Обзор 40 SaaS-конструкторов для интернет-магазинов
CMS Magazine и ADN Digital Studio провели совместное исследование рынка SaaS-решений для электронной коммерции.
Причина, по которой было решено сделать это исследование: некоторый спад на отечественном рынке заказной разработки интернет-магазинов и при этом рост на 31% рынка e-commerce. Подобная динамика наталкивает на предположение, что рост рынка электронной коммерции происходит за счет создания интернет-магазинов с помощью готовых решений (SaaS-конструкторов, готовых шаблонов для CMS).
Соответственно, вполне прогнозируем интерес бизнесменов к подобным решениям. Одновременно с этим большая часть предпринимателей не имеет технических навыков: поэтому для них решения-конструкторы являются наиболее привлекательными.
Ключевыми критериями в отборе сервисов стали:
- Пригодность для создания e-commerce сайтов. В расчет брались только те решения, которые располагали инструментарием для работы с базовыми функциями магазина: каталогом товаров, платежными системами.
- Ориентированность на русскоязычного пользователя. В выборку попали только решения с русифицированным интерфейсом, справочными материалами и т.д.
В ходе исследования было отобрано более 40 наиболее популярных в России сервисов-конструкторов, с помощью которых возможно создание интернет-магазина. В процессе изучения возможностей каждого часть сервисов была исключена по причине несоответствия заявленных функций действительности.
Часть решений представляют собой не полноценные конструкторы в привычном смысле этого слова, а, скорее, маркетплейсы для размещения товаров с функцией встраивания на сторонние сайты (pokupo, ecwid). Однако они также включены в список, так как являются облачными сервисами, с помощью которых можно быстро развернуть интернет-магазин.
Важные общие моменты:
- Оценка субъективных показателей дается по шкале от 1 до 3 баллов, где 1 — «плохо», 2 — «средне», 3 — «хорошо». Оценивается соответствие показателя потребностям малого онлайн-ритейла, а также ряд специфических свойств, указанных для показателя отдельно.
- Показатели, отмеченные знаком «+» или «-» оцениваются с точки зрения заявленного или не заявленного функционала на сайте решения.
- Некоторые ячейки отмечены иконкой
— наведите курсор на нее, чтобы прочитать пояснение.
1. Общие данные и цены
Таблица 1 показывает общие данные по каждому решению. Ключевые моменты — диапазон цены и примеры магазинов, созданных на базе каждой платформы.
Пояснения к таблице:
- Цены — ценовой диапазон тарифов, на базе которых возможно создание интернет-магазина.
- Свой домен — возможность использования собственного, ранее купленного, домена.
- Любой хостинг — возможность переноса сайта на сторонний хостинг.
- Примеры магазинов — ссылки на существующие магазины, созданные на базе решения.
Таблица 1 — общие данные и диапазон цен.
Замечания к разделу:
- Абсолютное большинство решений дают возможность привязать созданный магазин к своему домену.
- Часть решений предлагает выкупить созданный магазин навсегда и не платить ежемесячный взнос: сумма колеблется в районе 30-60 тысяч рублей.
- Малая часть решений позволяют перенести магазин на сторонний хостинг: крайне полезная возможность, особенно, если сервер, предоставляемый конструктором, не справляется с нагрузкой.
2. Создание магазина и добавление товаров
Таблица 2 демонстрирует субъективную оценку возможностей визуального редактора и административной панели, а также качества готовых дизайн-шаблонов, на базе которых можно быстро запустить магазин с современным и адаптивным дизайном. Кроме того, приведена информация о заявленных функциях интеграции с бухгалтерскими программами, Яндекс.Маркетом, сторонними расширениями (модулями). Указано, заявлена ли функция экспорта товаров из файла.
Пояснения к таблице:
- Возможности редактора — возможность изменения готовых решений «под себя», а также создания уникального дизайна без помощи специалистов. При выставлении оценки учитывались такие критерии, как: количество типов элементов, настраиваемость каждого типа элемента (стили), простота и наглядность пользовательского интерфейса, наличие инструментов для визуальной верстки. Оценка выносилась на основании сравнения возможностей всех представленных решений.
- Удобство добавления товаров — возможности админ-панели с точки зрения таких важных для e-commerce критериев, как: добавления товаров (вручную), редактирования полей товаров. В качестве тестового набора были выбраны 10 товаров из существующего магазина в категории «товары для детей», каждый товар имел следующие параметры: название, цена, описание, характеристики, фотографии. Оценка выносилась на основании сравнения возможностей всех представленных решений.
