Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
499 10 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Путешествие в дополненную реальность, из которого невозможно вернуться: Коммерческая Атака

Третья часть личной истории о том, как мне полюбилась дополненная реальность и как я решил её обуздать своим первым стартапом. Больше конкретики - мы идём в атаку!

Так, меня всё еще просят продолжать, так что отказать в этом я не имею права. Это уже третья часть в цикле статей, ссылка на первую часть, ссылка на вторую часть, рекомендую всем ознакомиться.

Как и обещал в прошлой части, сегодня я расскажу о нашей первой и на данный момент последней коммерческой атаке. Оговорюсь сразу – она длилась ровно неделю. Почему так мало и что нас прервало – об этом чуть позже. Насыпайте попкорн, или что вы там едите, пока читаете мои посты.

О наработках замолвите слово

Итак, шла вторая неделя октября, мы были готовы (ну, по крайней мере, мне так казалось). Что конкретно было готово и сделано:

  • Бизнес-план на 20 страниц. Цифры там, конечно, были сказочные, показатели не зашкаливали, но им этого очень хотелось. Могу сказать наперед, бизнес-план нам не пригодился вообще, но его упоминание возможно и вселяло какую-то надежду в сердца партнеров.
  • Презентация для партнеров на 14 слайдов. Все кратко, лаконично, понятно. Тексты, расположение графики и сами слайды я переделывал в течение месяца, допиливая, как мне казалось, до идеала. В любом случае, за презентацию мне и сейчас не стыдно, она была сделана на совесть. Вообще, я всё старался делать на совесть, но нехватка опыта и чрезмерный оптимизм, не стыкующийся с бизнес-мышлением, где-то неслабо подводили.

b_588299e6975ff.jpg

  • Файл с расходами и файл с доходами. Расходы были огромны, но мы же рассчитывали на барское плечо, зачем же себя в чем-то ограничивать? Про доходы лучше вообще не вспоминать – там учитывались цены подписок по нашим оптимистичным расчетам, а также ожидался только прирост новых клиентов все по тем же супероптимистичным стоимостям подписок.
  • Детальное техническое задание. Учитывая все недоработки покемонов, я старался воплотить в приложении еще и RPG-систему, и прочие фичи, которых не было в праотце. Оно, вообще, правильно – мне самому не нравилась идея того, чтобы красть совершенно всё подчистую – нужно было выделяться на фоне пионера жанра. Этот файл использовался для оценки стоимости разработки приложения, да и для презентации тоже – там фичи перечислялись.

Раз уж поднял эту тему, то стоит даже прервать маркированный список. И в данный момент меня очень удручает то, что любой, кто будет выпускать игру или приложение с использованием геолокации, всегда получит клеймо клона PG. Т.е. из-за стереотипного мышления, люди будут называть любое приложение, призывающее к активности и развивающее жанр подвижных игр, новыми «пакимонами». И не важно, что приложение имеет совсем другое направление, другую суть, просто использует геолокацию. А если ты гуляешь с приложением и что-то встречаешь по пути в своём городе – всё, ты помечен как хавальщик очередного Pokemon GO. Грустно это, господа. Меня это задевает потому, что одна из действительно сильных идей в копилке концептов на будущую реализацию все же использует связку AR+GPS, а значит не избежать диванной критики и обвинений в creativless (да, я сам это слово придумал и люблю использовать). В общем, я призываю людей принять новый жанр игр или приложений, который, да, создали разработчики PG, но совершенно не раскрыли и закинули в маркеты. Пипл схавает, так и получилось. Ладно, вернемся к нашему списку.

