Как работают архетипы брендов. Часть 1
Архетипы брендов — это типажи, узнаваемые на уровне интуиции и вызывающие определенные ассоциации у аудитории. Как в кино есть яркие типажи героев и злодеев, так и в бизнесе большинство компаний легко распределить в разные группы архетипов. В маркетинге знание архетипов брендов помогает наладить контакт с аудиторией. Покупатель понимает, что это «его» бренд и отдает ему свое предпочтение. В этой статье мы разберем популярные архетипы брендов и расскажем, как эти знания применять на практике. А если вы только собираетесь создавать бизнес в интернете, то сделайте это с платформой 1С-UMI всего за несколько минут.
Добряк
«Добряки» ― против всего плохого и за всё хорошее. Они заботятся о природе, используют только экологичные технологии, занимаются благотворительностью, выступают против убийств животных ради меха. Они открыто общаются с аудиторией, активно показывают «внутреннюю кухню» компании, предпочитают спокойную подачу своего контента.
Как применять на практике?
- Дружелюбно общаться с клиентами, проявлять заботу.
- Отказаться от агрессивных цветов и контента, заметного использования фотошопа и искусственной красоты.
- Открыто демонстрировать, как создается товар или проводится услуга. Знакомить покупателей с работниками, проводить акции с благородными целями (сбор средств для приюта животных, посадки деревьев, уборки местного парка и т. д.).

Мудрец
Эти бренды давно на рынке, они успешны и востребованы. «Мудрецы» готовы делиться своей экспертизой и профессиональным опытом. Чаще всего, цена на их услуги выше средней цены по рынку. Архетип «эксперт» — это компании, которые чему-то обучают, создают свои обучающие продукты.
Как применять на практике?
- Делиться накопленным опытом и инсайдами, неочевидными для большинства.
- Рассказывать об успехах своих учеников.
- Выступать в качестве эксперта в СМИ и на популярных площадках интернета. Проводить собственные исследования, работать над аналитикой и делиться результатами в публикациях.
Искатель
Это архетип дерзких и амбициозных брендов. Они в постоянном поиске чего-то нового, экстремального, крутого. К этому архетипу относят, например, компании из сферы туризма, досуга, организации праздников и т. д. Главный посыл: «Не бойтесь пробовать новое».
Как применять на практике?
- Постоянно экспериментировать с подачей контента. Использовать квизы, видео, геймификацию. Клиент не должен скучать.
- Вдохновлять потенциальных клиентов с помощью кейсов. Рассказывать о ярком опыте постоянных клиентов и самих сотрудников компании.
- Устраивать мероприятия, марафоны, форумы, спортивные соревнования, если позволяют финансы.

Герой
Архетип брендов, которые нацелены на постоянную мотивацию своих клиентов. Чаще всего «герои» работают в сфере спорта, ЗОЖ, психологии и красоты. Задача «героя» — помочь аудитории справиться с личностными проблемами, подтолкнуть клиентов к изменению качества жизни через преодоление своих трудностей.
Как применять на практике?
- Показывать пользователей, которые смогли достичь заметных результатов, работая над собой. Например, «у Олега были проблемы с лишним весом, но он обратился в наш тренажерный зал и с тренером смог сбросить 30 килограммов за 3 месяца».
- Снимать ролики о преображении своих клиентов, делать акцент на сложностях, которые пришлось преодолеть.
- Проводить челленджи в интернете.
Новатор
Бренды, относящиеся к этому архетипу, удивляют аудиторию новыми технологиями и взглядами на решение проблем. Яркий пример — Tesla и их масштабное производство электромобилей. «Новаторы» — это компании с передовыми технологиями. Они свято верят в свою идею и хотят распространить ее на других людей.
Как применять на практике?
- Предлагать нестандартные решения проблем.
- Использовать современные технологии.
- Подчеркивать, что, приобретая ваш инновационный товар, клиенты автоматически становятся такими же продвинутыми и крутыми, как и сама компания.

Бунтарь
Это бренды, нарушающие правила или делающие вид, что они идут против общепринятых моделей поведения, ожиданий и принципов. «Бунтари» создают продукты для «плохишей». Яркие примеры — байки Harley Davidson, виски Jack Daniel’s, боксерские перчатки Everlast и т. д. Этот архетип порой создает провокационный продукт
Как применять на практике?
- Провоцировать обсуждение спорных тем.
- Едко подшучивать над другими компаниями.
- Привлекать к рекламе известных личностей с бунтарским настоящим или прошлым.
Итого
Знание бизнес-архетипов помогает правильно коммуницировать с целевой аудиторией. Объективно не существует «плохих» и «хороших» архетипов. Подача бренда целиком зависит от специфики вашего бизнеса и его идеологии.
Не можете причислить свой бизнес ни к одному из описанных архетипов? Значит, ваш архетип будет во второй части.