Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Разработка и поддержка отзывчивых сайтов
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
32
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

23
Отследить-посылку

Отследить-посылку

отследить-посылку.рф

13
WebResidentTeam

WebResidentTeam

webresident.agency

13
Логомашина

Логомашина

logomachine.ru

12
Devicerra

Devicerra

devicerra.com

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Expresso

Expresso

www.expresso.today

11
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

9
ADN Digital Studio

ADN Digital Studio

adn.agency

9
Aword

Aword

Приложение для изучения английских слов

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

Как играть против команды заказчиков и не проиграть

986 0 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Спрашивать у подрядчика, любит ли он клиентов — все равно, что спрашивать школьника, любит ли он свою матушку.

Все ответят, мол, конечно, заказчики нас кормят, дают на карманные расходы, ну и вообще — это же заказчики, как их не любить. Но есть некоторые моменты, которые все усложняют.

Сегодня поговорим о такой важной вехе любого проекта, как презентация. А именно, презентация команде заказчиков. У вас команда, у них тоже — всё справедливо. Главное, не пропустить мяч.

Всем игрокам занять свои позиции.

Командная природа человеческая

Людей можно поделить на две категории (кстати, удобный прием: всё и всегда можно поделить на две категории).

Итак, есть одиночки и командные игроки. Первые стремятся взять контроль над всем в своей жизни, а если и работают в команде, то сохраняют суверенитет. Например, руководят этой командой. Или, если у них нет такой привилегии, не участвуют в общем движняке, а сидят в углу и имеют мнение.

Вторым комфортнее играть на равных с братьями по оружию. Чувство плеча, коллегиальные решения — думаем, каждый, кто занимается проектной заказной разработкой, с такими сталкивался.

Когда презентация проекта превращается из диалога на равных в выступление перед жюри — это портит кровь и подрядчику, и клиенту. А самое главное — сам проект претерпевает.

Как не проиграть команде заказчика

Наверное, многие возмутятся: почему вы говорите «против» и «проиграть», ведь работа над проектом — это когда все участники работают во благо конечного продукта.

Объяснение простое: все желают проекту добра, все понимают добро по-разному. Поэтому задача студии, как эксперта в своей области — именно «победить» клиента по тем моментам, которые важны с точки зрения юзабилити, арт-дирекшена, интерфейсной логики.

Заказчик со своей стороны выступает экспертом в области своего бизнеса — он должен победить в моментах, касаемых бизнес-логики. «Нам не нужно мобильное приложение, ведь наши пользователи — это мужчины за 50», — и никто не будет спорить.

Итак, чем оборачивается для менеджера подрядчика презентация перед командой заказчиков и как не проиграть в каждом из пунктов.

Правила игры

С десяток пунктов наберется.

b_573ac45ce3256.jpg

Психологическое давление на менеджера

Понятно, что PM-ы — ребята не из робких, но даже такие крепкие орешки волнуются, когда их сдавливают клещами с двух сторон. При необходимости любой ваш довод могут просто «переорать». Кроме того, что нужно сохранять спокойствие и есть специальные таблетки, можно пустить в ход такой прием:

Что делать: тоже возьмите на презентацию коллегу. Дизайнера, аналитика, программиста, который принимал участие в работе над проектом. Директора, если совсем приперло. Дело того стоит, особенно если презентация первая и от ее исхода будет зависеть весь дальнейший ход проекта.b_573ac47933d9f.jpg

Междоусобицы

Не нужно думать, будто у заказчика всегда есть слаженная команда, которая приняла уже пять проектов, а ваш шестой. Обычно люди набираются экспромтом, поэтому часто во время презентации могут вспыхивать внезапный споры между представителями клиента. Для вас это чревато тем, что презентация затянется, а общего согласия добиться так и не получится.

Что делать: ни в коем случае не предлагать отложить обсуждения на «после презентации». Проблемы, которые вскрываются во время нее, не станут меньше после того, как заказчики останутся наедине друг с другом. Задача менеджера в таком случае — найти, от кого исходит несогласие, задать правильные вопросы, выяснить причины. Иногда споры могут возникать из-за банального недопонимания механики проекта. Задача PM-а — сглаживать такие конфликты и выступать в роли наставника.b_573ac4bc7ba9d.jpg

Переносы решений

Желание советоваться во всем ведет к этим вот «подождите до завтра, мы подумаем». Завтра превращается в послезавтра. А через еще пару дней после официального ответа прилетает что-то вроде «вы знаете, мы подумали, вот это решение нужно поменять, еще не поздно?!».

