Появление протокола tcp/ip открывало и вовсе захватывающие перспективы.
«Картина мира изменилась полностью. То, что мы делали, теперь выглядит,
конечно, дико. Например, я подключался через мой модем Zyxel к „Реалкому“ по
tcp/ip, запускал X-Window на своей машине и подключался к приложению на сервере
в институте Курчатова. Графическая среда у меня работала через модем. Очень
„криво“, но работала!», — поделился своими впечатлениями Дмитрий.
Но
требовался и большой объем работ по адаптации программ для наших условий. При
этом условия были куда сложнее, чем сейчас, ведь, как напоминает Дмитрий, было
несколько конкурирующих между собой кодировок кириллицы, и в разных ОС и
приложениях в качестве стандарта применялись разные. Например, в ДОС
использовалась CP866, на советских ПК одно время стандартом была кодировка
«основная ГОСТ», в Windows — CP1251 (она же стала стандартом в Белоруссии и
Болгарии), в Unix доминировала КОИ-8, причем в России и на Украине были приняты
разные ее варианты, несовместимые между собой. Были и менее широко
используемые, по крайней мере, в России варианты вроде ISO-8859-5 или кириллица
Mac. И все они должны были поддерживаться на сайтах. Настоящим кошмаром стали
принудительные перекодировки сообщений электронной почты серверами, которые
приводили к тому, что до половины сообщений приходило в нечитаемом виде.
Наверное, оттуда у многих пошла привычка оставлять тело письма пустым, а само
сообщение отправлять в виде прикрепленного файла в формате Word, на содержимое
которого перекодировка письма не влияла.
Все
это, как вспоминает Дмитрий, требовало приложения больших усилий разработчиков:
«Русификацией программ занималось множество людей. Плюс русификация
операционных систем, кириллические клавиатурные драйверы, которыми занимался
Антон Чижов. Сейчас об этом уже забыли, потому что с появлением юникода
основные языки нативно поддерживаются, и проблемы такой нет. А в 90-е была
целая война, связанная с разными кодировками — разными на разных сайтах, — и их
совместимостью».
Уже
в середине 90-х появились онлайн-дневники или блоги. И одним из первых блогеров
стал Дмитрий: «Я тогда взялся издавать сетевой журнал DZ-online — это был 1997
год. Я совершенно не ожидал, что он окажется настолько востребован, а он в
итоге стал одним из самых читаемых технологических блогов в стране. Тогда
сильных блогов было штук шесть, а интересных из них — три-четыре».
Помимо
технического потенциала, Интернет давал большие возможности для развития
бизнеса. Fido же было принципиально некоммерческим, там была полностью
запрещена любая реклама, можно было рассчитывать только лишь на объявления о
продаже бывших в употреблении вещей. Первые интернет-магазины появились в 1995
году, среди которых был и Amazon. А уже в конце 1996 года ныне несуществующий
журнал Family PC провел эксперимент: два добровольца оказались в незнакомом
городе в пустом доме, где был только халат и компьютер с доступом в Интернет.
Оба они получили задание приобретать все необходимое только в Интернете, и оно
было выполнено.
1990-е
годы в России были периодом, мягко говоря, сложным. Дмитрий характеризовал его
так: «Это был крайне тяжёлый и мутный период истории, когда все кругом
разваливалось, никто толком не представлял себе никаких перспектив, а все
российское ИТ можно было, по-хорошему, скупить за пару миллионов долларов, да
еще осталось бы на кофе с пирожками. При этом высокотехнологичные проекты
периодически осуществлялись на средства людей, абсолютно не понимающих, во что
они вкладываются, причем об источнике этих денег лучше было не думать. Вот,
собственно, с предложения одного бизнесмена инвестировать в ИТ-проект и можно
начинать отсчет этой истории». И один из таких инвесторов предложил Дмитрию
буквально следующее: «E-commerce очень хорошо идет, но электронный магазин —
уже пошло, надо e-commerce, но не магазин». Появилась идея, что нужно сделать
инструмент, который помогает человеку обеспечить навигацию по набору товаров.
