Главное Свежее Вакансии Образование
1 105 4 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Пятничное чтиво: история досок объявлений от монумента эпонимов до Avito

Планируя скорый запуск собственной доски бесплатных объявлений, мы решили изучить историю досок объявлений, чтобы разобраться в том, почему новым проектам не стоит бояться таких гигантов как Avito и eBay.

Идея досок объявлений почти так же стара, как этот мир. В Древней Греции объявления о новых законах, судебных тяжбах и армейских призывах оставляли на деревянных досках у подножия монумента эпонимов – статуй героев-эпонимов (тех, в чью честь получали свое название географические объекты) на главной городской площади. Сюда вносили имена юношей, достигших совершеннолетия, списки денежных пожертвований, демобилизованных, а также предложения по внесению изменений в законодательство.

b_572373c2908b1.jpg

В Древнем Риме для тех же целей использовались выбеленные доски, которые назывались альбомами – их устанавливали на главной городской площади, которая называлась Форум. На официальных досках объявлений публиковались законы, списки государственных служащих и информация о важных государственных событиях. На площади также находилось место народных собраний (Комиций) – там любой желающий мог прикрепить табличку со своим объявлением (например, о продаже рабов). Кстати, должников, угодивших в долговую яму, продавали как раз с помощью таких объявлений.

В Средние Века объявления прикрепляли к церковным дверям, как к месту основного скопления горожан, хоть и нельзя сказать, что церковь положительно относилась к таким посланиям. Вскоре появились и газеты, в которых желающие могли разместить свое объявление в специально отведенном разделе. Так, например, французская газета “La Gazette”, издающая с 1631 года, возникла на основе парижской организации «Центр адресов и встреч» - центра сбора информации о продажах, находках и потерях. “La Gazette” первой начала публиковать объявления на платной основе в отдельном приложении. По одной из версий, начало истории газетных объявлений положило объявление Карла II о пропаже собаки.

b_5723730b7d748.jpg

В Российской империи газеты также занимались публикацией частных объявлений, но началась эта практика существенно позже, чем в Европе. Так, с 1830 года право печатать частные объявления принадлежало «Губернским Ведомостям». На бесплатной основе в «Ведомостях» размещались объявления о продаже и покупке имущества, предложении услуг, потерях и находках, а также «вообще известия и объявление, не клонящие ни к какому вреду и обо всех предметах, о коих дозволяется печатать в ведомостях обеих столиц».

b_57237320e23f9.jpg

С появлением электричества инженеры начали попытки создания электрической доски объявлений, которые, впрочем, не увенчались успехом. Компания American Electrograph выпустила свой вариант электрической доски объявлений для установки на крыше здания. Управлять такой доской должен был оператор, набирающий различные сообщения. В то же время получили развитие и классические локальные доски объявлений: в 1904 году Паул Линдштедт зарегистрировал патент на канцелярские кнопки, а в 1923 году Джордж Брукс изобрел и запатентовал доски с пробковой поверхностью. В 1927 году появились также магнитные доски для объявлений, изобретенные Кристианом Хансеном. Эти инструменты позволили сделать обмен объявлениями в локальных сообществах проще – такие доски устанавливались в университетах, офисах, магазинах, на почте.

Во второй половине XX века, под влиянием Великой Депрессии, в Америке получили широкое распространение газеты бесплатных объявлений – так называемые Pennysavers. Первый пример такой газеты появился в 1962 году – менеджер по продажам Боб ДеМарко запустил Huntington Beach PennySaver. Именно в честь этой газеты все листки подобной тематики и получили свое название. Издание существует уже более 50 лет, издаваясь в печати в Калифорнии, а также на сайте PennySaverUSA.com. В мае 2015 компания неожиданно закрылась, оставив без работы несколько сотен сотрудников, однако сейчас готовится возобновить свою работу.

b_57237372afee9.jpg

Почти одновременно с Huntington Beach PennySaver запустились такие издания, как «Buy&Sell», вышедшая в Ванкувере в 1971 году и миланская «Secondomano», запущенная в 1977. В Россию эта тенденция пришла с опозданием – по одной из версий, первой газетой бесплатных объявлений стала газета «Атолл» 1990 года, выходившая в Москве и Санкт-Петербурге. Другие ресурсы утверждают, что пионером стала газета «Из рук в руки», первый номер которой вышел 28 января 1992 года. Вскоре появились и другие издания, как, например, газета «Центр Plus», знаменитая проведением прямой линии с Юрием Лужковым.

