Главное Свежее Вакансии   Проекты
4 481 18 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Итоги 3-х лет стартаперства: Каких ошибок не стоит допускать на пути предпринимательства

Всё ещё мечтаете о собственном бизнесе? Вот вам пару жизненных уроков, чего делать не надо во время первых шагов.

Прошло уже 3 года с момента, как я переосмыслил свою жизнь и начал заниматься чем-то одним, а именно начал развивать со своей командой российский бренд городских рюкзаков, сумок и аксессуаров Neovima.

За эти три года мы переросли из гаражного кооператива с неустойчивой бизнес-моделью в динамично развивающийся бизнес со своими ошибками, победами, но главное мы развиваемся. Я решил подвести итоги, кто хочет начать бизнес, но боится сделать первые шаги, найдёт здесь ответы.

Неправильное решение: рано уволиться с работы.

Когда мы запустили краудфандинговую кампанию и успешно её завершили на отметке в 525 тысяч, я тут же положил заявление и ушел с работы, чтобы полностью погрузиться в проект.

Вывод: если у вас что-то получилось, но нет толком устойчивой финансовой прибыли и дивидендов от вашего бизнеса, чтобы хотя бы что-то кушать, то лучше чуть по временить с увольнением с работы.

Спасли накопления, а так весь 2016 год мы с партнером просидели без денег.

Правильное решение: не открывать юридическое лицо.

Как много стартаперов или начинающих бизнесменов, которые ещё толком не определились со своим продуктом, не знают, чем будут заниматься, и нет устойчивых оборотов, сразу бегут открывать юридическое лицо. А чтобы вообще не расслабляться, сразу открывают ООО, ну вот прям солидненько. Наверное, чтобы на встрече с друзьями гордо заявить: «Я генеральный директор».

Генеральный директор это хорошо: встречи, переговоры и прочее. То, что будет отнимать время, но бизнес от этого не будет лучше. А директор без бизнеса, как рыба без воды...

Вывод: если нет оборотов или они мизерные, не открывайте никаких юр.лиц. Если, конечно, специфика вашего бизнеса это не требует. За оборот в 20-30 тысяч в месяц ни одна налоговая не будет тратить на вас время.

Правильное решение: забыть про гранты, фонды, акселераторы.

У нас была большая возможность получить гранты в размере 1 млн. Мы от неё отказались: много собирать бумажек, волокиты. Когда вы на стартапе, каждый потерянный день в пустую — это упущенная выгода.

Вывод: Бесплатных денег никогда не бывает. Если вы решили бросить взор на получение гранта, а не развитие и понимание своей бизнес-модели и продукта, вы рано или поздно за это поплатитесь. Когда было искушение пойти за грантом, я всегда повторял простую мантру: «Джобсу не понадобился грант, чтобы сделать первую в мире корпорацию. Всего лишь голова и креативность».

Пока деревня Вилларибо собирает документы на грант, чтобы разработать продукт, в деревне Виллабаджо праздник. Они самостоятельно сделали минимально жизнеспособный продукт, протестировали его, получили обратную связь, улучшили и теперь продают направо и налево.

Неправильное решение: начать бизнес с какими-либо личными обязательствами.

У вас есть непогашенный кредит на машину, квартиру, Айфон, отдых в Испании? Это плохая идея начинать бизнес, если у вас есть непогашенные кредиты. У меня была ипотека, мне пришлось сдать свою квартиру в аренду, а самому с женой переехать к родителям. Иначе мысли, как внести своевременно платеж, будут занимать ваши мысли больше чем бизнес. Хорошо, что я научил себя контролировать их и не вспоминаю об этом.

Вывод: Кредиты, как и гранты это плохо. Начинать с них и с ними бизнес это очень плохо. Потерпите, не берите их, пусть ваши знакомые в инстаграмчике хвастаются новым кредитным Ford или iPhone, когда через 10 лет у вас в инстаграмчике будет новый Ferrari. Думаю, к этому моменту, вам это уже будет не важно.

Правильное решение: сфокусироваться на простых продуктах.

Начну с правильного решения, так как к нему мы пришли от плохого решения описанного ниже. Если вы ограниченны в ресурсах, людях и знаниях, то развивайте простую линейку продуктов.

