Личный опыт совмещения основной работы и разработки собственного продукта
В качестве вступления
Возможно, самая важная вещь, которую я усвоил — все что написано про бизнес нельзя воспринимать как данное. Авторы опускают кажущиеся им неважными факторы, а то и вообще не подозревают о некоторых из них. Инструкции «как построить бизнес» не существует — любую статью, включая эту, надо проектировать на собственную ситуацию, пытаясь извлечь хоть какой-то полезный для себя опыт.
Немного о себе
Мне 28 лет, женат, без детей. Родом из Латвии, примерно год назад мы с женой переехали на самый юг Испании, в город Малага. За спиной 10 лет опыта, начинал с веб разработчики, потом долго занимался телеком системами, и последние 3-4 года — системным анализом. И хотя я не могу похвастаться высоким уровнем знаний в программировании, определенный технический «бэкграунд» есть, как и отличное понимание процессов проектирования и создания систем.
Как все начиналось
Около полугода назад, проводя отпуск на родине, я встретился со старым другом, по совместительству бывшим коллегой. Дело было на вечеринке, мы не то чтобы были полностью трезвы, в любом случае, мысль о совместном сайд-проекте была абсолютно обоснована. Чтобы вы понимали, друг мой очень опытный разработчик, способный сделать (насколько хватает моей фантазии) что угодно. Вобщем, вот она, свежая команда из двух людей — один больше по продуктовой части, второй отлично разбирается в любых технических деталях, у обоих хватает идей и желания создать собственный продукт.
Мы решили начать с создания простого дайджеста о технологических продуктах, во многом похожим на ProductHunt. Создали простой (и некрасивый) дизайн и написали минимальный функционал. Мы решили отказаться от использования готовых фреймворков и темплейтов и разработали все с нуля. Примерно через две недели первая версия дайджеста была готова к запуску. Основная часть разработки происходила на выходных, иногда получалось что-то делать и вечерами после работы. Мы не особо заморачивались построением «правильного» процесса, у нас даже не было репозитория. Скайпа хватало чтобы не редактировать один и тот же файл одновременно, Trello для ведения списка задач.
Прожить рабочий день было сложно. Мы бомбили друг друга письмами с новыми идеями, функционалом и мыслями, хаотично прыгающими в наших черепах. Заснуть вечером было проблемой. Каждый, начинающий работу над проектом знает, о чем я говорю.
Следующие пара месяцев ушли на изучения материалов по маркетингу, в котором у нас было ноль опыта. Поскольку тратить деньги на раскрутку проекта пока было рано, в основном мы просто набирались знаний на будущее. Я узнал, насколько важно уметь писать статьи. Это кажется не такой уж сложной задачей, но на деле занимает огромное количесво времени. Тем не менее, умение создавать интересный контент принесет несравнимо больше пользы чем любая реклама.
Мы продолжали работать над функционалом и каждый день делали новый выпуск в дайджесте со списком полезных и неочень приложений, библиотек и ресурсов. Посетители присылали и свои продукты — примерно 1/5 всех записей были предложены нам читателями.
Создание платформы для ведения дайджестов
В какой-то момент я получил сообщение на Реддите с просьбой поделиться движком для ведения дайджеста. У парня было желание делать еженедельное письмо со списком «long reads» — объемных статей на различную тематику. Мы, конечно, согласились, однако человек через некоторое время пропал. Однако, это натолкнуло на мысль о предоставлении любому желающему простого и быстрого способа ведения дайджеста с возможностью создания периодических выпусков, рассылки и некой социальной составляющей.
Мы заказали дизайн и приступили к необходимым изменениям для превращения нашего скромного дайджеста в платформу. По началу задача не казалась объемной, однако в реальности, как и все IT проекты, заняла больше рассчетного времени. Два месяца выходные дни, вечера и даже отпуск мы проводили в разработке. Отсутсвие основной работы, безусловно, ускорило бы процесс и уменьшило нагрузку. Тем не менее, такой режим не убъет вас за несколько недель. Тяжело, но получаешь чувство удовлетвория от работы.
В итоге, через полгода после разговора «давай сделаем что-нибудь», мы дошли до создания неплохо работающего продукта. Естественно, количество идей и дополнительного функционала только растет, однако MVP запущен и работает.
Несколько мыслей напоследок
- Работать в команде гораздо легче. Вернее, я вообще не верю в возможность создания качественного продукта в одиночку. Вы должны быть уверены в партнере, в идеале иметь опыт совместной работы и знать друг друга достаточно давно. Любая проблема, возникающая между основателями абсолютно критична для проекта.
- Запускайте что-угодно как можно быстрее. Начните с прототипа с ужасным дизайном и парой работающих кнопок. Ничто не мотивирует лучше реальных пользователей.
- Вам не обязательно иметь до конца проработанное понимание конечного функционала продукта. У вас все-равно появится огромное количество идей и запросов от пользователей. Однако, единственный способ их получить — начать с работающего минимума.
Что в итоге я могу сказать про основную работу и паралельную работу над своим проектом? Нагрузка высокая, иногда бывает довольно тяжело. Конечно, хочется гораздо больше времени тратить на свое дело. Однако, я не люблю лишних рисков, и не смог бы просто все бросить ради возможности создания собственный стартап. Приведу аналогию. Создание бизнеса мне представляется прыжком с крыши сарая. Так вот, я готов приложить некоторые усилия, и принести немного сена в место куда я планирую приземлиться. Я все-равно могу промазать, но прыгать вроде уже не так страшно.