Методология Исследование построено на опросе пользователей сервиса Контур.Эльба, который проводился с февраля по апрель 2023 года. Всего в опросе поучаствовали 900 индивидуальных предпринимателей и организаций. Для удобства их разделили на 5 сегментов по видам деятельности:
— Услуги интеллектуального труда. Группа, куда вошли маркетологи, бухгалтеры, юристы, консалтинговые услуги.
— IT. Разработчики — самостоятельные ИП и организации.
— Грузоперевозки: грузоперевозчики и логистические компании.
— Оптовая торговля.
— Смешанные услуги. Группа, которая объединила бытовые услуги, образование, розницу, спорт и остальные виды деятельности, не вошедшие в сегменты выше.
Респонденты выбирали один или несколько источников полезной информации для бизнеса, после чего эксперты Эльбы сформировали рейтинг самых популярных каналов у каждого сегмента.
Результаты На первое место у всех респондентов вышли почтовые рассылки (54,02%) и каналы с чатами в мессенджерах (52,86%).
Предприниматели чаще всего подписываются на рассылки сервисов, которыми пользуются каждый день. Речь идёт о банках, онлайн-бухгалтериях, кассах и сервисах по настройке рекламы. Формат и частота рассылок зависят от возможностей медиа: кто-то концентрируется на регулярных дайджестах с рубриками, а кто-то предлагает сразу несколько видов рассылок на выбор. Основное преимущество почтовых рассылок — подписчик получает новости в соответствии со своими интересами.
Каналы в мессенджерах уже превращаются в полноценные бренд-медиа со своим уникальным контентом. Как правило, у канала есть чат с обсуждением новостей, где подписчики делятся своим опытом и задают вопросы. Например, так работает телеграм-каналы Эльбы, Тинькофф, Модульбанка и других сервисов для предпринимателей.
Предприниматели всех групп также отметили, что у них есть узкоспециализированные фавориты. Обычно это небольшие нишевые каналы с аудиторией до 5000 подписчиков, где автор часто общается с подписчиками и делится советами из практики. Например, продавцы на маркетплейсах подписываются на каналы, посвящённые бизнесу на Вайлдбериз, Озон и Яндекс.Маркете, а маркетологи выбирают тематические каналы CRM-интеграторов.
Если первое место все отрасли бизнеса из опроса выбрали единогласно, то дальше голоса разделились.
Только смешанные услуги и грузоперевозчики распределили источники информации одинаково:
Рассылки (53,35%), каналы в мессенджерах (50,9%) Видеоконтент на Ютубе (42,05%) Форумы (32,75%) Специализированные интернет-издания и их сообщества в соцсетях (32,3%) Новостные порталы (24,35%) Интересно, что информацию на форумах чаще всего ищут именно эти сегменты, а остальные заходят на форумы редко.
Видео для бизнеса неплохо смотрят все сегменты, в среднем 39,92%, меньше всего — представители интеллектуального труда (30,4%). Зато они высоко оценили новостные порталы (44,6%) типа РБК, РИА Новости, Лента.ру и других.
Онлайн-платформы со статьями (VC.ru, Habr, Т-Ж, Яндекс.Дзен, Medium) хорошо читают только разработчики. У них платформы занимают третье место после рассылок и каналов (47%). Предприниматели интеллектуального труда поставили онлайн-платформы на пятое место (читают 23,2%), а в топ-5 остальных сегментов платформы со статьями не вошли вовсе.
А вот какие источники информации для бизнеса используют реже всех остальных:
подкасты (7,92%), платные обучающие курсы, стандартный поиск в интернете, общение со знакомыми бизнесменами, бизнес-клубы (все эти источники используют только 7,36% предпринимателей). Значит ли это, что, например, подкасты — неподходящая платформа для продвижения медиа для бизнеса, и стоит сосредоточиться только на рассылках? Эксперты Эльбы так не считают. Наоборот, пока что этот рынок не перенасыщен, а исследования говорят о том, что за последний год люди стали слушать больше подкастов. Поэтому медиа стоит изучать свою целевую аудиторию и подстраиваться под её запросы.