редакции Выбор
От инструмента общения ученых до мирового стандарта: Краткая история электронной почты
В нашем блоге мы уже рассказывали о том, почему электронная почта не умрет никогда и всегда останется отличным средством коммуникации для обычных пользователей и компаний. Настало время внимательнее изучить историю феномена email.
5 марта 2016 года ушел из жизни Рэй Томлинсон, человек, который предложил использовать символ «@» (at-sign) в электронных адресах, но его изобретение, позволяющее электронным сообщениям заполонить интернет и наши почтовые ящики, будет жить. Мы представляем вашему вниманию адаптированный перевод материала The Guardian о том, с чего начинал Томлинсон, и об эволюции электронной почты за последние полвека.
Первое электронное сообщение – 1965
В 1960-х, когда был отправлен первый email, компьютер невозможно было представить без рулона бумажной перфоленты. Фотограф: Г. Армстронг Робертс (H. Armstrong Roberts)/ ClassicStock / Corbis
Первый аналог современного электронного письма был отправлен в 1965 году учёными Массачусетского технологического института в рамках проекта реализации системы с разделением времени. Такая система позволяла нескольким пользователям, работающим на удаленных терминалах, получить доступ к файлам и сообщениям на центральном диске.
Томлинсон и символ «@» – 1971
Человек, который буквально вдохнул новую жизнь в старый символ «@». Фотография: Рекламный проспект
По одной из версий, американский программист Томлинсон разработал метод отправки электронных сообщений между компьютерами по сети Arpanet (предшественнице интернета) для Управления перспективных исследований и разработок Министерства обороны США (DARPA). Тогда же он предложил использовать символ «@», который позволял отправлять сообщения конкретным пользователям на конкретные машины.
Первые стандарты электронной почты – 1973
Прежде чем посылать роботов на поле боя, DARPA берет в оборот интернет и электронную почту. Фотография: HO/AFP/Getty Images
Первый стандарт электронных писем был предложен в 1973 году в DARPA, а к 1977 году в сети Arpanet уже были стандарты, которые определяли поля от «кого» и «кому», а также появилась возможность автоматически отвечать на полученное электронное письмо или пересылать его на любой адрес.
Королева посылает свой первый email – 1976 год
Если бы королева знала, что, благодаря электронной почте ее любимые почтовые марки потеряют популярность, стала бы она отправлять то письмо? Фотография: Мартин Кин (Martin Keene)/PA
Королева Елизавета II посылает электронное письмо по сети Arpanet, опережая других глав государств.
Эрик Шмидт разрабатывает сеть BerkNet — 1978
Прежде чем начать работу в Google, Шмидт разработал одну из первых интранет-систем для обмена сообщениями через последовательное соединение. Фотография Скотт Олсон (Scott Olson)/Getty Images
Эрик Шмидт (Eric Schmidt), который впоследствии возглавил совет директоров Google и курировал внедрение Gmail, создал Berkley Network в рамках своей магистерской работы в 1978 году. Этот сервис позволял посылать сообщения последовательно.
Разработана программа EMAIL – 1979
В возрасте 14 лет Шива Айядурай (Shiva Ayyadurai) пишет программу под названием «EMAIL» для Университета медицины и стоматологии Нью-Джерси, которая позволяет пересылать сообщения в пределах университета. В 1982 году Айядурай регистрирует авторское право на термин «email», однако происхождение этого слова остается под вопросом.
Появление Microsoft Mail – 1988
Успокойтесь, я уверен, эта шумиха с электронной почтой скоро уляжется. Фотография: Лу Дематеис (Lou Dematteis)/Reuters
Первая версия Microsoft Mail была запущена в 1988 году. Программа поддерживалась операционной системой Mac OS и позволяла пользователям сети AppleTalk посылать друг другу сообщения. В 1991 году была запущена вторая версия для других платформ, в том числе DOS и Windows. Она и послужила основой для последующих почтовых систем компании Microsoft – Outlook и Exchange.
CompuServe запускает первый почтовый интернет-сервис – 1989
CompuServe стала одним из первых интернет-провайдеров, предложивших своим клиентам услугу обмена электронными письмами. Фотография: Нил Лаурон (Neal Lauron)/Reuters
CompuServe стала первым онлайн-сервисом, предлагающим подключение к интернету через коммутируемые телефонные соединения, а ее запатентованный почтовый сервис позволял интернет-пользователям отправлять друг другу электронные письма. В 1997 году CompuServe была выкуплена компанией AOL.
Запуск Lotus Notes – 1989
Благодаря Lotus Notes миллионы работников получили возможность отправлять электронные письма, хотя в 1989 электронная почта выглядела по-другому. Фотография: Роджер Тус (Roger Tooth) для Guardian
Впервые продукт был выпущен в 1989 году американской компанией Lotus Development, которая в 1995 году была поглощена корпорацией IBM.
Зарождение спама – 1990
А что не так со спамом? Фотография: Alamy
История спама началась в 1978 году, когда по сети Arpanet впервые было разослано 400 спам-сообщений, однако лишь в 90-е годы, когда интернет стал доступным для миллионов пользователей по всей планете, спам охватил электронные доски объявлений, а позже и все почтовые ящики.
В апреле 1994 года был зарегистрирован первый случай рассылки спама в бизнес-целях, когда два адвоката из г. Финикс, Лоренс Картер (Laurence Carter) и Марта Сигал (Martha Siegel) решили таким способом привлечь новых клиентов. Позже супруги написали об этом книгу.