Критерии простоты:

А) Должно пройти короткое время от разработки до промышленного образца, который можно продать. Б) Разработка не занимает у вас 90% всего вашего времени. В) Просто отправлять. Г) Поставщики материалов заменяемы.

Вывод: начните с малого и простого, того что под силу сделать вам и вашей команде с текущими ресурсами. Дальше будете развиваться и расширяться.

Неправильное решение: разрабатывать сложный продукт, который будет прожирать и без того скудные ресурсы вашей компании.

Собственно, это плохое решение, если у вас маленькая команда, нет денег. В общем, вы находитесь на уровне гаражного кооператива. Замахиваться на продукт, который потребует долгого исследования, разработки, прототипирование и тестирования — это плохо. А ещё хуже, если он будет очень сложен для логистики.

Вывод: см. выше.

Неправильное решение: дать стартапу инвестиции.

У нас были инвестиции и мы за них очень сильно поплатились. Вообще, 95% стартапам, которые думают, что им нужны инвестиции, они им не нужны. Им нужно научиться продавать его, а потом уже просить инвестиции. Инвестиции для стартапа это всё равно, что накормить от пуза голодающего, а он может и умереть.

Вывод: инвестиции всегда берутся под что-то. Вы, например, уже продаёте свой продукт, он работает и генерит доход достаточный для содержания вас, вашего офиса и команды. Но вы понимаете, что можете сделать больше, и нужно расширяться. Тогда пожалуйста, ищете инвестиции. А если вы в гараже сделали «охренетькакуюмегапушкусофигетькакойотдачей» и ещё не продали её, но уже оббиваете пороги тусовок с инвесторами. То, скорее всего, вы в пустую потратите время или наберете себе проблем полные штаны.

Ну и сладенькое. В конце то, что 99,99% в числе ПИ не нужно в начале пути:

— Самописный дорогой сайт/интернет-магазин.

Долго, дорогу, не нужно. Конструктор сайтов или любая CMS в помощь, быстро недорого и вкусно.

— Логотип.

Брендов много, а вы один. Пусть лучше запомнят хороший продукт, а не внятный логотип который 200 раз поменяется.

— Брендинг — хуен**нг.

Тут всё ясно.

— Секретарь.

Сам бумажки донесешь.

— Macbook.

Если есть деньги покупай, а так лучше рекламу запили.

— Встречи с неизвестными вами людьми, на не понять какую тему.

— Раздавать советы, жаждущими узнать ваш секрет успеха и пишущих по 100 сообщений на дню.

Касается и этой статьи.

Будьте голодны.

P.S. Зацените наш ролик с красным Neosafepack, ведь правда получился безумно крутой продукт.

