Кому выгоден акселератор: стартапу или инвестору
Не так давно я погрузилась в мир стартапов и некоторые слова, понятия для меня новые. Мне было интересно почитать про акселераторы и другие мероприятия для продвижения стартапов. Пришла мысль, что неплохо поделиться этим с другими.
Начнём с того, что такое бизнес-акселератор, стартап-акселератор. Ускоритель – поддержка стартапов. Главная функция акселератора – сделать запуск новых результативных компаний цикличным, другими словами, поставить на поток производство фирм (как Генри Форд - автомобили)))). В результате этого цикла создаются новые прорывные и успешные бизнесы.
Акселераторы нужны как и инвесторам, так и стартапам.
Для инвесторов это означает отсев плохих проектов. «Мы сохраняем время сообщества венчурных инвесторов и делаем поток сделок на посевной стадии более эффективным и качественным для них», – говорит Дэвид Коэн (David Cohen), генеральный директор и основатель TechStars.
В случае стартапов все сложнее.
Запускать стартап - это тяжелая работа. Шансы на успех невелики (согласно статистике, выживает 1 из 10). Тем не менее, мечта о создании следующего Яндекс, Google, или Facebook завораживает многих. Тем более, новое поколение открывает для себя новые пути к славе и богатству, увеличивает возможности для самовыражения, взаимодействия и творчества.
Акселераторов довольно много : есть вертикально-ориентированные модели, есть региональные программы, но всё же все акселерационные программы имеют некоторые общие черты.
Что дают акселераторы:
- Начальное финансирование
Посевное финансирование покрывает базовые расходы стартапа на переезд команды в город проведения программы, привлечение сторонних специалистов для развития продукта, аренду помещения. Обмен предпосевных инвестиций на долю в компании стал общим стандартом для всех стартапов, принимаемых в акселератор.
- Репутация
Известные акселераторы, выпустившие стартапы с многомиллионной оценкой, привлекают журналистов и инвесторов. Участие в подобной программе помогает резидентам строить собственную репутацию, облегчает общение со СМИ.
- Обратная связь
Участие в акселераторе позволяет стартапу получить экспертную оценку от опытных предпринимателей и инвесторов (будь то основатели акселератора, ведущие лекций и семинаров или иные гости), приглашенных специалистов и других команд
- Обучение и менторство
В рамках подготовки резиденты получают знания из области юриспруденции, финансов, маркетинга и организации продаж, обучаются ведению переговоров, рыночным практикам развития бизнеса, получают помощь в технической разработке.
- Выход на инвесторов
На встречах и мероприятиях и во время «Демонстрационного дня», завершающего программу акселерации, резиденты представляют проекты и могут привлечь внимание инвестиционных фондов или получить рекомендации и ценные контакты среди венчурных капиталистов.
Несмотря на все усилия, «ускорители» не могли доказать свою эффективность. На самом деле, акселератор имеет меньше шансов на успех, чем сам стартап. Из более чем 200 «ускорителей» в Северной Америке, только 3 или 4 продемонстрировали успешные выходы, а большинство, чаще всего, добиваются более чем скромных результатов, когда дело касается привлечения капитала и определения реальной ценности.
По данным исследования Kauffman Foundation из 29 акселераторов 45% не выпустили ни одного «выпускника», который перешел бы на венчурное финансирование (т.е. полный провал), и только 2 (Ycombinator и TechStars) смогли добиться «значимых» результатов. С момента выхода доклада другие акселераторы, включая 500 Startups, тоже провели несколько выходов, но в целом выводы исследования остаются в силе. [1]
Предпринимателям необходимо помнить, что участие в акселераторе не гарантирует им путь к успеху, а в худшем случае акселератор может стать для них камнем преткновения.
Во-первых, многие акселераторы выдвигают стартапам обязательное условие: сменить свое территориальное расположение. Это далеко не всегда совпадает с логикой основателей бизнеса и в отнюдь не всегда способствует его дальнейшему процветанию. Чаще стартаперам достаточно впитать профессиональные знания и забрать их с собой на родину.
Но в таком случае, можете столкнуться с тем, что обучали вас для работы в одной "местности", а уехали в другую и в результате плохое понимание рынков и клиентов.
Во-вторых, если акселератор берет слишком высокую долю в компании, это должно стать для вас предупреждением (YC берет около 7%, в акселераторе 500 Startups доля составляет – 5%, но в некоторых программах берут вплоть до 50%). Это может создать дополнительные трудности при ведении переговоров о следующем раунде инвестиций - вы сможете предложить инвестору меньшую долю в компании. С другой стороны, те программы, которые не берут долю в проекте, вам не подходят, так как рассчитаны на поддержку роста малого бизнеса, чем на возврат инвестиций, и будут иметь другой набор ресурсов под рукой.
Тем не менее преимущества участия в акселераторе длятся довольно долго после его окончания. Один из плюсов - это возможность формирования партнерской сети, которую можно использовать до конца своей жизни.
Несомненно, акселераторы полезны обоим сторонам. Стартапы наберутся знаний в области ведения бизнеса и найдут необходимые связи, инвесторы – найдут лучшие проекты и сэкономят время на их поиски.
Однако стоит помнить, что есть и другие способы рассказать о себе, например, зарегистрировать свой проект на этих сайтах – таким образом повышается вероятность того, что вас заметит инвестор, потенциальный партнер или клиент.
Если вы планируете участвовать в акселерационной программе, взвесьте все за и против, узнайте отзывы у лидеров мнений и тех, кто уже участвовал в программе и на основе полученного принимайте решение.
Удачи!
P.S. если вы серьезно задумались над тем, чтобы обратиться в акселератор, обратите внимание на самые известные на Украине и в Казахстане.
Другие полезные публикации:
ТОП-7 акселераторов и венчурных фондов России в сфере науки и технологий