Вложения – 1992
Вложения появились в 1992 году, став еще одним переносчиком компьютерных вирусов, в числе которых Sobig F. Фотография: Роджер Тус для the Guardian
Возможность прикреплять файлы к письмам появилась после выпуска протокола MIME (англ. «Multipurpose Internet Mail Extensions» – многоцелевые расширения интернет-почты). В то время объем почтовых ящиков был ограничен, поэтому пользователям приходилось удалять письма с «тяжелыми» вложениями, чтобы расчистить пространство для получения новых сообщений.
Outlook и Aol – 1993
Легендарный CD-диск AOL, который был практически в каждом американском доме. Фотография: Дэвид Силлитоу (David Sillitoe) для the Guardian
Первая версия Microsoft Outlook была выпущена в 1993 году как часть Exchange Server 5.5. В это же время американские интернет-провайдеры AOL и Delphi объединяют свои почтовые системы, прокладывая тем самым путь к современным перегруженным почтовым системам.
Запуск Hotmail – 1996
Hotmail, принадлежащий компании Microsoft, был одним из первых популярных сервисов электронной почты, доступных через интернет. Фотография: Шон Смит (Sean Smith) for the Guardian
В 1996 году был запущен один из самых популярных почтовых сервисов под названием «HoTMaiL», разработанный Сабиром Бхатия (Sabeer Bhatia) и Джеком Смитом (Jack Smith). Он отличался тем, что не был привязан к определенному интернет-провайдеру и принимал новый формат электронных писем на HTML – отсюда и стилевое оформление бренда.
Hotmail был выкуплен компанией Microsoft в 1997 году, вскоре после этого переименован в «MSN Hotmail», затем в «Windows Live Hotmail», а в 2013 году заменен сервисом Outlook.com.
Запуск Yahoo Mail – 1997
Сервис Yahoo Mail был не раз модернизирован за свою 9-летнюю историю. Фотография: Yahoo
В 1997 году, спустя год после запуска Hotmail, Yahoo выкупает почтовый сервис RocketMail у компании Four11, и на его основе запускает сервис Yahoo Mail.
«Вам письмо» и не только вам – 1998
Кадр из романтической комедии «Вам письмо» с Томом Хэнксом и Мег Райан в главных ролях. Фотография: Warner Bros
Для большинства пользователей получение нового электронного письма было прочно связано с известным звуковым уведомлением AOL, которое легло в основу романтической комедии 1988 года «Вам письмо» с Томом Хэнксом и Мег Райан в главных ролях.
К концу 90-х спам становится серьезной проблемой – все больше и больше маркетологов начинают пользоваться этим практически бесплатным средством распространения информации и засорять почтовые ящики. В 1998 году термин «спам» был включен в Оксфордский словарь.
В 2002 году Европейский Союз издал Директиву о конфиденциальности электронных коммуникаций, один из разделов которой регулировал рассылку спама. С этого момента запрещалось осуществлять электронные рассылки в маркетинговых целях без предварительного согласия получателя.
В 2004 году в США были приняты аналогичные законы, однако в борьбе со спамом они оказались неэффективны.
Запуск Gmail – 2004
Почтовый сервис Gmail изначально носил название Googlemail. Фотография: Дин Мюррей/Rex Features
Популярный почтовый сервис Gmail, разработанный Полом Бакхайтом (Paul Buchheit) в 2001 году, изначально предназначался только для внутреннего пользования сотрудников Google. Разработка проекта держалась в тайне вплоть до начала закрытого бета-тестирования в 2004 году. Лишь в 2007 сервис стал доступным для всех желающих, а в 2009 – вышел из статуса бета-версии.
Читайте также: Как развивался почтовый сервис Gmail
Начало борьбы со спамом – 2005
С начала 2000-х почтовые протоколы начинают борьбу со спамом. Фотография: Иэн Уолди/Getty Images
Первый стандарт электронной почты, призванный снизить поток спама с помощью технологии идентификации отправителей, был опубликован спустя пять лет после начала разработки. Протокол Sender Policy Framework был впоследствии использован во многих программах для блокировки спама. Кроме того, был выпущен стандарт DomainKeys Identified Mail (DKIM), который объединил в себе несколько существующих методов антифишинга и антиспама.
Пользователи начинают просматривать почту с мобильных – 2007
Cтив Джобс и предположить не мог, что иконка для iPhone с изображением письма станет символом сотен непрочитанных сообщений. Фотография: Пол Сакума (Paul Sakuma)/AP
Компания Apple выпустила свой первый iPhone в 2007 году, предоставив широкой публике возможность просматривать почту с мобильного. До этого момента поддержка электронной почты пользовательскими смартфонами была, как правило, ограничена. При этом обладатели бизнес-смартфонов BlackBerry от компании RIM получили возможность работать в электронной почте еще в 2003 году.
Море почты – 2015
Под грузом электронных писем. Фотография: LifeStyleKB / Alamy/Alamy
Несмотря на то, что на ранних этапах своего существования электронная почта использовалась только для внутренних коммуникаций, сегодня она стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Согласно данным, предоставленным исследовательской организацией Radicati Group, в 2015 году в мире насчитывалось около 4,4 миллиарда электронных адресов, с которых ежедневно отправлялось приблизительно 205 миллиардов писем.
Предполагается, что к концу 2019 года это число увеличится до 246 миллиардов.
Другие материалы по теме email в блоге «Печкина»:
- Email, соцсети, мессенджеры: На что влияют средства коммуникации, и как их выбирать
- Как составлять email-автоответы: Анализ 100 заявок в службы поддержки ИТ-компаний
- Работа с email: Как свести количество входящих сообщений к нулю
- Почему спам так трудно победить
- Email и безопасность: Можно ли защитить почтовую переписку