+9
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Популярные за неделю
mn
13
Показать следующие
Комментарии
Первые Новые Популярные
Proffobzor
Отзывы о профессиях
Олег Нечаев
Замечательная статья! Здравая, разумная и спокойная. Такое ощущение, что по Спарку, VC и другим сайтам бегает стая голодных тушканчиков и жадно хватает любую идею которая превратит их вот так прямо в Джобса с Абрамовичем. Roi, kpi, бла-бла-бла... Для старта нужно знать Ballast ratio. Здесь я услышал об этом.
Хотелось бы услышать дополнение - материалы, в чем рисовали, сколько стоил первый рюкзак "на коленке", где заказывали, сколько стоила первая партия, первые продажи, Контакт или Фейсбук, как помогает Инстаграм и прочие детали. Сам обожаю городские рюкзаки - однолямочники, идеального пока не встретил). Спасибо и успехов!!!
Ответить
NEOVIMA
Бренд городских рюкзаков, сумок и аксессуаров для активной и деловой жизни
Осипов Павел
Спасибо! Да разовьем тему статей. Есть идея написать про разработку рюкзака, сейчас получаем вдохновения. ) А насчет однолямочника, присмотритесь к нашей модели идеальное решение для города http://neovima.ru/shop/product/neosling-bag/
Ответить
Vladimir Nevoyt
Коротко, жизненно, по сути! Как всегда, ребята молодцы, успехов Павел и Дарья!
Ответить
NEOVIMA
Бренд городских рюкзаков, сумок и аксессуаров для активной и деловой жизни
12
Спасибо, коротко и по делу)
Есть вопрос, в какой момент вы собственно решили что нужно сделать свой рюкзак? Как представили своё конкурентное преимущество по сравнению с другими кастомными рюкзаками?
Ответить
NEOVIMA
Бренд городских рюкзаков, сумок и аксессуаров для активной и деловой жизни
Осипов Павел
Все очень просто, посмотрелм вокруг и наблюдали за миром, за знакомыми, за клиентами.
Ответить
NEOVIMA
Бренд городских рюкзаков, сумок и аксессуаров для активной и деловой жизни
Осипов Павел
Любой продукт возникакт из того что есть сейчас в мире + наблюдение. Какие есть потребности у людей, конечно люди могут и не знать чего хотят. Но когда 40 человек говорит "хочу простой продукт, для того, чтобы таскать в нем гаджеты, чтобы он был небольшим, но компактным". Начинаешь думать и шевелить извилинами )
Ответить
Alex Rusa
Не все имеют смелость признать свои ошибки. Весьма поверхностно (это я как стартапер говорю). Но ребята не написали главные ошибки:
1. Выбор ниши
2. Позиционирование продукта
Как правило такое возникает, когда нет продажника в команде
Ответить
Показать предыдущие комментарии
NEOVIMA
Бренд городских рюкзаков, сумок и аксессуаров для активной и деловой жизни
Осипов Павел
Так, а в чем проблема? Моя семья не голодает ) Если нужно подобрать нишу, то это сделать просто, надо измерить размеры помещения куда нужно поставить нишу. Потом выбрать материалы и там уже по дизайну проекту. )))
Ответить
Dmitry Symetry
В 80% не согласен с автором. Может быть с рюкзаками такая специфика...
Ответить
NEOVIMA
Бренд городских рюкзаков, сумок и аксессуаров для активной и деловой жизни
Осипов Павел
А что не согласны?
Ответить
Рамиль
Статья скорее для совсем юных "предпринимателей" , но ошибки частые-согласен. 1)Ребята не успеют заработать опыта и денег начинают давать советы и писать подобные статьи. Не важно сколько ты в "бизнесе" хоть и 3 года, если он не приносит денег-это не бизнес, а хобби. Ведь это не сложная сфера типа -электроника,технологии и тп. Произвел-продал.
2) Инвестор был под кайфом наверно, если не прописал срок возврата инвестиций и ответственность. Просто он доверил деньги людям, которые не держали в руках деньги.
Предполагаю слив денег был в: маркетинг не на ЦА, договоренность на словах с ателье (хотя все можно было пошить в Китае при партии от 500 шт) Рюкзак Бобби хорошего качества стоит 1100 рублей у них. Но в целом молодцы, УСПЕХОВ ВАМ и не зазнавайтесь ребята, вы не инновацию ввели, а грамотно перешили модель.
Ответить
NEOVIMA
Бренд городских рюкзаков, сумок и аксессуаров для активной и деловой жизни
Осипов Павел
Ну так я в начале и написал, что статья расчитаны на начинающих в бизнесе. Не важно сколько вам лет, если вы только начинаете, у вас будут одинаковые ошибки. Насчет пошить в Китае или произвел продал. У каждой сферы есть свои подводные камни, и это только кажется что все просто, кроме IT это самая сложная сфера.
Ответить
Юлия Рутто
пункт по поиску инвесторов - не обращаться к ним, а к кому тогда, если зарплата не позволяет накопить деньги на бизнес?
Ответить
NEOVIMA
Бренд городских рюкзаков, сумок и аксессуаров для активной и деловой жизни
Осипов Павел
Не начинать бизнес на который надо копить. Любой бизнес можно начать с минимальными вложениями, если конечно Вы не планируете бизнес, где уже не реальный порог входа. Делать процессоры или видеокарты например.
Ответить
Андрей М
Иногда стоит задать себе вопрос в очень неприятном ключе: а хватит ли мне ума и воли на развитие своего дела, если не хватало на поиск работы, приносящей больший доход? Или хотя бы на перекраивание личного бюджета так, чтобы делать накопления?
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать
Прямой эфир