычками. Такая детализация по простой причине: чем более живым получится персонаж, тем проще будет понять, что он думает или чувствует в конкретной ситуации. Например, когда заходит на главную страницу продукта. Эмпатия — основа удачного UX, когда под рукой нет подробных исследований. Конечно, персонажи не должны быть оторванными от реальности. Поэтому, если мы делаем новую версию какого-то существующего сервиса, то перед началом этого шага изучаем метрики. И уже результаты счетчиков делим на сегменты, а из них выводим персонажей. Если метрик нет (проект новый), приходится пользоваться подручными средствами: стараемся проанализировать как можно больше реального опыта людей, которые вписываются в нашу ЦА. Пишем знакомым, да. Потом сверяемся с соображениями клиента. Это вполне работающая методика, если времени или бюджета на маркетинговое исследование нет, но проект нужен жизнеспособный. Результат этапа: карта ума с анализом ЦА по методу персон. Обычно получается 5-8 портретов, но всё зависит от проекта. Чем пользуемся: Яндекс.Метрика и Google Analytics, XMind Когда клиент приходит с идеей — он хочет узнать три вещи: реализуемость, сроки и цена. Если продукт нетиповой, то практически любая студия сначала оценивает, какие конкретно функции нужно будет сделать, сколько будет экранов и страниц, потребуется ли интеграция с третьими продуктам и так далее. Поэтому структура сайта — это логично вытекающий из предыдущего шаг. С целями решили, аудиторию визуализировали, теперь конкретизируем, как именно сайт или приложение будут выполнять цели и решать проблемы аудитории. Мы всегда придерживаемся принципа предельной простоты: вложенность страниц должна быть минимальной, задача должна решаться полностью, но самым простым способом из возможных. Почти бритва Оккама. Полученная структура идет в основу прототипа будущего сайта. Клиент получает подробное описание будущего сайта в виде удобной карты, где можно быстро понять, какая у страниц вложенность. Структура может измениться, если на этапе создания прототипа у клиента (или у нас) разгуляется фантазия, и появятся новые страницы. Результат этапа: логическая карта со структурой сайта. Чем пользуемся: XMind. Этот этап мы делаем не всегда, только для сайтов и если клиент планирует продвигаться через SEO. На самом деле, сбор семантики не совсем относится к предпроектной аналитике — так как это уже работы по проекту. Но мы решили включить семантику, так как она понадобится нам перед этапом проектирования — планировать посадочные страницы под ключевые запросы, размещать на них определенные текстовых блоки или заголовки, содержащие ключевые запросы. К работе подключается SEO-специалист, он парсит ключевые запросы (делаем через Key Collector), выгружает запросы в таблицу, сортирует, убирает мусорные запросы и делит семантическое ядро на кластеры. Критерий хорошего семантического ядра: Пример из семантического ядра для интернет-магазина детских колясок, есть два запроса: «коляска chicco trio living 3 в 1» и «коляска chicco trio love 3 в 1». Несмотря на схожесть написания, это два разных товара и помещать эти ключевые фразы на одну страницу нельзя. Результат этапа: готовое семантическое ядро, например, такое. Чем пользуемся: Key Collector и Яндекс.Вордстат для сбора ядра, Key Collector для кластеризации, Google Таблицы для компоновки в группы. То, что мы делаем на этом этапе — одновременно и проверка гипотезы заказчика на работоспособность, и способ сгенерировать удачные решения, и формализация требований. Не говоря уже о том, что без аналитики невозможно реалистично оценить сроки и стоимость разработки — то, чего ждет любой клиент в первую очередь. У этого этапа есть еще два больших плюса. Первый — он быстрый и недорогой, относительно всего, что за ним последует: проектирование и дизайн, программирование. По нашему опыту — до 2-3% от стоимости проекта. Второй — он сам по себе имеет ценность: даже если клиент не будет дальше работать с нами, у него будет база, с которой он сможет прийти в другую компанию. К слову, у нас в Pyrobyte пока что не было ни одного клиента, который бы отказался от этого этапа. Забирайте примеры, берите за основу для своих процессов, пишите о своем опыте и вообще задавайте любые вопросы. Ну и в гости заходите тоже, чего уж.

Проясняем концепцию

Анализируем решения конкурентов

Анализ целевой аудитории по методу персон

Разработка структуры сайта

Сбор семантического ядра

А если клиент отказывается от предпроектной аналитики?