Как написать хороший White paper для проведения ICO: советы и примеры
Тема ICO продолжает приковывать к себе пристальное внимание, сотни проектов по всему миру пытаются привлечь средства с помощью этого механизма. На рынке уже сложились свои правила оформления ICO, и одно из них заключается в том, что команда проекта должна представить его описание в специальном документе под названием White paper. Сегодня мы поговорим о том, каким он должен быть.
Что такое White paper
White paper — это документ, рассказывающий о том, как будет работать технология блокчейн-проекта. В этом файле обычно размещается детальное описание архитектуры, а также того, как с системой будут взаимодействовать пользователи, информация о текущей рыночной ситуации и прогнозах роста, условиях выпуска и использования токенов, а кроме того, приводится перечень членов команды, инвесторов и консультантов проекта.
Без правильно оформленного «вайтпейпера» проекту будет сложно провести успешное ICO: мало кто будет готов инвестировать при отсутствии технически грамотных описаний технологии, а также предыдущего опыта участников команды. Ниже — советы о том, как создать качественный White paper, и несколько реальных примеров хороших документов.
Подготовка White paper, продвижение ICO и работа со СМИ: изучите услуги Smile Bright Media для блокчейн-стартапов
Как должен выглядеть документ
Блокчейн-эксперт и основатель проектов Benja.co и Ship Ninja Эндрю Чейпин (Andrew Chapin) в колонке для Hacker Noon описал устройство идеального White paper. Это очень грамотные советы, выжимку из которых мы приводим в нашем материале.
Итак, хороший White paper должен содержать следующие разделы:
- проблема;
- предлагаемое решение и описание продукта;
- описание реализации токена (как взаимодействует с продуктом, экономика и техническая реализация);
- команда;
- выпуск токенов и дальнейшие планы.
При этом, несмотря на то что раздел, посвященный команде проекта, обычно располагается в конце документа, он является одним из важнейших элементов.
По словам Чейпина, любой инвестор-ангел может рассказать немало историй о том, как он вкладывал деньги в сильную команду с плохой идеей, поскольку был убежден в ее способности уже по ходу дела придумывать что-то стоящее. К примеру, до пивота Android был операционной системой для камер, компания Nokia в момент основания занималась деревообработкой и производством бумаги, а Pinterest в начале своего пути служил приложением для шопинга, а не был социальной сетью (хотя в итоге опять стал двигаться в сторону электронной коммерции).
Поэтому важно, чтобы в команде были собраны разносторонние специалисты, которые уже добивались каких-то успехов в прошлом, а также — в идеале — имели хоть какой-то опыт в сфере блокчейна.
Очень часто команды пытаются организовать сбор средств, когда в их штате нет инженеров, понимающих работу блокчейна: основателям кажется, что главное — собрать деньги, а уж нанять инженера можно будет и потом. Но не нужно ставить телегу впереди лошади, потому что прежде, чем люди захотят дать проекту денег, они должны понять, что команда вообще способна создать то, что запланировала.
Второй по значимости раздел White paper должен быть посвящен описанию продукта: информации о наличии прототипа, первых пользователей и планов по развитию. Очень часто ICO проводят, имея на руках лишь красиво оформленный pdf и несколько мокапов, но — ни самого продукта, ни пользователей, ни какого-то трек шна. Если в проекте уже есть существующая экосистема и пользователи, то шансы на успешную жизнь токена повышаются, а значит, о наличии этих элементов нужно обязательно сообщить в документации.
Также очень важно подробно расписать планы по использованию привлекаемых средств. Сегодня в мире ICO очень много организаций, которые сообщают о своих планах по созданию неких «индустриальных консорциумов», некоммерческих подразделений или запуску серии мероприятий для «развития отрасли». Всё это вызывает подозрения в том, что у кого-то из команды есть намерение потратить часть денег не на развитие продукта, а на что-то другое (возможно, просто на себя).
