Главное Свежее Вакансии Образование
3 103 5 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Рыба или курица: как меняется работа над сайтом, если нет контента

Как быть заказчику, если вдруг обнаружилось, что сайт нельзя начать без контента. А контента нет.

Реакции бывают разные. От «без проблем, давайте напишем» до «ну вы нарисуйте как-то так, а потом порешаем». При этом вопрос написания контента для сайта — это такая штука, которую нельзя просто взять и поручить какому ни попадя райтеру (которые, если вы помните, иногда встречаются в природе дохлыми).

Итак, какие могут быть сценарии развития событий при каждом раскладе.

Сценарий «Рыба»

b_580df4251efc6.jpg

Ключевая фраза: «Вы просто пока „рыбу“ в макет поставьте, а там видно будет»

Самый не вариант из всех возможных. Эквивалентен «прыгаем, парашюты потом поищем». Не понятно, в какой вселенной сроки поджимают так сильно, что можно заказывать абстрактный шаблон сайта в вакууме, но за ценник икс десять и наполнять его галимым лорем ипсумом.

Какие задачи будет решать такой сайт? Видимо, быть наутро показанным руководству со словами «вот, что-то набросали, работа идет!».

Как быть: даже если очень хочется и очень горит — никакой «рыбы». Ни один нормальный продакшен не начнет работу без вводных, а вы не давите.

Сценарий «Оживление трупа»

b_580dd6c401e9e.jpg

Ключевая фраза: «Возьмите тексты со старого сайта, мы потом перепишем»

Не перепишете. Вообще сложно представить ситуацию, когда бы руководство компании подумало: «хм, наш сайт за 5 лет чертовски устарел и больше никуда не годится! Срочно переделать! А что тексты? Тексты там отличные со времен Ельцина, так и оставим!».

Поэтому изначально неверная тактика: отталкиваться от существующего контента. Сделаете римейк плохой старой песни, вместо того, чтобы написать новый хит.

Как быть: взялись переделывать — переделывайте основательно.

Сценарий «Багдадский вор»

b_580dd6db6dd19.jpg

Ключевая фраза: «А контент возьмите с сайта конкурентов»

Это такая хитрая уловка: скопипастить контент, нарисовать по нему макет, невзначай сверстать, выложить на сервер и сдать проект. А потом пустить чернила и отступить боком, как доктор Зойдберг.

Кроме того, что от такого подхода пошатываются моральные устои, он таит в себе еще горку сюрпризов. Например, после того, как к сайту подключится ваша 1С, она внезапно порвет к хренам всю красоту аккуратных карточек с товарами названиями вроде «карандаш твердо-мягкий желт. с ластиком, пр-во Корея». А текст «о компании» после долгожданного релиза переписывать до такой степени не захочется, что руководство примет решение просто поменять название.

Вот увидите.

Как быть: не играть, не пить, не воровать, как завещал Доцент.

Сценарий «Поиграем в репортера»

b_580dd86c67f54.jpg

Ключевая фраза: «Составьте список вопросов, мы посовещаемся и ответим»

Работа над контентом — всегда задача для бравого отряда «копирайтер + заказчик». Потому что никто, кроме самого собственника бизнеса, об этом бизнесе лучше не расскажет. Это все знают.

Но тут очень просто не рассчитать своих сил: вопросы вам составят, много каверзных вопросов. А вот ответить на них у вас не найдется времени — поднять все эти цифры, статистику и прочее такое. Ни на этой неделе, ни на следующей. Райтер будет вынужден или сидеть и ничего не делать, или импровизировать (что скажется на контенте не лучшим образом).

Как быть: должен быть отдельный человек для коммуникации с райтером, при этом с него крайне желательно снять повседневную нагрузку. Если у вас есть отдельный и компетентный во всех вопросах бизнеса менеджер проекта — отлично.

Сценарий «Мы писали, мы писали»

b_580dd7ca87e33.jpg

Ключевая фраза: «Мы уже заказали контент у копирайтера»

Как правило, для заказчика копирайтер — это любой выпускник филфака или неудавшийся журналист (поэт, блогер, подставь хоть что). А если человек писал на бирже тексты для SEO, 150 ₽. за тыщу знаков — значит, ооо, это опытный копирайтер!

