Нужна ли проекту миссия?
Для начала давайте определимся с двумя порой кажущимися одинаковыми понятиями – миссия проекта и цель проекта. Начинающие стартаперы (и я не исключение) поначалу подменяют одно понятие другим, и искренне верят в то, что реализуют миссию проекта, тогда, как на самом деле лишь достигают его цели. И когда цель достигнута, то происходит кризис – начинаются метания в поисках новой цели, начинается поиск действительно миссии.
Поэтому давайте разнесем цель и миссию, прочертим границу между ними.
Цель – это конкретный результат вашей деятельности, который вы получаете для себя. Миссия – это общий результат вашей деятельности, который получают другие люди.
Исходя из этих определений, выведем основные различия между целью и миссией:
1. Цель – это то, что вы делаете для себя, а миссия – то, что ваш проект делает для других.
2. Цель является четкой, тогда, как миссия обобщенной.
3. Целей может быть несколько, тогда как миссия – одна.
4. Цель можно разбить на ряд задач, достижение которых в частности, будет обозначать достижение цели в целом.
5. Целей может быть несколько, причем разнесенных по разным проектам.
И для простоты приведу пример, так сказать, из практики. Одной из целей проекта Delofri является наработка пользовательской базы (чтобы создать достаточное количество заявок и курьеров, способных их реализовать).
Ну а миссия проекта состоит в стирании границ онлайн-торговли и распространении нового способа доставки товаров по всему миру.
Всем ли проектам нужна миссия? Я считаю, что миссия нужна тем проектам, которые ходят добиться успеха и обрести популярность среди своей аудитории. У любого проекта должен быть смысл существования, смысл роста, развития. Иначе проект со временем усыхает, превращается в «просто бизнес». Именно в отсутствии миссии я вижу причину, по которой большинство стартапов не становятся пробивными и со временем закрываются.
Для вдохновения давайте познакомимся с миссиями популярных компаний:
«Мы помогаем нашим покупателям сэкономить деньги, чтобы сделать их жизнь лучше»
«Улучшение повседневной жизни каждого»
«Создать пространство, в котором каждый может купить онлайн все, что пожелает»
«Предоставить людям возможность поделиться своей жизнью с другими и сделать мир более открытым и объединенным»
«Удобно организовать всю информацию в мире и сделать ее доступной и полезной каждому»
«Предоставить каждому возможность полностью реализовать свой потенциал»
«Стать платформой для общения людей в реальном времени»
«Обеспечить быстрый и простой доступ к видео-контенту и предоставить возможность обмениваться видео друг с другом»
«Мгновенно соединять людей повсюду»
«Обеспечить студентов, педагогов, творческих профессионалов по всему миру лучшими персональными компьютерами благодаря использованию инновационных решений»
Как видите, ни одна успешная компания не ставит своей миссией заработок денежных средств, расширение аудитории, внедрение новых алгоритмов управления. Потому что всё это цели. И осмелюсь даже высказать мнение о том, что цель является инструментом для реализации миссии.
Какую миссию определили вы для своего проекта? Отпишитесь в комментариях, с интересом ознакомлюсь!