Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Интенсивная программа по ускоренному развитию интернет-компаний.
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
44
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

15
Отследить-посылку

Отследить-посылку

отследить-посылку.рф

13
GIFTD

GIFTD

giftd.tech

12
Логомашина

Логомашина

logomachine.ru

11
Devicerra

Devicerra

devicerra.com

11
Aword

Aword

Приложение для изучения английских слов

11
Eczo.bike

Eczo.bike

www.eczo.bike

11
Flowlu

Flowlu

flowlu.ru

8
KEPLER LEADS

KEPLER LEADS

keplerleads.com

7
Convead

Convead

convead.ru

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

Как изменятся акселераторы стартапов в 2015 году

3 385 3 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
10 изменений модели акселераторов, которые стоит ожидать, по версии сооснователя техасского акселератора Брайана Балта с комментариями Дмитрия Калаева - директора акселерационных и образовательных программ ФРИИ.

b_54b78ed1bbb10.jpg

Кажется, что акселераторы стартапов существуют уже многие годы, но на самом деле 2015 год – это своеобразная годовщина: прошло 10 лет с тех пор, как они начали набирать обороты. Такие акселераторы, как Y Combinator и Techstars, созданные в 2005 и 2006, уже доказали, что посевные инвестиции, советы экспертов и плотная коммуникация с участниками рынка в сжатый период времени могут помочь бизнесу вырасти. Эти два первопроходца проложили путь для всех прочих акселераторов, которые мы видим сегодня.

Успех таких стартапов как Airbnb, Dropbox и Reddit продемонстрировал преимущества участия в акселерационной программе. Однако несмотря на все успехи стартапов за последнее десятилетие, времена меняются. Сейчас есть сотни акселераторов для стартапов, из которых предприниматели могут выбирать, и мы видим, как за счет этого растут риски каждой из заинтересованных сторон: акселераторов, которые обеспечивают финансирование, стартапов, которые выбирают, к какой программе присоединиться, и инвесторов, которые верят и вкладываются в будущие успехи выпускников акселераторов. Скорее всего, в будущем году нас ждут несколько значительных перемен, которые позволят сократить риски для каждой из сторон.

Вот 10 изменений, которых стоит ожидать, по мнению Брайана Балта, сооснователя техасского Акселератора Seed Sumo, с комментариями Дмитрия Калаева, директора акселерационных и образовательных программ ФРИИ:

1. Небольшие акселераторы постепенно исчезнут.

Сейчас на рынке дефицит качественных инвестиционных сделок, а у стартапов слишком большой выбор. То есть предложение акселераторов уже превышает спрос на них со стороны стартапов. В какой-то момент этот пузырь лопнет, и небольшие акселераторы начнут умирать один за другим.

Дмитрий Калаев:

«Во-первых, проблема в том, что в маленький акселератор сложно привлекать экспертов, а организационные и финансовые затраты у него практически такие же, как и в большом акселераторе. Экспертам же участие в мелкомасштабной акселерационной программе менее интересно. Во-вторых, половина эффекта акселератора, который приводит к кратному росту проектов, исходит из того, что команды помогают друг другу. Соответственно, если в одной программе участвуют меньше десяти команд – то синергетический эффект от этой программы значительно меньше, чем если то же самое происходит с сорока командами. Думаю, что несмотря на эту тенденцию, развитие получат узкоспециализированные небольшие акселераторы».

2. Больше отраслевых акселераторов войдут в игру.

Это такие акселераторы, как Surge: он сфокусировался только на компаниях из сферы энергетики, и это привело к хорошим результатам как для стартапов, так и для акселератора. Мы ожидаем увидеть больше акселераторов, которые сфокусируются на каком-то одном рынке, в особенности с четкой вертикальной структурой – где поставщики предлагают продукты или услуги какой-то определенной группе клиентов из одной индустрии или профобласти (например, к таким рынкам относятся производство продуктов питания и напитков, медицинских товаров, реклама).

Дмитрий Калаев:

«Отраслевая специализация – это верное направление развития для акселератора, нельзя помогать всем подряд одними и теми же советами. У акселератора есть задача – вывести команду на рынок, чтобы она начала продавать. Если в рамках акселератора удастся выстроить в отдельно взятой отрасли целую вертикаль, на этапах которой образуются и развиваются команды и их успешные проекты, то выживаемость команд-выпускников определенно будет выше. В эту цепочку входят, например, связи с ВУЗами и научной средой, отраслевыми экспертами, профильными инвесторами, наиболее крупными компаниями в этой сфере, заинтересованными в рождении новых технологий и т.д.».

