редакции Выбор
Как обеспечить эффективную работу сотрудников в нестабильное время?
Динара Гайнутдинова, управляющий партнер CAS Group и эксперт в области управления изменениями:
Малый и средний бизнес, деятельность которого была сопряжена с международными заказчиками, поставщиками, клиентами и партнерами, потеряв каналы сбыта и привычные маршруты поставок, стал балансировать на грани банкротства.
Это оказывает психологическое давление на менеджмент и сотрудников. Кого сократят? Кто останется в команде? Эксперты уже озвучивают, что рост безработицы к концу года может достичь 7%.
Как сохранить эффективность команды в экстремальных рыночных условиях?
Общая цель
Определите цель, к которой вся команда будет сейчас стремиться. Найти новых клиентов, дополнительные способы заработка или источники сырья, расширить сферу влияния на рынке. Почаще на встречах с коллективом напоминайте коллегам об общей цели, рассказывайте о промежуточных результатах. Это объединяет сотрудников, мотивирует на новые достижения.
Системный подход
Сейчас стоит отказаться от долгосрочных стратегических целей и ставить короткие KPI. Возьмите на вооружение agile-методологию, которую в большей степени применяют в проектном менеджменте. Теперь ее стоит расширить на всю работу компании. Так вы будете исходить из текущей ситуации и обеспечите бизнесу и сотрудникам высокую скорость реализации решений.
Пошагово контролируя выполнение задач, вы сразу увидите, где есть проблемы, где можно сэкономить или перераспределить нагрузку. А ваша команда станет более гибкой, мобильной и научится легче принимать изменения.
Обучение новому
Сотрудников надо развивать даже во время кризиса. Не воспринимайте это как финансовые потери. В ближайшем будущем обучение принесет свои плоды: выход на новые рынки, технологическое развитие, более вовлеченную команду.
Ментальное здоровье
Контролируйте ментальное состояние сотрудников. Узнавайте, что их беспокоит и мешает в работе. Для этого проводите опросы очно или в онлайн-формате. Если кто-то из сотрудников хочет перейти на гибридный или удаленный режим работы, или, наоборот, вернуться в офис для улучшения эмоционального фона, рассмотрите такую возможность.
Открытые коммуникации
Поддерживайте диалог с сотрудниками. Регулярно информируйте их о положении дел в компании и ваших решениях. Пресекайте обсуждение негативных новостей. Говорите правду, не запутывайте людей мудреными официозными формулировками. По возможности старайтесь быть максимально честными и открытыми, и тогда люди будут вам больше доверять.
Задействуйте все каналы коммуникаций, чтобы каскадировать единую антикризисную позицию на все уровни компании и максимально вовлечь сотрудников в процесс изменений.
Человеческие радости
В самой сложной обстановке не отказывайтесь от традиционных корпоративных активностей. И даже сделайте на них акцент, увеличьте охват сотрудников. Такие занятия отвлекают сотрудников от мрачных мыслей и возвращают в стабильное эмоциональное состояние. Дополнительно организуйте рассылки или подкасты от психолога с рекомендациями, как снизить тревогу и повысить продуктивность.
Обратная связь
Чаще говорите с сотрудниками о работе, о результатах труда, о ценностях, которые они несут, выполняя качественно работу. Если отмечаете зоны для улучшения, то делайте это на позитивной ноте. В кризис людям психологически тяжело — относитесь к этому с пониманием.
Агенты изменений
Во всех компаниях есть сотрудники, которые быстрее остальных преодолевают стресс и адаптируются к новшествам. Попросите их поделиться с коллегами опытом преодоления кризиса. Поощряйте таких сотрудников. Это ваши агенты изменений.
Задача управленца и кризис-менеджера — подготовить команду к переменам. Тогда сотрудники сами помогут компании выжить в кризис.