- Дизайн-шаблоны — качество готовых дизайн-решений для интернет-магазина: оценивалось соответствие шаблонов современным представлениям о дизайне интернет-магазинов, многообразие шаблонов, в меньшей степени — количество шаблонов. В первую очередь при оценке внимание уделялось бесплатным решениям, так как их выбор при создании первого магазина наиболее вероятен.
- Магазин расширений — наличие каталога отдельно устанавливаемых готовых модулей (платных и бесплатных).
- Mobile-friendly — наличие адаптивных шаблонов, мобильных версий. Адаптивность созданного в визуальном редакторе сайта.
- Интеграция с 1С — наличие заявленной интеграции с 1С и аналогами.
- Интеграция с Яндекс.Маркетом — наличие заявленной интеграции с Яндекс.Маркетом.
- Экспорт товаров — наличие заявленной функции экспорта товаров из файла (xml, csv, xls и т.д.).
Таблица 2 — создание магазина и добавление товаров.
Замечания к разделу:
- Часть решений предоставляют функции адаптивности только на платных тарифах.
3. Продажи и способы оплаты
Таблица 3 показывает доступные способы оплаты товаров, а также набор доступных e-commerce инструментов для повышения продаж..
Пояснения к таблице:
- Способы оплаты — перечисление всех доступных способов: платежные системы, терминалы, банковские карты, безналичный расчет и т.д.
- Личный кабинет пользователя — наличие либо отсутствие профиля пользователя, возможности регистрации.
- Товарные рекомендации — вывод на сайте блоков рекомендованных товаров («вам это понравится», «с этим товаром обычно покупают» и других). В контексте исследования не рассматривается наличие либо отсутствие механизмов персональных рекомендаций.
- Кросс-селл, апселл — наличие инструментов, повышающих объем корзины и средний чек.
- Скидки, купоны — возможность делать скидки на товары, наличие инструментов для разработки базовой программы лояльности.
Таблица 3 — инструменты повышения продаж и способы оплаты.
Замечания к разделу:
- Часть решений предоставляют указанные функции только на платных тарифах.
- Часть указанных функций доступна в виде отдельно загружаемых сторонних модулей.
4. Продвижение и аналитика
В таблице 4 представлено наличие интегрированных либо загружаемых из маркетплейса решений для email-маркетинга и аналитики сайта (посещения, заказы и другие KPI). Дана субъективная оценка встроенных инструментов для поисковой оптимизации сайта.
Пояснения к таблице:
- Аналитика — оценивались возможности системы по выводу статистики продаж, посещений и других метрик, важных для сайта. В первую очередь рассматривалось наличие собственных продвинутых инструментов аналитики, систем построения отчетов, затем — возможность интеграции со сторонними сервисами (Яндекс.Аналитика, Google. Analytics и другими).
- SEO — оценивался интегрированный в конструктор функционал, позволяющий производить базовую SEO-оптимизацию сайта. Принималась во внимание возможность редактировать заголовки, описания, ключевые слова, метатеги, коды колонтитулов, добавлять robots.txt, XML-карту сайта, присваивать произвольные URL-адреса (ЧПУ).
- Рассылка — оценивалось наличие внутреннего ресурса для email-маркетинга.
Таблица 4 — инструменты продвижения и аналитики.
Замечания к разделу:
- Часть решений предоставляют указанные функции только на платных тарифах.
- Часть указанных функций доступна в виде отдельно загружаемых сторонних модулей.
5. Поддержка
В таблице проанализировано качество клиентской поддержки.
Пояснения к таблице:
- Качество обучающих материалов — подразумевает доступность и наглядность руководства пользователя (наличие видеоуроков, иллюстрированных инструкций, FAQ). Также оценивалась простота изложения.
- Время реакции службы технической поддержки — в качестве проверки мы связывались со службой поддержки способом, указанным на сайте (e-mail, форма для обращений в поддержку). Специалисту технической поддержки задавался типовой вопрос, который касался функционала сервиса. Время написания обращения в техническую поддержку — 11:00–13:00 МСК. Время реакции оценивалось с момента отправки запроса до момента получения ответа.
Таблица 5 — поддержка пользователей.
Замечания к разделу:
- Общий негативный тренд: время реакции службы технической поддержки во многих случаях превышает 1 сутки (в некоторых случаях ответ поступал позднее, чем через 48 часов).
Заключение
В качестве общей рекомендации читающим: данное исследование призвано сократить время на поиски решений и их первоначальное сравнение. Для того, чтобы сделать окончательный выбор в пользу того или иного решения, мы настоятельно рекомендуем протестировать 3-5 сервисов из списка.