b_5882997d89ebe.jpg

  • Было проведено прикладное социальное исследование. Наверное, вы сейчас подумаете, что мы совсем извращенцы и маялись дурью от скуки. Нет, я захотел убить двух зайцев, и я их убил. Так как я всё еще являюсь студентом, то в тот момент на одном из предметов нам в обязательном порядке надо было провести социальное исследование. Его итоги и отчет по нему были финалом курса, а насчет темы я особо и не думал – почему бы не опросить людей о том, что меня реально волнует? Так как преподаватель очень педантично относился к своему предмету и этой работе, мы неплохо так посовокуплялись с названием и прочими моментами, пока не пришли к консенсусу во всем и не приступили к опросу. Кстати, на Спарке я не видел статей о социальных исследованиях, а ведь это отличный и бесплатный способ для сбора голосов о своем продукте, если подойти ответственно. Так что следующий пост, вероятно, будет именно о том, как получить мнение о своём детище. Так вот, в опросе было 18 вопросов, и мы бесплатно собрали более 500 голосов за пару дней. Это пригодилось в презентации и опять же вселяло надежду в сердца предпринимателей, которым мы презентовали продукт.
  • Медиаплан. Не подумайте, что шестилетний опыт в интернет-маркетинге позволил мне стать аж гуру. Я презирал (и презираю всем сердцем) инфокурсы и старался учиться на практике, с большими бюджетами никогда не работал, да и в основном работал на себя. Поэтому и медиапланы я на тот момент не составлял, и каналов продвижения знал мало. Но тут уже спасибо интернету, благо, медиапланинг штука хоть и рутинная, но не такая уж и сложная, да и опыт сыграл небольшую роль – всё было проще понять и освоить.
  • База партнеров. Сидел и ручками собирал все контакты. В базу заносились пиццерии, общепит, кафе, рестораны, бары, боулинги, кинотеатры, прочая развлекуха (лазертаги, пейнтболы, картинги, аквапарки и т.д.), шмоточные магазины и бутики. Вел базу в экселе: заполнялись данные о названии компании, их телефон, email (всегда старался находить как можно более близкий по тематике контакт, предел мечтаний – сразу попадать в отдел маркетинга), затем шли три новых столбца – резюме письма, резюме звонка и резюме встречи, куда позже заносились данные обо всех этих событиях. Всего в базе было чуть более 160 партнеров.
  • Коммерческие предложения. Ох, это был венец нашей Коммерческой Атаки. Я считал, что если показать партнеру, как мы о нем позаботились в КП и сделали КП только под него любимого, то он это оценит и обязательно с нами свяжется. Так как партнеров на первую Атаку мы собрали около 160, то и персонально заточенных КП было столько же. Отличались они данными (графиками), логотипом и названием в середине. В общем, было явно заметно, что это не типичная рассылка, а прям проявление заботы и влажное мечтание о сотрудничестве. Возможно, этот шаг и не был даже неправильным, нас за это никто не осуждал и не хвалил, однако, сейчас я не жалею о том, как заморочился с этими предложениями. Собственно, на скрине ниже можно увидеть основную часть КП, ниже шли графики и мотивирующий текст, который уже в скрин не влез.

b_5882995f77546.jpg

Вы готовы, дети?

Собственно, вот и настал день, когда мы с товарищем (одним из участников команды) приступили к Коммерческой Атаке. На него была возложена роль продажника, я же занимался рассылкой коммерческих предложений и по факту был чем-то сродни аккаунт-манагера, принимая подогретых лидов. Соль в том, что товарищ продажами не занимался и в первый день КА он смотрел на ютубе как правильно звонить (нашли два действительно годных канала и заслушивались, как гуру холодных звонков довольно жестко атакуют бизнесменов). А я в это время отсылал коммерческие предложения (да, КП мы изначально отсылали, а потом после звонков дублировали его на личные почты, упоминая, что на мусорную почту предложение уже было отправлено). Несколько раз в час, трясущимися от волнения руками, я проверял почту и разблокировал телефон. Звонков не было, ответов по почте тоже. Ладно-ладно, это мы еще просто звонить не начали. Отметив начало Коммерческой Атаки пивом, я поехал домой, предвкушая новый день и новые события.

b_588299fa8a04d.jpg

Со второго дня мы начали звонить. Конечно, как грамотные люди, мы написали скрипт звонка, который впоследствии еще поправили. В базе данных я отмечал желтым цветом подогретых (тех, кто проявлял хотя бы минимальный интерес и просил перезвонить или выслать КП на личную почту), голубым цветом желающих встретиться, коричневым (да-да, вы правильно поняли эту простую ассоциацию) тех, кто однозначно отказывал и зеленым – партнеров, которыми компании становились после встречи. Можно с уверенностью сказать, что дополненная реальность интересовала людей и в корне меняла их мнение о впаривании методом холодных звонков. Многие искали новые каналы продвижения, а мы именно это и предлагали. Самую первую встречу мы назначили на следующую неделю, а вот провели первую встречу совсем для нас неожиданно. Мы просто позвонили и человек на трубке сказал что-то вроде «у нас сейчас все как раз на офисе, приезжайте». Дело было в пятницу, на дорогу нам дали ровно час, и в спешке я репетировал презентацию в коридоре, одеваясь. В совсем уж детали я погружаться не стану, но в тот день мы действительно встретились и нашли себе первого партнера. На следующую неделю было запланировано несколько встреч, но самая важная из них была назначена не звонком – это был ответ на коммерческое предложение. Нас пригласила на встречу крупная рекламная компания, отвечающая за интересы в сфере продвижения одного крупного бренда общепита и, их также интересовала перспектива использования AR в рекламе. Собственно, именно эта встреча и перевернула наш стартап с ног на голову, нам помогли развернуться и подсказали более удачное направление, объяснив, почему их клиенту (сети общепита) не подойдет наш продукт.

Возможно, многие подумают, что я слишком легко сдался, мол, один крупный партнер отказал, но это не конец света. По моей истории это выглядит так, но на самом деле развороту и смене направления способствовали также моё ощущение того, что я слишком многое делал неправильно: расчеты неправильны, цены космические и перспектив разработки такого глубокого приложения без инвестиций (которые получить нереально, это я тоже стал тогда понимать) у нас просто нет. В общем, для меня это тоже был своеобразный вызов – смогу ли я создать что-то другое, отстраниться от одной идеи и перейти к другим. Именно так и закончилась наша коммерческая атака – неделя времени, 5 встреч, 4 клиента и еще несколько встреч было запланировано. При том, что обзвонили мы только одну шестую всей базы.