3. Масштабы будут меняться.

В настоящее время 95% акселераторов фокусируются исключительно на компаниях ранних стадий развития. В связи с развивающейся отраслевой специализацией акселераторов, их масштабы изменятся. Скорее всего, откроются акселерационные программы для компаний поздних стадий развития (например, на посевной стадии, раунде А, и так далее).

Дмитрий Калаев:

«Фокус акселераторов действительно постепенно смещается к более зрелым компаниям. Это происходит потому, что команд на рынке становится больше, и их уровень растет. Чем позднее подключается акселератор, то тем больше шансов, что команда будет успешной, и акселератору получится заработать на ней. Понятно, что акселератор хотел бы работать с компаниями на более поздней стадии, другой вопрос – может ли он себе это позволить: есть ли у него такой поток команд и ресурсов, чтобы он смог с этими командами работать».

4. Акселераторы среднего звена будут объединяться.

Чтобы создать уникальные условия сделки, которые привлекут компании высокого уровня, стартап-акселераторы среднего звена будут сотрудничать и делиться между собой ресурсами, финансированием и ноу-хау, чтобы помочь друг другу преуспеть. Это уже видно на примере Global Accelerator Network.

Дмитрий Калаев:

«У нас в прошлом году возникло несколько партнерских взаимодействий – например, с питерским акселератором Ideal Machine, Бизнес-Инкубатором НИУ ВШЭ, Акселератором при УрФУ. Формат партнерства может быть разным: с Ideal Machine мы совместно делаем программу акселерации, от других партнеров к нам приходят стартапы, которые предварительно прошли их программу. Так что по факту это уже происходит».

5. Бизнес-модели станут главным приоритетом при отборе.

Многие стартап-акселераторы фокусируются на объемах финансирования проектов как показателе успешности, упуская из виду доходы. Определенно, в 2015 произойдет смещение фокуса: вместо того, чтобы смотреть, сколько денег привлекла компания, при отборе стартапов акселераторы будут фокусироваться на реальной жизнеспособности бизнес-модели стартапа.

Дмитрий Калаев:

«Так как мы живем в реалиях российского рынка, наши тенденции несколько отличаются от того, что происходит в США. Весь прошлый год, работая с командами и инвесторами, мы уже видели много скепсиса и пессимизма в ожиданиях инвесторов: все хотят увидеть у стартапа платящих клиентов. То есть в России по факту это уже было трендом еще в 2013-2014 году. Инвестор действительно хочет, чтобы компании подтверждали гипотезу о их потенциальном росте своими текущими доходами».

6. Процессы отбора команд и идей будут меняться.

Ждите появления новых способов отбора команд и идей. Сейчас развивается концепция многократного использования какой-то одной команды для проверки гипотез и смены разных бизнес-моделей стартапов без намерения переходить на следующую фазу развития. Представьте себе сценариста в киноиндустрии. Они не снимают фильмы, они просто пишут сценарий.

Дмитрий Калаев:

«Пока я не вижу возможности возникновения таких команд. Основное преимущество стартапов заключается в том, что команда, замотивированная на будущие доходы, стоит дешево. Если это «профессиональные спринтеры», которые заранее знают, что их работа в стартапе - это забег на короткую дистанцию, то эту компанию высоко оценить нельзя. Это противоречие сложно разрешить. С другой стороны, периодически в акселераторе появляются команды, у которых есть все шансы построить успешный стартап, но им по какой-то причине не повезло: например, рынок еще не готов. Опыт запуска стартапа, даже неудачный, прибавляет ценности членам команды. Инвесторы и акселераторы готовы работать с командами, которые уже умеют проверять гипотезы и менять бизнес-модели и знакомы с методологией.

У нас был очень показательный пример в третьем наборе Акселератора ФРИИ: сооснователь компании FlowWow Андрей Макеев участвовал в первом наборе как наемный сотрудник в одном из стартапов. Какое-то время спустя он пришел со своим стартапом в третий набор и по итогу акселерации привлек инвестиции от профильного инвестора. В его случае преимуществом было, что он уже знал методологию Акселератора, так что процесс для него шел быстрее».

7. Объемы финансирования проектов ведущими инвесторами будут расти.