Что делать: после каждого этапа закреплять документально, что претензий нет. Можно, конечно, и внести экстра-правки по добродушию, но это вынудит вас выдернуть разработчиков с другого проекта и всем испортит настроение. Пункт довольно субъективный, действовать по ситуации.b_573ac4eac1ffb.jpg

Не понятно, кто главный

Когда число ответственных растет — ответственности на брата приходится меньше и меньше. В результате становится не понятно, кого слушать и кто здесь по-настоящему принимает решения.

Что делать: опытный менеджер сразу распознает, кто в команде заказчика имеет вес, а кто нет. Но для формальной стороны дела важно договориться «на берегу», кто будет принимать окончательное решение. Искусственно возложить ответственность на одного человека, с которым и вести основной диалог. Советоваться заказчик сможет, сколько угодно, но конечное решение всегда будет за одним человеком.b_573ac51cbd2b2.jpg

Разные акценты

Один говорит «в плане цветов на сайте… нам не важно, делайте, как сочтете нужным». Но вдруг посреди презентации просыпается директор по маркетингу со словами: «Что вы! Нужно срочно вернуться к фирменным цветам, тем более мы уже заказали сувенирку с ними!».

Что делать: вообще то, что такая сценка разыгралась, говорит о слабой компетентности менеджера. Типовые «подводные камни», он должен знать на зубок: и выспрашивать еще до начала работы над проектом. Когда-нибудь составим список.b_573ac55217cc4.jpg

Цепная реакция

Нет ничего менее приятного, чем когда обратная связь после презентации приходит порциями. Один написал, увидел другой, добавил, третий вообще отправил список с пунктами, противоречащими первым двум.

Что делать: в таком потоке сложно разобраться, но это полбеды — это банально неконструктивный способ получать и агрегировать обратную связь по проекту. Поэтому договоритесь с главным игроком, что обратная связь будет готовиться внутри команды заказчика, тщательно проверяться и только потом уйдет на почту менеджеру.b_573ac59ab10de.jpg

Спам-атака

Презентация обычно происходит в скайп-конференции, поэтому команда заказчика может просто устроить коллегиальное обсуждение в этом же чате. Цифра в оранжевом кружочке станет трехзначной за час.

Что делать: вообще у менеджера со временем вырабатывается иммунитет к спам-чатам. Поэтому тут ничего особо не посоветуешь (выйти из чата? призвать к порядку? предложить собрать свой?).b_573ac5c663206.jpg

Новичок в команде

Команда заказчика может внезапно пополниться «на ходу». Скажем, на второй презентации в нее включается аналитик. Которого вроде как ввели в курс дела, но на всякий случай лучше перестраховаться.

Что делать: вообще всегда резюмируйте презентацию, да любой разговор в принципе. Можно еще резюме на почту отправить — для закрепления договоренностей. Новичку лучше самостоятельно рассказать о текущей ситуации, дабы избежать разночтений в будущем.

b_573ac601cb666.jpg

Одиночка

В каждой команде есть такой человек: он молчит всю презентацию, а в конце, после того, как все высказались, — громко объявляет о своем несогласии. И обсуждение начинается сначала.

Что делать: после каждого важного пункта презентации есть смысл спрашивать у команды, все ли согласны и есть ли у кого вопросы. Обращаться по именам, да. Так вероятность внезапно проснувшегося коллеги практически сводится к нулю.

Суммируя

Эта статья была написана вовсе не за тем, чтобы показать, что коллективные игры заказчиков — это плохо. Абсолютно не так. Несколько грамотных специалистов заметят больше, чем один — и всё в итоге пойдет на пользу проекту. Мы же помним, что это он есть наша конечная цель.

Просто к командной игре нужно быть готовым. Проект-менеджер в этом случае берет на себя роль не только рефери, но и наставника — он должен показывать, как работать сообща во время коллективной презентации.

Любите клиентов, как родных. Интересных и сложных проектов, коллеги.

0
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать