О разнице бесплатного PR в VK два года назад и сегодня
Если кратко, то в начала 2012 года мы запустили первый прототип ЛитТайма, но он не пошёл - слишком сырой сайт, малый функционал. Краткая и поучительная история здесь.
2012 год.
В ту пору мы попробовали PR через VK-группы. Выбирали "отраслевые" для нас - книги, литература, начиная от литературных групп "общей" тематики, до узкоспециализированных (поклонники отдельного автора или проекта). К моему удивлению тогда - мы получали согласие очень часто и даже в больших группах.
Метод действия:
Ни в коем случае не пытаться кинуть что-то на стену (тогда это еще могло быть полезно, сейчас очень мало заходят за новостями в группу, лишь читают в своей ленте). Даже если есть какие-то темы, вроде общения, шаринга полезной информации и прочего - самолично лезть с рекламой - некрасиво. Поэтому использовали только 1 вариант: писать одному из администраторов группы (если указанно, к которому конкретно, иначе - на свой выбор) и спрашивать, как можно рассказать в их группе о нас. Не стоит забывать, что по направленности нашего проекта - мы могли бы быть полезны их аудитории, т.е. группа дала бы еще 1 кусочек полезной информации для подписчиков.
Старания по монетизации групп в VK уже в 2012 году начались, но касались больше поп-проектов, литературные всё еще были далеки от рекламы (и такой популярности). Сейчас я бы сам себе не поверил. Но тогда о нас соглашались рассказывать бесплатно(!) на стене(!) от имени группы(!) даже если у них было 50к подписчиков!
Немного статистики:.
Опрошено групп: 56 (от 60к до 0,5к подписчиков)
Согласились: 24 (за исключением 3 случаев - опубликовали наше сообщение от лица группы на стене, в остальных - в специальных темах)
Проигнорировали: 26 (просто оставили без ответа, некоторые нажимали на спам, из-за чего даже приходилось часто вводить капчу)
Отказались: 5 (без объяснения причин)
Попросили денег: 1 (не очень вежливо, так что выяснять условия не стал)
Переходов: с групп от 25к до 50к переходило в течении недели 50-150 пользователей (в каждой группе очень разная чистота подписчиков), с одной из них даже чуть более 200. В меньших - менее существенное количество. Зато все - целевая аудитория - читающие люди, активно ищущие информацию в Интернете.
К сожалению, тогда мы не смогли воспользоваться этой аудиторией, хотя некоторые пришедшие тогда остались с нами до сих пор.
2014 год.
Так же, как и в 2012 году был составлен список групп. Первое, что можно сказать - они выросли, стали "толще", уже половина имела более 10к подписчиков. Методология связи с администраторами осталась той же. Мы так же писали в 3 типа групп: самые крупные, средние и самые маленькие по количеству подписчиков. Результат оказался разительным с прошлым опытом.
Опрошено групп: 21 (от 120к до 4к подписчиков)
Согласились: 1 (только 1 группа на 5,5 тысяч)
Проигнорировали: 9 (процент проигнорировавших остался примерно тем же, только больше сместился к средним и малым группам, в крупных уже есть администраторы, ответственные за рекламу)
Отказались: 2 (один без объяснения причин, другой - из-за привязке группы к издательству другой страны, а вообще хотели взаимную рекламу)
Попросили денег: 9 (у многих прайсы уже готовы, разнятся несильно. В 1ом сообществе согласились за взаимную рекламу - от нас - в твиттере. Попробовали, с сообщества в 4,4к мы получили... ноль лайков и столько же переходов)
Переходов с группы, где нам согласились помочь бесплатно оказалось мало.
Посмотрев на эту ситуацию пришел к выводу, что время бесплатного пиара практически ушло - он становится неэффективным в плане временных затрат на результат:
- Большинство групп, даже в не поп-отраслях уже стало монетизироваться или стремятся к этому. Это нормально - желать получать деньги за свою работу, но...
- Из-за большого количества рекламы пользователи:
а) оставаясь формально подписчиками группы не читают её стены в новостях;
б) стали пропускать рекламные сообщения и не имеют к ним доверия (последнее связанно с низким "качеством" рекламодателя - какой только хрени в сообществах не рекламируют).
Прибавим сюда то, что пользователи в соцсетях не хотят покупать, они хотят общаться. А рассказать о своём сайте, как о полезной информации, а не прорекламировать его - уже практически невозможно - если в группе есть рекламные посты, ваш отнесут к их категории
Итог
Для ЛитТайма мы решили за бесплатным PR в группах в соцсетях не гоняться (относительно большие временные затраты), а платной рекламой не пользоваться - не тот отклик будет, который хотим. Благо, если другие варианты партизанского маркетинга, о которых еще расскажу здесь.