Про сам токен должно быть сказано, когда он будет представлен на бирже. Если ответа на этот вопрос нет или по плану это должно произойти через 30-60 дней, то это повод заподозрить неладное. По мнению Чейпина, в таком случае велика вероятность того, что команда проекта собирается манипулировать ценой токена при открытии свободной торговли. Вообще, будущее взаимодействие компании с выпущенными токенами представляет интерес для аудитории: будет ли ограничен выпуск до presale, от чего зависит старт продаж на рынке, будут ли проводиться обратные выкупы (buy-backs).
Конечно же, White paper должен содержать подробное техническое описание проекта и планы по его дальнейшей разработке (development roadmap). В идеале команда должна представить детальный план своей работы на ближайшие 12-18 месяцев, в который следует включить и бета-запуск. Если какие-то из пунктов роадмапа уже выполнены — это плюс.
Каким должен быть White paper: 3 примера успешных проектов
Перейдем от теории к практике: проще всего понять, как должен выглядеть хороший документ для ICO, на реальных примерах успешных проектов. Мы отобрали три сверхуспешных проекта и проанализировали их «вайтпейперы» (по этой ссылке можно найти больше примеров).
Monetha — проект платежной системы на блокчейне, собравший $ 37 млн (95 000 ETH) всего за 18 минут. White paper системы содержит все перечисленные выше разделы. Значительное внимание в нем уделено описанию схемы работы проекта, экономики токена, планам по использованию средств, а также перечислению заслуг членов команды — вплоть до запуска прошлых бизнесов, получивших инвестиции.
Помимо технического описания архитектуры продукта, есть и простые для понимания схемы
Другой пример — проект Aeternity, собравший почти $ 34 млн. Его White paper говорит о том, что документация не обязательно должна быть очень обширной. Файл не имеет красивого дизайна и выполнен в формате научной статьи (двухколоночный, простое форматирование).
Формат научной статьи способствует росту доверия, при этом документ может быть небольшим (~10 страниц)
И наконец, проект-рекордсмен, привлекший в ходе ICO $ 257 млн, — Filecoin. Его создатели также решили использовать для White paper формат научной статьи, без дизайнерских изысков.
Стиль изложения соответствует формату: большое количество формул и различных схем
Заключение
Мы активно изучаем рынок ICO на протяжении последних месяцев, в том числе нас интересует контент-оформление, которое выбирают блокчейн-стартапы. И в завершение статьи дадим несколько советов по итогам этих наблюдений:
- Плохому проекту не поможет хороший White paper: если команда пытается решить несуществующую или не очень важную проблему, если у ее членов мало опыта разработки и они плохо знакомы с блокчейном, то с большой долей вероятности успеха не будет даже при создании документации по всем канонам, и это нужно понимать.
- Формат должен подходить команде: стиль научной статьи, выбранный проектами Filecoin и Aeternity, отличается от более «популярного», выбранного проектом Monetha. В частности, в «научной статье» обычно нет раздела с описанием команды — для этого служит только секция на сайте. Чтобы создать качественную «научную статью», автор должен иметь опыт написания подобных документов. Если его нет — лучше пойти по пути Monetha и сделать своеобразную презентацию проекта.
- Важно принимать во внимание аудиторию: на стиль и формат White paper влияет и то, кто его будет читать. Если цель — привлечь технически грамотную аудиторию и ученых, то логично представить информацию в привычном им виде. Но если цель — более широкая аудитория, то не стоит чрезмерно усложнять документ, можно даже создать две версии: облегченную и более техническую — для тех, кому нужны детали.
Оригинал публикации на сайте RB.ru
ДРУГИЕ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ПРОДВИЖЕНИИ СТАРТАПОВ И БЛОКЧЕЙН-ПРОЕКТОВ:
- Подготовка White paper, продвижение ICO и работа со СМИ: изучите услуги Smile Bright Media для блокчейн-стартапов
- Как быстро и бесплатно рассказать о своем стартапе в топовых зарубежных СМИ: сложности и способы их обхода
- Как написать хороший White paper для проведения ICO: советы и примеры
- Контент-маркетинг для продвижения ICO: 3 практических совета
- Кейс: как за 3 месяца привлечь тысячи читателей и десятки b2b-клиентов при минимальном бюджете
Если вы планируете ICO или нуждаетесь в продвижении своего стартапа — напишите нам, и мы поможем решить эту задачу: hi@smilebright.media