Главное Авторские колонки Вакансии Образование
8 471 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Банк просит схему ведения бизнеса. Что отвечать?

Банки проверяют клиентов по антиотмывочному закону — 115-ФЗ. Если операции покажутся банку подозрительными, он запросит документы по сделкам и попросит описать бизнес-процессы. Разберёмся, как отвечать на такое требование, чтобы не столкнуться с блокировкой счёта.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Банк просит схему ведения бизнеса. Что отвечать?

Кого это может коснуться?

Вопросы у банков возникают не ко всем. Вот ситуации, когда банки, как правило, просят представить документы и пояснить операции.

  1. Нестандартные операции. Например, деньги поступают на счёт компании, а их тут же обналичивают. Или деньги приходят на счёт, а компания их тут же выводит за рубеж. Или основание зачисления денег не соответствует списанию. Например, компания продала стройматериалы, а на вырученные деньги закупила сахар. Чем она в итоге занимается? С точки зрения банка, это очень похоже на транзитную схему.
  2. Компания в принципе снимает много наличных.
  3. Компания рассчитывается по безналу с физлицами. Один-два контрагента с небольшой суммой вознаграждения никого не смутят, а вот если суммы значительные, это уже подозрительно.
  4. В списке контрагентов компании оказался фигурант «черного списка» ЦБ РФ.

Это не закрытый список «подозрительных» обстоятельств. Попасть в поле зрения сотрудников финмониторинга можно, даже если вы соблюдаете закон и не делаете, как вам кажется, ничего из ряда вон выходящего.

Если вы — бухгалтер-аутсорсер или директор обслуживающей бухгалтерии, вам тоже нужно проверять своих клиентов, как это делают банки.

Что запрашивает банк?

Если банк усомнится в законности операций клиента, он направит клиенту официальный запрос на представление документов и пояснений.

Что могут запросить?

  1. Договоры, счета-фактуры, спецификации по операциям, которые попали под контроль финансового мониторинга;
  2. документы, подтверждающие уплату налоговых платежей за последний отчетный период;
  3. среднесписочная численность организации;
  4. договор аренды офиса, склада и т.д.;
  5. документы, подтверждающие уплату платежей, направленных на поддержание хозяйственной деятельности: за воду, канцтовары, обслуживание техники, уборку помещения;
  6. описание единичного бизнес-процесса.

С документами всё более-менее понятно: их нужно собрать, откопировать, заверить и представить в банк. А вот описание бизнес-процессов вызывает сложности.

Банк имеет право спрашивать вас о бизнес-процессах.Иногда предприниматели возмущаются, что банк запрашивает у них информацию, которая составляет коммерческую тайну. Но по закону банк обязан это делать, а клиент обязан предоставлять всю нужную информацию (п.14 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Режим коммерческой тайны в данном случае не действует.

Как описывать бизнес-процессы?

Под бизнес-процессом банки понимают всю цепочку операций по конкретному виду деятельности компании. Описываем его от начала до конца:

  1. как нашли контрагентов;
  2. у кого купили товар, за какую цену;
  3. как транспортировали товар, какой транспорт нанимали, в какой транспортной компании, сколько стоит 1 км перевозки;
  4. где хранили товар — с указанием юрлица, у которого арендуются складские помещения, стоимость аренды, адрес;
  5. где размещается информация о продаже вашего товара: реклама, объявления, раздел на сайте;
  6. как вас находят покупатели, что происходит дальше — они звонят вам, отправляют заявку, запрашивают коммерческое предложение по электронной почте;
  7. из чего складывается стоимость продаваемого товара (например, цена покупки + расходы на транспорт + расходы на хранение + наценка 15 %);
  8. кто оплачивает и организует отгрузку товара — вы или покупатель, как это происходит;
  9. как покупатель рассчитывается за товар — наличными или безналом. Укажите, в какой банк поступают деньги, если это не тот банк, который направил запрос. Помните, что расчёты между юрлицами в наличной форме не могут превышать 100 тыс.рублей.
  10. В итоге нужно указать, какой доход вы получили по этому виду деятельности за отчётный период и какой налог уплатили с этого дохода.

Банк может потребовать описать конкретный бизнес-процесс, например связанный с производством, если у вас производственная компания, или все бизнес-процессы. Если их несколько, описывайте по приведённой схеме каждый процесс по отдельности.

Заблокировать счёт банк может не только по своей инициативе, но и по поручению налоговой. Подключите «Контроль рисков для бизнеса», чтобы узнать заранее, если появится риск блокировки. Отправить заявку.

Пример описания схемы ведения бизнеса для банка.

Посмотрим, как составить на примере компании, которая закупает и перепродаёт зерно. Все цифры условные.

  1. ООО «Ромашка» закупает зерно у фермеров-физлиц в сёлах Х и Y Курганской области. Для закупа директор снял с р/сч ООО «Ромашка» 500 тысяч рублей.
  2. Сотрудник компании объехал жителей этих сёл и закупил у них 33 тонны пшеницы по цене 15 000 рублей за тонну. Рассчитался с физлицами наличными на основании договора купли-продажи и расписки. Все документы в приложении.
  3. Зерно перевозили на грузовике, принадлежащим директору ООО «Ромашка», ПТС в приложении.
  4. Далее зерно сгрузили в амбар, который ООО «Ромашка» арендует у ООО «Лютик» с июля по декабрь, договор аренды в приложении. Стоимость аренды — 300 тысяч рублей в месяц.
  5. ООО «Ромашка» размещает информацию о продаже зерна на сайте «Крупы онлайн», а также мониторит объявления о покупке зерна в больших объёмах. Таким образом ООО «Ромашка» находит покупателей.
  6. Покупатели рассчитываются с «Ромашкой» по безналу, деньги поступают на расчётный счёт, открытый в вашем банке.
  7. Отгружаем и транспортируем пшеницу в заранее оговорённое с покупателем время.
  8. В среднем одна тонна пшеницы продается за 16 500 рублей. Таким образом, экономическая выгода ООО «Ромашка» составляет 1 500 рублей за одну тонну зерна. Если вычесть расходы на аренду склада, транспорт и выплату з/п работникам, то чистая прибыль составляет 300 рублей с одной тонны.
  9. За август ООО «Ромашка» продала 100 тысяч тонн пшеницы, заработав 30 млн рублей, из них заплатили налоги в размере 1 200 тыс.руб., включая налог на прибыль, НДФЛ и соц страх.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.