Собираем команду в стартап: дешево, сердито, эффективно
Когда поделили доли в команде и никто не обижен - можно и пиццы поесть.
Продолжая небольшой цикл для самых новичков, я решил поднять вечно насущный вопрос. Для нашего стартапа это по-прежнему актуальная тема, но всё-таки первые результаты меня удивляют в приятную сторону. Да, это свежие новости с полей – как собираем мы, какие методы работают, а какие нет.
Возможно, здесь, на Спарке – вопрос сбора команды поднимается очень часто. Честно, мне было лень искать похожие посты, поэтому просто поверьте на слово, что я сам это пишу, а не использую источники.
Что стоит сделать до сбора команды
Частично эту тему я затрагивал в своих старых постах о нашем старте (часть №1, часть №2, часть №3), частично затрагивал в последнем посте. Вопрос поиска команды у большинства стартапов (а большинство стартапов начинают без денег вообще – по разным причинам) стоит ребром. Однако к этому тоже стоит подготовиться. Что конкретно нужно сделать до поиска единомышленников:
- Составить полное проработанное техническое задание с графическими концептами. Я повторю собственные слова – это сердце и душа вашей идеи, постарайтесь.
- Просчитать возможную аудиторию вашего продукта в теории. То есть объем рынка. Кто-то, наверняка, не прошел и этот этап.
- Проверить гипотезу стартапа. Когда у вас есть полное ТЗ, вы с уверенностью можете начинать опрашивать знакомых (особенно если ваши знакомые – ваша ЦА), проводить социологическое исследование и собирать как можно больше отзывов, критики и предложений – в общем, обратной связи. Вполне вероятно, что идея не выдержит критики (но старайтесь прислушиваться ко мнению только целевой аудитории) и вы просто перегорите, так ничего и не сделав. И это хорошо – ни времени много не потратите, ни денег (скорее всего), да и чужим людям (потенциальным участникам команды) мозги не вынесете.
- Создать MVP (минимальный продукт). Пункт не обязателен хотя бы потому, что сами уже начали искать людей в команду, хоть MVP еще и разрабатывается. Но в любом случае гораздо проще объяснить и показать задумку, а также серьезность намерений можно именно таким способом. Да и собирать обратную связь будет проще – ведь одно дело услышать о задумке, другое дело прочитать о ней подробную информацию и увидеть концепты, но вот третье – прощупать и использовать.
По этим пунктам всё. Если ваш стартап прошел все эти тернии, вы имеете право приступать к поискам. Самое время оговориться: это максимально бюджетный способ поиска максимально бюджетной команды (т.е. которая согласна работать за процент, ну, или за идею, если сказать проще). Если вы располагаете хоть какими-то средствами – вам значительно будет проще.
Поиск команды в стартап – где и как делали мы
Сейчас я просто начну перечислять все сайты, где мы публиковались, а также личные заметки о том, насколько эти сайты живы и эффективны.
- http://www.startupfellows.ru/ - неплохой сайт. Активность в плане публикаций стартапов – 1-2 поста в день, аналогичная активность в плане публикуемых резюме. Довольно много людей пишут, что готовы работать за идею ради опыта, что является находкой для молодого проекта. Лично наша вакансия получила один комментарий, с этим человеком на данный момент ведем переговоры.
- http://cofounder.ru/ - послабее предыдущего сайта. Активность явно ниже (около 1 поста раз в 2 дня), а возможности размещать своё резюме вообще нет. Есть только страница пользователей, на которой можно увидеть заполненный информацией профиль. Вакансия не получила никаких ответов, хотя там это и не редкость – комментариев там почти никто не получает. Зато там очень много бредовых идей, можно посидеть там ради фана.
- http://teamfinding.com/ - самый живой из этой тройки. Мне понравилась новостная лента, в которую попадает информация и о новых пользователях, и о комментариях в публикациях вакансий, и получении должности пользователем в проекте, и о создании, собственно, новой вакансии. Однако отдельной страницы для резюме пользователей нет, опять же вся информация заполняется только в профиле. Мы там получили несколько комментариев, но, к сожалению, никого не нашли. Но сайт хороший.
- https://spark.ru/ - собственно, из-за публикации вакансий я и попал сюда (раньше только читал и даже не был зарегистрирован), а после уже начал и сам писать. Здесь чуть сложнее узнать о конкретном количестве желающих, так как напрямую на Спарке мне никто не писал, а на почту могли писать люди с других сайтов. Тем более был замечен интересный момент – все вакансии со Спарка автоматически дублируются на сайт Freelancerbay с анонимной публикацией. Надеюсь, за такую информацию меня не атата. Поэтому под одним Спарком можно учитывать еще и желающих с фрилансерского сайта. В итоге вышло 7 электронных писем, с двумя желающими ведем переговоры по сотрудничеству. Итоговая инфа на заметку – расписывайте подробно все вакансии, которые вы публикуете здесь.
- Социальные сети, в частности VK. Этот пункт можно разбить на две части – собственные страницы и специализированные группы:
- Собственные страницы. Тут всё просто – на всех своих страницах в социальных сетях публикуем подробную запись о том, что за стартап и кто нужен. Подойдут и VK, и Twitter, и Instagram, и Facebook. Ну, и просите друзей репостнуть/ретвитнуть и так далее. Довольно очевидный совет, все и так должны это использовать. В моем случае это был самый слабый способ из всех, так как в друзьях во всех соц сетях у меня одни и те же люди, 95% из которых я знаю лично. Максимум в чем они могут быть полезны – репосты.
- Специализированные группы – тут уже интереснее. Больше всего групп можно найти в VK. Очень удобный способ, так как ищем конкретного человека в конкретной группе. Например, разработчика на iOS стоит искать в группах по Objective C и Swift. Публикуйтесь на стене, если есть такая возможность, пишите в личку участникам группы, которые поддерживают беседы, создавайте новые темы или участвуйте в старых. На данный момент я всего лишь опубликовал вакансию в одной группе и мне отписались 3 человека. Этим способом будем искать единомышленников и дальше.
Важный момент – текст вакансии
Максимально кратко, понятно и лаконично. Не нужно писать полотна текста – изложите основную суть, опишите все нюансы участия и преимущества вашей идеи перед другими. Естественно, оставлять на таких сайтах ТЗ, графические концепты и прочие наработки – плохая затея.
Вот, в общем, и всё. Надеюсь, кому-то этот небольшой гайд покажется полезным, и он будет использовать мои советы. Как обычно, я открыт к конструктивной критике.
Так как мы все еще не собрали полную команду, пользуясь случаем, передаю привет следующим ребятам:
- Objective C/Swift программист
- Художник-иллюстратор (игровая тематика)
- 3D-моделлер
Все контактные данные можно найти в профиле.