Причем речь шла о полноценной экспертной системе, и соответствующие наработки у
Дмитрия были. С помощью Ильи Положинцева проект такой системы появился. В то
время потенциальный инвестор отказался от своих первоначальных намерений, но
бросать идею было жалко. И как раз в то время произошла встреча Завалишина с
Аркадием Воложем, у которого уже был план выделения «Яндекса» из состава
CompTek, и он предложил: «Мы решили, что „Яндекс“ будет отдельной компанией, и
нам там нужны проекты. Задача по e-commerce там тоже есть. Хочешь сделать это
там?». И это предложение было принято: «В этот момент я осознал, что мы, в
общем, и правда, придумали хорошую идею, и это, кажется, тот момент, когда надо
все бросить, и заниматься только ей. Думаю, это был чуть ли не первый
российский Интернет-проект, который случился во всей полноте, стал коммерчески
успешным и не имел западного прототипа. В общем, мы согласились».
Этот
проект трансформировался в «Яндекс.Маркет», существующий до сих пор. Но тогда
он назывался «Яндекс.Гуру». Проверять пришлось на себе, и результат был, в
хорошем смысле, неожиданным. «Мы очень четко понимали, что нужно запуститься
обязательно не с одной категорией товаров, а, как минимум, с тремя, причем
довольно разными, чтобы на рынке нас не восприняли как инструмент именно по
этой одной категории, чтобы мы сразу показали какую-то широту. Одной из
категорий были цифровые фотоаппараты. Я в то время ими занимался, очень их
любил, думал, что я знаю все. Мы заполнили каталог моделей фотоаппаратов,
построили первый алгоритм на основе искусственного интеллекта, который задавал
вопросы и давал рекомендации, и впервые его запустили. Я начал его тестировать,
как пользователь, — отвечать на вопросы, по-честному, для себя. Был уверен, что
я знаю, что он мне порекомендует, — у меня же был аппарат, я его сознательно
выбирал, я знаю весь рынок. И тут «Гуру» мне посоветовал совершенно другой,
неизвестный мне аппарат. Я посмотрел на экран, и подумал: «Железка, что ж ты
делаешь-то, я же тебя создал, как ты смеешь? А потом взглянул на предложенное,
и понял, что это, по крайней мере, действительно очень интересный аппарат,
который я почему-то не рассмотрел. Это был для меня, конечно, момент истины».
«Яндекс.Маркет» появился спустя год после «Яндекс.Гуру». Это было инициативой
Аркадия Воложа. Первоначально, как признается Дмитрий, реакция была, скорее,
негативной: «Я тогда здорово злился и был почти несчастлив, ощущал эту
ситуацию, как давление извне. Ну, представьте себе: ты сделал отличный проект,
а тут тебя заставляют переделывать! Все-таки я тогда был в большей степени
программистом, а он, как бизнесмен, понимал, что нужно консолидировать сервисы,
потому что единый портал с большим объемом трафика — это очень ценно. Но в
итоге Маркет был успешно запущен».
Хотя
идея объединения разных непоисковых сервисов уже, что называется, витала в
воздухе. Как и создания единой точки входа для них. Это была очень сложная
задача, которую команда «Яндекса» успешно решила, и чего не удалось очень
многим другим. По оценке Дмитрия, этому способствовали правильное целеполагание
и наличие стратегии.
Но
история развития «Яндекс.Маркет» предопределила уход из «Яндекса». «На примере
истории с Яндекс.Маркет» я понял, насколько непрофессионально мы строим
управление проектами. Архитектурно, как программисты и как архитекторы, мы были
большие молодцы, мы сделали все правильно, но как руководители проектов мы были
катастрофически неумелыми. Я понял, что мне нужно этому учиться«. В 2003 году он
покинул «Яндекс», перейдя сначала в российскую компанию, чей бизнес был связан
с заказной разработкой ПО, а затем — в американскую, аналогичного профиля.
Целью было увидеть все процессы с точки зрения разработчика, заказчика,
подрядчика. Нужно было научиться управлять проектами и делать предсказуемым
качество и сроки проектов. У нас тогда это умели буквально единицы — самородки
и самоучки. После этого была создана Digital Zone. Сейчас у Дмитрия Завалишина
уже холдинг DZ Systems из 5 компаний: Digital Zone, которая занимается крупными
системами для корпоративных заказчиков,e-Legion — разработчик мобильных
приложений, «Апрентис», которая специализируется на ERP, CRM, HR и прочих
управленческих системах. Также еще две компании занимаются оказанием профессиональных
услуг, консалтингом, заказными разработками. И, как особо отмечает Дмитрий,
есть структура, которая их объединяет — единый проектный офис: «Он позволяет
реализовывать проекты точно в срок и идеально по качеству. В том, что без него
работать никак, я за двадцать лет убедился на личном опыте».
ИСТОЧНИК