редакции
Кто такой маркетолог-фрилансер
Работа маркетолога-фрилансера похожа на работу обычного интернет-маркетолога, но тут есть много своих особенностей. Разберёмся, что делают эти люди, сколько они зарабатывают и где ищут клиентов.
Что делает маркетолог-фрилансер
Ведёт небольшие проекты. Именно небольшие, потому что фрилансеры работают в одиночку, а с крупным проектом один человек не справится.
Маркетолог выстраивает воронку продаж. Обычно бывает так: к маркетологу приходит клиент и говорит, допустим, что хочет продавать авторскую бижутерию. У него есть ощущение, что бижутерия красивая, поэтому её сразу купят все люди, которые её увидят. Но это не так. Маркетолог должен понять, кому интересна эта бижутерия, где искать этих людей, чтобы показать им рекламу, что им сказать и как быть им интересными.
Раньше для разработки сайтов нужны были дизайнер, программист и маркетолог, но сейчас всё стало так просто, что маркетологи делают сайты самостоятельно. Они сами решают, как разместить информацию, чтобы товары лучше продавались.
Маркетологи привлекают на сайт посетителей через контекст и таргетинг.
- Контекст — это реклама в поисковых системах. Когда пользователь вводит подходящий запрос, например «авторская бижутерия», он видит рекламу нашего сайта. Маркетолог собирает список подходящих запросов, пишет объявления и следит за тем, чтобы не потратить слишком много денег.
- Таргетинг — это реклама в социальных сетях. Она настраивается иначе: здесь мы обращаем внимание не на запросы, а на пользователей, которым могла бы быть интересна наша реклама. То есть бижутерия, скорее всего, будет интересна девушкам. Но и мужчинам тоже можно показать рекламу, особенно перед праздниками. Но для мужчин и девушек объявления будут разными: в одном будет сказано, что бижутерия подходит для подарка, а в другом — что она будет хорошо смотреться на читательнице.
Чтобы понять, хорошо ли продаются товары, маркетологи используют аналитику. Они смотрят, как клиенты переходят на сайт, что заказывают, какое объявление самое эффективное, и думают, как улучшить рекламную кампанию.
Кто клиенты и где их искать
Типичный клиент фрилансера — это владелец небольшого стартапа. Он хочет протестировать нишу, узнать, продаётся его продукт или нет, сколько можно заработать. Ещё есть малый бизнес, который не хочет вкладывать много денег в маркетинг, поэтому работает с фрилансерами.
Но бывают и крупные проекты, где поручают часть работы фрилансеру, который хорошо себя зарекомендовал. Главная задача фрилансера — хорошо себя зарекомендовать в глазах максимального количества заказчиков.
Очень часто клиенты приходят по сарафанному радио. Это самый стабильный источник заинтересованных клиентов. Но вот первых заказчиков придётся поискать.
Традиционный путь — биржи фриланса, самая известная из них — FL.ru. Там есть заказы на любой вкус. Проблема в том, что лучшие заказы можно взять только платно, на бирже есть рейтинг, который нелегко заработать, а новичкам заказы получить трудно. Мы раньше писали обзор разных бирж фрилансеров и рассказывали об особенностях каждой из них.
Другой путь — Facebook. Нужно вести собственную страницу, добавить в друзья потенциальных клиентов, писать о маркетинге, выкладывать рассказы о собственных успешных проектах, участвовать в обсуждениях в профессиональных сообществах.
Ещё есть каналы и чаты в Telegram, где появляются заказы для фрилансеров.
Хороший источник заказов — vc.ru, Spark и другие медиа о бизнесе и маркетинге, где может публиковаться любой желающий. Там можно опубликовать статью о маркетинге или рассказать о своём успешном проекте. К авторам хороших статей часто обращаются с предложениями о сотрудничестве. Это один из лучших каналов привлечения клиентов.
Сколько можно заработать
Никто не запрещает маркетологам-фрилансерам просить любые деньги за свои услуги. Теоретически заработать можно сколько угодно. На практике всё не так радужно, конечно. На заработок влияет способность маркетолога-фрилансера продвигать самого себя и убеждать клиентов.
Средний заказ на FL.ru — 10–15 тысяч рублей. Можно брать несколько заказов в месяц.