Фонды обычно инвестируют в несколько стартапов через один акселератор. В этом году ожидайте, что фонды начнут инвестировать сразу через несколько топовых акселераторов более крупные суммы инвестиций в рамках одного раунда.

Дмитрий Калаев:

«Это тенденция скорее не российского рынка, а американского. У нас фонды часто тоже не ограничивают себя работой с одним акселератором, но говорить о том, что они планируют увеличивать суммы инвестиций, не стоит. Хотя я не вижу пока такой тенденции и на американском рынке. Все тот же Y Combinator через несколько лет работы увеличил сумму инвестиций от примерно $20 тысяч до $120 тысяч, но потом уменьшил до $100 тысяч. Это объясняется тем, что стартап развивается быстрее в условиях, когда понимает, что деньги в какой-то момент закончатся, слишком много инвестиций может расслабить основателей. Денег должно быть столько, чтобы удалось перейти на следующую стадию развития. Так что в этой тенденции я сомневаюсь. По поводу увеличения объемов инвестиций: общая сумма инвестиций раунда вряд ли будет сильно меняться, а вот объемы вложений какого-то одного инвестора в раунде действительно могут вырасти».

8. Больше акселераторов станут международными.

Основные игроки уже расширяются за границы своей страны, но в связи с растущим новым поколением (тремя миллиардами молодых умов, которые придут в сегмент онлайн в следующие шесть лет), все больше акселераторов начнут расширять свое проникновение в другие страны, чтобы приобщиться к близящемуся взрыву инноваций.

Дмитрий Калаев:

«Каждый акселератор, конечно, хотел бы быть точкой роста не только для команд своей страны, но и для команд из других стран, другой вопрос – имеет ли он для этого объективные возможности. Либо у него должна быть какая-то уникальная экспертиза, которая позволяет выйти на мировой рынок. Например, это инфраструктура и связи в Израиле, экспертиза мирового уровня по созданию Hardware в Сингапуре. Каждый акселератор хочет быть глобальным, но есть объективные ограничения, которые не позволят каждому этого добиться».

9. Виртуализация программ акселерации станет обычным делом.

Вместо того, чтобы заставлять стартапы переезжать, чтобы все они оказывались в одном месте в одно время, акселераторы станут более гибкими и будут предлагать виртуальное менторство и виртуальные демо-дни. Это расширит географию акселераторов и позволит менторам и инвесторам дотягиваться до все большего количества рыночных ниш по всему миру.

Дмитрий Калаев:

«К этому пункту у меня двойственное отношение. С одной стороны, у нас во ФРИИ уже функционирует бесплатная онлайн-программа Преакселератора, в которой за прошлый год приняло участие более 3000 команд, а завершили программу более 1000. Для совсем ранних стадий развития, когда компании преимущественно занимаются Customer Development, акселерация в удаленном режиме достаточно эффективна. Но с другой стороны, когда команды находятся на этапе поиска масштабируемых каналов и сведения своей экономики, в режиме онлайн им этого добиться будет очень сложно. Поэтому тот же Y Combinator и 500 startups не предлагают никаких онлайн-форматов и на сегодняшний день».

10. Будет развиваться финансирование акселерационных программ небольшими компаниями.

Вместо огромных корпораций, таких как Google и Microsoft, спонсирующих стартап-акселераторы, ожидайте тысяч меньших компаний, которые начнут изучать акселераторы в качестве объектов финансовых вложений.

Дмитрий Калаев:

«Я думаю, что это в любом случае должны быть компании, у которых оборот больше $100 млн. Интерес со стороны таких компаний к программам акселерации есть, и он растет, другой вопрос, что подтвердить полезность акселерационных программ для этих игроков – еще только предстоит. Любой корпоративный стартап для такой компании будет стоить не дешевле миллиона долларов, а присоединившись к акселерационной программе можно посмотреть сразу на 10-20 команд, и впоследствии интегрировать какую-то из них в свою компанию».

+5
Добавить в избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Первые Новые Популярные
MobiKomf
Комплекс для мобильного комфорта.
Vladimir Komarov
Как то не прозвучал тезис об том, что инвестор должен доехать до объекта инвестиций на машине за пару часов.
: -)))
Ответить
Evgeny Medvednikov
Такое даже в пределах МКАД не всегда возможно ;)
Ответить
RockinRobin
Объединяем медиа и бизнес с помощью контента
Dmitry Kabanov
Интересные мысли, спасибо!
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать