редакции Выбор
Как найти «своего» разработчика: пошаговая инструкция от поиска до договора
Меня зовут Юлия Алексеева. Я собственник и генеральный директор X5studio и постоянно нахожусь «на передовой» — не было ни дня, когда не общалась бы с потенциальными и текущими клиентами.
Пару недель назад я услышала от заказчика: «Разработка — это такая зона риска! Прежде чем вышел на вас, потратил уйму времени на поиск и разговоры с теми, кто вообще не по нашей теме». Оказалось, что человек не подготовился к поиску, а просто открыл Google и стал обзванивать всех подряд. Поэтому и не удивляюсь, что он «шёл» к нам больше месяца. Не удивляюсь и тому, что в процессе долгих и безуспешных поисков у него сложилось мнение о ненадёжности всей сферы разработки. Я долго крутила в голове фразу о зоне риска и в какой-то момент решила написать эту статью. Мне захотелось создать что-то вроде руководства к действию, чтобы заказчики быстрее находили «своих» разработчиков. А ещё захотелось развенчать мифы о постоянно срывающихся сроках по вине разработчиков и обязательном удвоении стоимости работ на выходе. Надеюсь, получилось и интересно, и полезно!
Подготовка к поиску
Если вы подготовитесь к поиску, то на следующем этапе быстрее отберёте тех, кто поможет сделать желаемый сайт.
С чего начать? Определитесь с целью. Без разницы, решили вы создать новый сайт или доработать существующий, должна быть понятная конечная цель. И не забудьте сообщить её разработчику, когда найдёте «того самого». Зная цель, он сможет предложить варианты её достижения.
Варианты целей:
- Привлечь новых клиентов,
- Расширить географию продаж,
- Начать продавать онлайн,
- Создать удобный инструмент продаж,
- Заявить о себе и раскрутить собственный бренд,
- Показать свою надёжность,
- Получить обратную связь от клиентов,
- Дополните сами.
Определитесь с бюджетом. Стоимость разработки зависит от вида сайта и того, каким образом он будет реализован. Например у нас, лендинг на конструкторе будет стоит порядка 25–30 тысяч рублей, интернет-магазин на шаблоне — 150–200 тысяч, а сайт с индивидуальными дизайном и функционалом — от 800 тысяч. Не забывайте, что после создания ресурса расходы не закончатся — придётся вкладываться в продвижение, поддержку и дальнейшее развитие.
Подумайте о функциональности и составьте список того, что хотите видеть на сайте. Впишите туда тот минимум, о котором есть представление. Лайфхак: изучите сайты конкурентов. Возможно, там найдёте что хотели, но не знали, как сформулировать для разработчика.
Представьте внешний вид. Походите по чужим сайтам: сохраните ссылки или снимите скриншоты и обязательно отметьте, что конкретно понравилось. Не забудьте и про вид мобильной версии. Именно через смартфоны совершается сегодня львиная доля покупок в интернете.
Изучите информацию о платформах и наметьте, как хотели бы вы реализовать свой сайт. Я неслучайно написала «наметьте», потому что с платформой связано множество нюансов по публикации контента, поддержке и взаимодействию с базой данных. Окончательное решение лучше принимать, обсудив всё с разработчиком. У вас есть варианты: аренда сайта в облачных ресурсах, шаблонное решение или индивидуальный сайт. Сайт на готовых решениях и «коробочной» CMS будет дешевле, да и реализуется он быстрее, зато разработанный персонально под вас сайт — это индивидуальный дизайн и функционал — как говорится, любой каприз за ваши деньги.
Поиск и выбор
Где искать разработчика?
- Первая мысль, которая приходит в голову — через поисковик. Отличный план! Не останавливайтесь на топ-20 выдачи, а загляните на 2 и даже 3 страницу — возможно, именно там находится разработчик вашей мечты.
- Опросите знакомых — вы сможете получить не только рекомендации, но и честные отзывы, а может, узнаете, с кем уж точно сотрудничать не следует.
- Посмотрите, кто сделал сайты, которые вам понравились визуально и по функциональности (не забывайте и о сайтах конкурентов). Информация о «производителе» располагается чаще всего в подвале сайта.
Как выбрать?
Разработчиков на рынке превеликое множество. Цены разнятся, хотя предлагаемые услуги схожи. Если верить рекламе, все классные и делают самые лучшие в мире сайты. Поэтому каждого потенциального разработчика необходимо рассмотреть под лупой: изучить сайт, отзывы и портфолио, проверить рейтинги.
- Проверьте указанные на сайте контакты — действительно ли офис компании находится там, где заявляется. Изучите услуги и информацию о сотрудниках. Посмотрите соцсети — они, вообще, ведутся?
- Внимательно прочитайте отзывы на сайте, а также обратите внимание на их вид. Согласитесь, аудио и видео, а также письма с подписью и печатью вызывают большее доверие, чем просто текст, оформленный в цитату. Поищите отзывы на сторонних ресурсах.
- Посмотрите портфолио. Ответьте себе честно: есть ли там то, что вам нравится? Сравните сайты, лежащие в портфолио, с их реальными версиями, а заодно и проверьте копирайт разработчика.
- Поищите компанию в рейтинговых списках. Наиболее популярные: Рейтинг Рунета, Ruward и Tagline. Там можно сделать сортировку по разным параметрам: например, по вашей отрасли или по городу, если вам не симпатизирует удалённое сотрудничество.
Итак, вы нашли множество подтверждений надёжности компании-разработчика.Теперь подумайте, подходит ли она лично вам. Сможет ли реализовать сайт на вашу тематику? По карману ли вам её услуги? Поможет ли достигнуть поставленных целей?
Для этого...
- изучите портфолио на предмет работ для отрасли, схожей с вашей,
- посмотрите, какие решения предлагаются и за какую стоимость,
- выясните, оказывается ли поддержка после завершения работ, даются ли гарантии, а также предоставляются ли нужные вам доп. услуги (например, интернет-маркетинг или интеграция с 1с).
Например, наша студия уже десять лет специализируется на Битриксе и особых успехов достигла в создании интернет-магазинов в среднем ценовом сегменте, и мы об этом прямо заявляем на своём сайте и выкладываем подтверждающие отзывы и кейсы в портфолио. Так клиенты, которым нужно подобное, быстрее приходят к нам.