Не обошлось тут и без международных организаций: в 1986 году в Вене состоялась встреча издателей газет бесплатных объявлений, на которой была создана Международная ассоциация газет бесплатных объявлений (FAPIA), в 2003 году переименованная в ICMA (International Classified Media Association, «Международная ассоциация изданий, публикующих объявления, разбитые по рубрикам»). В ассоциацию принимают любые СМИ, публикующих объявления: онлайн-барахолки, рекламные листки и т.д. Сейчас в ICMA входит 54 участника из 26 стран, из российских изданий можно назвать газеты «Из рук в руки» и «Камелот».

Забавно, что в России газеты бесплатных объявлений появились уже после 1978 года – а именно в этом году была создана первая электронная доска объявлений. 16 февраля 1978 года появилась первая BBS («Bulletin Board System» — «электронная доска объявлений») – компьютер, к которому, имея телефонную сеть и модем, через специальную программу-терминал могли подсоединяться другие пользователи. Начинались BBS как раз с досок объявлений, где можно было опубликовать или прокомментировать новость или объявление – функции тематических конференций и каталога файлов появились позже.

b_5723733ac6770.jpg

Создали же BBS два друга - Уорд Кристенсен и Рэнди Зюсс, члены чикагского компьютерного клуба “CACHE”. Идея сети, где люди смогут общаться друг с другом, оставлять сообщения и комментарии, возникла у Кристенсена давно, но до реализации руки не доходили – снежная буря, возникшая в марте 1978 (знаменитая The Great Blizzard of 1978 или the White Hurricane), изолировала друзей от окружающего мира и позволила наконец начать работу над системой. Трудились разработчики более 4 недель, а 16 февраля считается официальным днем создания первой BBS.Называлась она CBBS, или Computerized Bulletin Board System. В 2003 году чикагский мэр Ричард Дэйли (Richard M. Daley) даже объявил 16 февраля 'Днем BBS' в честь 25-летия со дня ее изобретения.

На этом мы пока закончим - исследование получилось довольно длинным, поэтому продолжение выложим на следующей неделе. Хороших выходных!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Tucanus
3D-печать иначе
Григорий 10016
чтобы разобраться в том, почему новым проектам не стоит бояться таких гигантов как Avito и eBay.

Простите, но только ради этого я открыл пост. И ответа на этот вопрос не нашел.
Ответить
Aiwona
Удобные и безопасные объявления и покупки
Екатерина Алалыкина
Григорий, простите! претензия справедливая, но вступление планировалось общее к обеим частям статьи. Об этом мы расскажем как раз во второй части.
Ответить
Foreseer
Data Mining для вашего бизнеса
Ван Гугенхайм
21ый век на дворе, эпоха краткости и экономии времени. Нужна только важная информация, вся вода порицается. Не делайте больше таких лонгридов "из далека", они бессмысленны сегодня.
Ответить
Aiwona
Удобные и безопасные объявления и покупки
Екатерина Алалыкина
Не могу поспорить с тем, что нужна только важная информация, но мы ведь не претендуем на то, чтобы наша информация была одинаково важна для всех. В заголовке и введении есть упоминание того, что это исторический обзор - тут каждый волен решить, читать его или не читать.
Идея материала в том, чтобы показать, что изменилось в досках объявлений и с чем это связано, и на основе этого определить современные тенденции, а для этого нужен исторический экскурс. Коротко: если не нравится не сам материал, а тип материала, то можно не читать и сэкономить драгоценное время.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.