Из статьи вы узнаете: Что нужно делать перед подготовкой речи Как проанализировать аудиторию и зачем это делать Какие факты помогают подкрепить точку зрения Чему можно поучиться у известных спикеров И как выбрать правильную фразу для выступления Чем лучше речь структурирована, тем легче её воспринимать. А это означает, что аудитории будет несложно запомнить информацию, которой вы делитесь во время выступления.
Как же создать такую речь? Ниже — небольшой алгоритм.
1. Формулируем тему Определитесь с целью выступления. Например, это может быть презентация продукта, сбор инвестиций или мотивация персонала. Затем сформулируйте заголовок. В названии может содержаться решение проблемы. Например: «5 способов поклеить обои» или «Как изменить мир в 3 шага». Любую тему проще воспринимать, если она разбита на подзаголовки с небольшими пунктами, и содержит краткие алгоритмы.
При этом часто известные спикеры стараются не ограничиваться бытовыми темами — они не боятся крупного масштаба. Так, среди речей основателя Microsoft Билла Гейтса есть «От инноваций к нулю» (Innovating to zero) и «Москиты, малярия и образование» (Mosquitos, malaria and education).
В то же время, создатель Tesla и SpaceX Илон Маск (Elon Musk) любит говорить о будущем, жизни на Марсе, возобновляемых источниках энергии и новом мире. Неудивительно, что и темы его выступлений довольно глобальные. Среди них — «Становясь мульти-планетными видами» (Becoming a multi planet species).
2. Анализируем аудиторию Итак, есть тема. Теперь нужно проанализировать, кто будет вас слушать. От этого зависит выбор слов, примеров, шуток, акцентов, а также фраз, которые помогают выстраивать доверие между спикером и залом.
Перед тем, как приступать к тексту, ответьте на вопросы:
Кто будет меня слушать? Чем занимаются эти люди? Что их объединяет между собой? Что у меня общего с аудиторией? Какие у этих людей основные цели? Во время выступления всегда можно понять, насколько хорошо был сделан анализ аудитории. Очень показателен пример речи американской телеведущей и продюсера Опры Уинфри перед выпускниками Гарварда в 2013 году. Во-первых, «звезда» говорила с тёплой интонацией, как обычно общаются родственники. Создалось ощущение, будто она — один из приглашённых на праздник членов семей.
Во-вторых, не последнюю роль сыграл выбор темы. Опра поделилась своей историей успеха. Она рассказала о том, как в 16 лет начала работать на радио, а затем перешла на телевидение, где в течение 25 сезонов создавала шоу с высокими рейтингами.
И, наконец, в-третьих. Теледива старалась быть искренней и вести разговор, словно она находится в дружеской компании.
Она подчеркнула, что из стен Гарварда вышло множество политиков, нобелевских лауреатов, телеведущих — в конкурентном мире диплом такого престижного университета открывает многие двери.
«Но вы должны понимать не просто, чем хотите заниматься, но и кто вы есть», — наставляла выпускников спикер.
В процессе выступления знаменитость построила мост доверия между ней и аудиторией. Она сделала это с помощью объединяющего факта — как и выпускники Гарварда, Опра Уинфри тоже планировала найти своё место в жизни. Она завершила речь следующими словами:
«У вас, конечно, будут вопросы и сомнения по поводу будущего. Слушайте свой внутренний голос — это ваш персональный GPS. И тогда вы будете счастливы и успешны»Опра Уинфри
3. Находим факты Подкрепляйте свою точку зрения фактами. Это могут быть фотографии, статистика, цифры — всё, что поможет убедить аудиторию в справедливости ваших суждений. Мы помним, как создатель Tesla и SpaceX Илон Маск показал инвесторам фотографию горящего топлива с надписью: «Это реально» (This is real). Тем самым, изобретатель посеял в аудитории мысль о том, что возобновляемые источники энергии гораздо более экологичные, чем традиционные. Затем он представил аккумулятор на солнечной батарее.
Ещё один показательный пример, как спикеры используют факты, — демонстрация возможностей. Часто её проводят на презентациях Google и других техно-гигантов. «Представьте, что вам нужно заказать кроссовки. Вы наводите на них камеру, а потом приложение выдаёт варианты сочетаний этой обуви с вашей одеждой. Или, например, вы не знаете, что заказать в ресторане. Наводите камеру телефона на меню и видите, какие блюда здесь заказывают чаще всего», — рассказывает Апарна Ченнапрагада (Aparna Chennapragada), старший директор по продуктам Google в области компьютерного зрения. Такой способ помогает вовлечь аудиторию в разговор и на практике показать, какие функции есть у той или иной разработки.
Сначала вы объясняете аудитории, с какой проблемой или задачей поможет справиться продукт, а затем рассказываете, в чём его преимущества перед аналогами. Приводите как можно больше доводов. Например, покупатели смогут сэкономить до 15% энергии, на 40% увеличится пропускная способность дорог или в 8 раз снизится заболеваемость ОРВИ.
4. Завершаем выступление Продумайте последнюю фразу. Именно она чаще всего остаётся в памяти. Есть несколько способов, как завершить речь: задать риторический вопрос и оставить публику с размышлениями, предложить несколько вариантов решения проблемы или вдохновить на действия.
Чаще всего выбор финального предложения зависит от типа речи. Например, презентацию продукта можно завершить демонстрацией его преимуществ, а информационную речь о проблеме — способами решения.
Если мы говорим о вдохновляющих выступлениях, то можно остановиться на ёмких мотивирующих фразах.
Например, вот так завершил речь основатель одного из крупнейших в мире онлайн-ритейлеров Amazon:
«Каждый день мы совершаем выбор. В конечном итоге, мы все — следствие наших выборов. И ваш выбор — это самим создать прекрасную историю достижений»Джефф Безос
Как же подготовить хорошее выступление? Прежде всего, подумайте о задаче, которую вы ставите перед собой. Например, сообщить о новом проекте, привлечь инвестиции или вдохновить коллег.
Затем отберите факты, которые помогут проиллюстрировать главную идею. И, конечно, соберите максимально подробную информацию об аудитории. Тогда будет гораздо легче найти "правильную тональность выступления, а также нужные слова и фразы.
Если выполнить все эти пункты, то ваша речь точно достигнет цели. А значит, и новый проект не останется без внимания.