Кстати, если вы не знаете, нужно ли вам проводить такую сессию, обратите внимание на 3 вещи:
Изменились ли внешние условия. Та же пандемия здорово поменяла рыночные реалии. Это нужно учитывать, меняя алгоритм привычных действий.
Были ли изменения в команде. Возможно, у вас появилось много новичков или изменился руководящий состав.
Есть ли необходимость в синхронизации. Часто бывает, что каждый отдел занят своими вопросами, совершенно не интересуясь целями фирмы. Так быть не должно, ведь компания — единый организм, где каждый отдел должен трудиться, приближая ее к целям.
Если в вашей компании есть вышеперечисленные признаки, то это прямое показание к проведению стратегической сессии. Поэтому давайте переходить к главному.
Как проводится стратсессия Прежде чем проводить сессию, важно знать, зачем вы вообще это делаете. Потому что даже «я увидел статью у ребят и решил, что НАДАА», — так себе причина, если честно.
Так что давайте-ка сначала...
Выясним, что волнует участников; Подготовим презентации по этим вопросам; Отрепетируем их, задавая слушателям вопросы и выясняя, все ли им было понятно. Инициатором таких собраний всегда становится собственник компании. Как правило, он и определяет состав участников.
Обычно на сессии присутствуют:
собственник; директора: исполнительный, коммерческий и HR; коммерческий директор; руководители отделов. Важно, чтобы соблюдался принцип охвата всех важных отделов фирмы. Так вы избежите игр в сломанный телефон, а информация будет передана сразу и в нужном контексте.
Для того чтобы сессия прошла продуктивно, роль ведущего можно доверить эксперту-фасилитатору.
Если вы забыли, кто это такой, оставляем ссылку на нашу статью:
Фасилитация: как выстроить коммуникацию в команде
Ну а пока напомним, зачем он нужен. Итак, фасилитатор:
Создает прозрачное информационное пространство: формулирует и доносит сотрудникам четкую и понятную цель собрания; Строит план собрания так, чтобы включить в работу каждого участника; Следит за тем, чтобы каждое мнение было учтено, а все важные вопросы, предложения, решения и т.д. зафиксированы; Поддерживает темп обсуждения, избегая как излишнего напряжения, так и скуки; Отвечает за принятие решения и формулирует итоги встречи; Держит нейтральную позицию в отношении каждого сотрудника и команды в целом. Не навязывает свою точку зрения, не выделяет кого-то и не заводит «любимчиков». Управляет возможными конфликтами, сглаживая углы. А еще не забудьте учесть организационные вопросы.
Как правило, для таких встреч выбирают место вне офиса, чтобы сотрудники не отвлекались. Можно снять в аренду коворкинг или какой-нибудь уютный лофт. Круто, если там будет проектор, доска и маркеры. Так у вас расширятся варианты подачи информации, а значит, можно добиться максимального ее усвоения.
Кормить участников тоже нужно. Позаботьтесь о том, чтобы были перерывы на обед. Если в помещении нет кулера, закупите заранее воду. Голодный участник = непродуктивный участник.
Какая тут стратегия фирмы, если в животе предательски урчат киты?
Сценарий сессии от Skyeng Проще один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому давайте рассмотрим, как стратегические сессии проводит онлайн-школа Skyeng.
А проходит она в 5 этапов:
Этап 1. Настройка
На нем обозначают цели мероприятия, распределяются роли каждого участника и формируются правила проведения сессии. Чтобы создать позитивное восприятие команды, используются специальные практики.
Например, участникам предлагают разделиться на пары и в течение 1 минуты назвать 3 крутых качества в человеке напротив. Через минуту пару меняют, а проделанное повторяют еще 4-5 раз.
Этап 2. Прошлое
Несмотря на то, что всегда есть соблазн пропустить эту часть и начать обсуждать планы и проекты, так делать не рекомендуется.
Поэтому здесь команде помогают два инструмента.
Первый: каждый участник делится итогами периода, выделяя успехи и неудачи. После этого от коллег он получает обратную связь в виде трех стикеров от каждого, где написано:
что из итогов работы выступающего было самым полезным для компании; что нужно начать делать в следующем периоде; что нужно прекратить делать. Второй: всё то же самое, но вместо выступлений делается письменный отчет по итогам. Группа с ним знакомится, задаёт вопросы и точно так же пишет обратную связь на трех стикерах.
Этап 3. Будущее
Инструментов для проектирования будущего много, но ребята из Skyeng делают следующее:
Создают станции-листы с ролями. Например, клиенты, сотрудники, акционеры и конкуренты. Людей делят на группы по количеству станций и предлагают им провести на каждой станции 5-7 минут, отвечая на вопрос, что с точки зрения их роли происходит в идеальной ситуации.
Так ученики могут решить, что им хочется, чтобы была возможность самостоятельно менять расписание занятий на платформе, а учителя — что они хотят полностью автоматическую проверку эссе и домашних заданий. Главное — хорошо понимать свою роль и вжиться в нее. Все идеи группа записывает на стикерах и клеит на плакаты.
Этап 4. Настоящее
На этом этапе плакаты разбираются по группам. Нереальные желания убираются, а с важными и реальными начинают работу.
На каждый стикер с идеальным видением добавляют стикер другого цвета, на котором пишется конкретная задача, которая нужна для того, чтобы это желание осуществилось.
Далее участники презентуют друг другу получившиеся плакаты и назначают ответственных, формируя для них рабочую группу.
Этап 5. Закрытие и итоги
На этом этапе подводят итоги, делятся обратной связью по всем этапам и проводится skythanx. Это особая традиция, когда каждый участник получает маленькие наклейки skythanx, а затем подходит к любому участнику, говорит за что он благодарен ему в этой встрече и клеит наклейку на бейдж или ноутбук. Считается все — обсуждения, шутки, проекты и выводы.
Вот такие дела, касатики.
В заключение скажем, что вариантов проведения стратегических сессий много. Единого правила нет. Конечно, вы можете учитывать опыт других компаний, но возможно, что вы выведете свою, уникальную формулу.
Кстати, в телеграм-канале вас уже ждут 10 инструментов для фасилитации. Обязательно загляните :)