Этот цикл статей я пока приостановлю, так как дальше придется рассказывать об идеях, которые сейчас реализуются, т.е. сливать информацию. По прошлой идее я не жалел ничего, если кто-то вдохновился и учел мои ошибки – можете попробовать сами, желаю удачи (это без сарказма). Так что насчет темы следующего поста я еще подумаю, но опять же, мне хотелось бы, чтобы хоть кто-то был в этом заинтересован.

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Diana Koroleva
"Вы готовы, дети?"

Да, капитан :)
Я что хочу заметить - вот эти ваши "..не избежать обвинений в creativless" - ну, честное слово, это же смешно. Леонардо копировал и приговаривал, что кто умеет хорошо копировать, тот умеет делать. А знаете почему? Потому что "копия" это в первую очередь талантливый искусный перенос той самой важной конкретной детали, которая людям была нужна и нравилась в оригинале. "Копия" это не абсолютный клон, это умение применить в своей работе самое лучшее из работы другого мастера.
А вот находить это "самое важное" и "лучшее" при копировании далеко не все умеют - и игрострой, кстати, типичный тому пример.

За этот цикл ловите плюсик. В любом случае ваша тематика мобильных приложений gps+ar несколько более прогрессивна и ближе "спарку", чем рассказы про 100500 способов купипродайки в соцсетях.
Ответить
Шишкин Даниил
Я не слышу!
Ах, если бы каждый человек на свете считал также. То, наверное, мы бы пользовались не только брендом Apple, а еще и Pear, Banana, Lemon и т.д. Ладно, я в любом случае рад, что нашел единомышленника.
Просто основная масса людей в СНГ, судя по СМИ, в штыки воспринимает даже минимальное копирование, особенно в IT сфере, где, видимо, все ждут супер-пупер инноваций без капли плагиата. Вот на примере недавно вышедшей игры Лига Арозавров, которую выпустили наши соотечественники. Да, игра взяла отовсюду понемножку (в т.ч. и от покемонов, и от клэш рояла, и даже от мультика), но в итоге получился солидный продукт, использующий связку AR+GPS и преподносящий игроку свежий геймплей (полюбившийся мне жанр подвижных игр) с приятной графикой и анимацией. Но все, совершенно все ресурсы, которые о них писали, называли их "белорусским клоном PG", а в комментариях диванные критики брызгали желчью о том, что "мозгов на что-то своё не хватает". А у основной массы вообще осталось мнение, что AR=PG, без каких-либо вариантов. Это очень печально, с этим нужно бороться, проводить ликбез по AR и вбивать в мозги людей, что технология перспективна, разбивайте уже свои стереотипы.
Ваши бы слова, да Богу в уши. Ну, или хотя бы многоуважаемой администрации Спарка :) В любом случае, спасибо за теплые слова.
Ответить
Екатерина К
>>> И в данный момент меня очень удручает то, что любой, кто будет выпускать игру или приложение с использованием геолокации, всегда получит клеймо клона PG.

Ерунда! Кто-то, может быть, так и подумает, но какое вам дело? Есть полно других игр, связанных с дополненной реальностью, никто их не обвиняет в слизывании идеи с покемон го.

>>> и прочие фичи, которых не было в праотце. Оно, вообще, правильно – мне самому не нравилась идея того, чтобы красть совершенно всё подчистую – нужно было выделяться на фоне пионера жанра.

Не пойму, о каком именно праотце вы говорите, о покемоне го, что ли? Ну сделайте не так, как у них, не копируйте, делайте свое. А идея ловить кого-то в дополненной реальности, привязанной к геолокации, весьма стара, вовсе не они были первыми.
Ответить
Шишкин Даниил
Они не были первыми, но стали самыми известными и популярными, поэтому для всех - они первые, а остальные - клоны. Возможно, я не прав, что так забочусь о мнении простых обывателей, но просто обидно как-то получать клеймо со старта.
Ответить
Екатерина К
Не зацикливайтесь на этом. Не копируйте их фичи, делайте свое, и все будет ок.
Ответить
Шишкин Даниил
Спасибо за неоднократную конструктивную критику :)
Ответить
Екатерина К
Незашт. А чем дело-то кончилось? Ну в смысле, вам дали денег или что?
Ответить
Шишкин Даниил
А об этом будет написано чуть позже, будьте на связи :)
Ответить
Host4game
Поиск и продвижение игровых хостингов
Никита Головкин
Все статьи почитал с удовольствием )
Поделитесь плиз ссылками на видео о продажах. Если не сложно, то на конкретные - тоже приходится всё делать самому, с нуля и без опыта; уже не очень получилось продавать, но хочется хоть что-тотузнать о способах общения при первых контактах )
Ответить
Шишкин Даниил
Мы смотрели мастер-классы Максима Курбана и Сергея Филлипова, ссылки давать не буду, их каналы на ютубе найти несложно. Конечно, прям копировать их манеру ведения разговора не стоит, особенно если вы еще стартап на ранней стадии.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.