Правильная работа с контентом для сайта подразумевает разработку контент-структуры. Что требует от пишущего особого мышления. Копирайтер должен быть толковым UI-проектировщиком, по сути.

Если у вас на выходе от райтера — по три абзаца на каждый слайд, длиннющие пункты в маркированных списках и т.д., это вовсе не значит, что райтер написал хорошо и обстоятельно. Это значит, что такой контент будет совершенно невозможно запихнуть в макет.

Как быть: оптимально, если контент-креатор и проектировщик/дизайнер будут работать в одной команде. Буквально сидеть рядом, советуясь друг с другом. Заказывать контент «на стороне» у райтера без опыта проектирования — гарантированный провал и трата времени.

Сценарий «Брюс всемогущий»

b_580dd7e30b50e.jpg

Ключевая фраза: «Нам копирайтер уже практически сайт нарисовал. Раскрасьте»

Точно, параграфы маленечко взаимоисключающие. Но имеют место быть. Такое случается, если копирайтер набросал контент-структуру, в деталях разметил, что где будет, а заказчику такой прототип до того понравился, что он теперь ни на микрон не хочет отступать от концепции.

UI-дизайнер имеет свое мнение, но кто его спрашивал. Придется делать дизайн в соответствии с представлениями контентщика о прекрасном. Жизнь боль.

Как быть: опять же, всех спасет, если райтер и проектировщик — это всё-таки будут разные специалисты, заточенные каждый под свое дело. Но работающие бок о бок — с возможностью посовещаться, поспорить и найти лучшее решение: как в плане подачи контента, так и в плане интерфейса.

Решение старого спора

Вообще та еще тема для дискуссий. Как правильно: начать с дизайна, а потом впихнуть туда финальный контент, или написать контент, а потом по нему рисовать дизайн.

Рыба или курица? Закон российских авиалиний: какой ответ не выбери, все равно будет не вкусно.

Дело в том, что каждый специалист замурован внутри собственной скорлупы. Дизайнер мыслит своими шаблонами: три иконки в ряд, заголовок и большая фотография, пятистраничный слайдер. У райтера своя тюрьма: его мышление сковано инструментами форматирования текста: маркированный список, заголовок и подзаголовок, выделить мысль курсивом… Поручи одному решать, как должно быть на макете — и решение получишь однобокое.

Поэтому оптимально, если в вашем продакшене, который занимается сайтом, есть такая связка — проектировщик/дизайнер + копирайтер с навыками работы для веба. Или всегда есть альтернатива — готовить весь контент самим (да, не заказывать на стороне) и заранее. Такие дела.

+7
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Михаил Великий
Вывели материал на главную страницу vc.ru.
Смотрю, уже вторая подряд.

Надеюсь, вы продолжите в том же духе!
Ответить
Михаил Великий
Правда на Спарке GIF-анимации временно не работают. Советую сменить изображения.
Ответить
Sasha Beep
Извините, что не по теме, но пришлось идти аж на vc.ru обратно, чтобы найти ссылку на эту статью после авторизации
Ответить
Sasha Beep
Помимо карты сайта, начал рисовать карты смыслов каждого проекта перед написанием ТЗ. Немного помогает. со всеми описанными ситуациями сталкиваюсь постоянно. Добавил бы еще одну - иногда есть готовый контент, который надо впихнуть в "нечто", например, готовый купленный шаблон, и тут тоже все получается кривенько без основательной переделки
Ответить
Фабрика сайтов в Туркменистане
Только проверенные и новые бизнес идеи для малого бизнеса Туркменистана.
Мещеряков Глеб
Никто кроме вас не знает всех тонкостей вашего бизнеса и всех особенностей вашей компании. Чем подробнее вы об этом расскажете сейчас, тем меньше вопросов у нас будет в процессе разработки. И тем больше вам понравится результат.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.