Вот статистика по стоимости заказов с биржи Freelancehunt: Один маркетинговый проект в среднем стоит чуть меньше 17 тысяч рублей. Источник Биржа — это начало пути. Крупные компании тоже работают с фрилансерами, но они не размещают заказы на биржах. Такую работу обычно получают по рекомендации. Некоторые фрилансеры не ищут крупные и сложные заказы, где требуются длительные согласования и работа высокого качества, предпочитая брать простые и мелкие, но очень много. Это вопрос личного выбора. И так, и так можно заработать. Я ниже расскажу про два пути фрилансера. У фриланса есть свои особенности. Поговорим немного о том, чем работа маркетолога-фрилансера отличается от работы штатного специалиста. Фрилансер постоянно должен думать о том, как рекламировать свои услуги. Ему нужно вести блог, общаться в профессиональных сообществах, писать статьи по профессии, рассказывать о своих проектах, выступать на конференциях. Это отнимает много времени и требует усилий. Заниматься личным брендом не обязательно, но фрилансеры, которые это делают, зарабатывают больше, чем те, кто это игнорирует. Да, такое бывает. Иногда фрилансер выполняет работу, а клиент отказывается платить, но это не самая частая ситуация. Фрилансеры обычно работают по договору и берут предоплату. Опаснее всего постоянные клиенты. Допустим, фрилансер работает с клиентом уже много месяцев. Тот стабильно платит за абонентское обслуживание, но тут у бизнеса начинаются проблемы, клиент больше не может или не хочет платить. Многие фрилансеры пугаются, не хотят терять хорошего постоянного заказчика, предлагают поработать бесплатно. Ситуация может разрешиться — клиент справится с трудностями и оплатит работу, а может и нет. В этом случае фрилансер потратит время и ничего не получит. Чтобы такого не случилось, никогда не соглашайтесь работать бесплатно. То густо, то пусто — это норма существования фрилансеров и начинающих бизнесменов. Иногда бывает много хорошо оплачиваемых заказов, иногда совсем ничего. Но чем дольше фрилансер занимается работой, тем стабильнее он получает деньги. Во-первых, у него появляется много постоянных заказчиков, которые стабильно платят раз в месяц по договору. Во-вторых, нарабатывается репутация, действует сарафанное радио и новые клиенты приходят по рекомендации. Кроме профессиональных навыков, фрилансер должен уметь вести переговоры, продавать свои услуги, согласовывать замечания клиента. И не терять самообладания, когда клиент грозит подать в суд, потому что деньги заплачены, а результата нет. В маркетинговых агентствах этим занимаются специальные люди — аккаунт-менеджеры. Но у фрилансера нет помощников, поэтому он должен выполнять функции аккаунт-менеджера самостоятельно. Это скучно, но очень важно. Фрилансер должен понимать, что значит каждое слово в договоре. Он должен следить за тем, чтобы клиенты вовремя подписывали акты выполненных работ. Должен уметь отчитываться перед налоговой и вести учёт прибыли. Если оформиться как самозанятый, делать всё это станет намного проще. Нет какого-то ограниченного списка необходимых навыков. Я перечислю несколько базовых умений. Это не исчерпывающий список, но с такими навыками уже можно искать клиентов. У фрилансера есть два пути развития: в глубину и в ширину. Путь в глубину — это увеличение экспертности. Фрилансер берётся за всё более сложные и нестандартные задачи, становится крутым специалистом. Путь в глубину связан с развитием личного бренда. Можно быть очень хорошим специалистом, но будет грустно, если о вас никто не узнает. Поэтому эксперт обычно ведёт блог, пишет статьи и книги, выступает на конференциях, ведёт собственные курсы. Его начинают узнавать, он считается крутым специалистом. Делает свои проекты отлично и берёт за них очень большие деньги. Фрилансер становится мастером. Он может брать один новый проект в год, но это будет серьёзный и высокооплачиваемый заказ. Очень известный специалист, человек-бренд, юридически так и остаётся фрилансером, но он так крут, что с ним готовы работать даже очень крупные компании. Чтобы стать таким человеком, обязательно придётся изучить творческую часть маркетинга: копирайтинг, дизайн или съёмку видео. Путь в ширину — это увеличение количества заказов. Фрилансер учится так выстраивать рабочие процессы, чтобы уметь за небольшое время выполнять очень много работы на пристойном уровне. В этом случае заказов скоро станет так много, что специалист уже не сможет выполнять их сам, ему потребуются помощники. И тогда он станет уже не фрилансером, а руководителем собственного агентства.

Особенности работы
Нужно постоянно себя продвигать
Клиенты могут не заплатить
Нестабильный заработок
Нужно общаться с клиентами
Приходится вести документооборот и бухгалтерию
Что нужно уметь
Как развиваться