Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
3 074 15 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Собираем команду в стартап: дешево, сердито, эффективно

Продолжение цикла статей для самых начинающих стартаперов. Теперь бюджетно собираем бюджетную команду.

b_588dd267b5b9a.jpg

Когда поделили доли в команде и никто не обижен - можно и пиццы поесть.

Продолжая небольшой цикл для самых новичков, я решил поднять вечно насущный вопрос. Для нашего стартапа это по-прежнему актуальная тема, но всё-таки первые результаты меня удивляют в приятную сторону. Да, это свежие новости с полей – как собираем мы, какие методы работают, а какие нет.

Возможно, здесь, на Спарке – вопрос сбора команды поднимается очень часто. Честно, мне было лень искать похожие посты, поэтому просто поверьте на слово, что я сам это пишу, а не использую источники.

Что стоит сделать до сбора команды

Частично эту тему я затрагивал в своих старых постах о нашем старте (часть №1, часть №2, часть №3), частично затрагивал в последнем посте. Вопрос поиска команды у большинства стартапов (а большинство стартапов начинают без денег вообще – по разным причинам) стоит ребром. Однако к этому тоже стоит подготовиться. Что конкретно нужно сделать до поиска единомышленников:

  • Составить полное проработанное техническое задание с графическими концептами. Я повторю собственные слова – это сердце и душа вашей идеи, постарайтесь.
  • Просчитать возможную аудиторию вашего продукта в теории. То есть объем рынка. Кто-то, наверняка, не прошел и этот этап.
  • Проверить гипотезу стартапа. Когда у вас есть полное ТЗ, вы с уверенностью можете начинать опрашивать знакомых (особенно если ваши знакомые – ваша ЦА), проводить социологическое исследование и собирать как можно больше отзывов, критики и предложений – в общем, обратной связи. Вполне вероятно, что идея не выдержит критики (но старайтесь прислушиваться ко мнению только целевой аудитории) и вы просто перегорите, так ничего и не сделав. И это хорошо – ни времени много не потратите, ни денег (скорее всего), да и чужим людям (потенциальным участникам команды) мозги не вынесете.
  • Создать MVP (минимальный продукт). Пункт не обязателен хотя бы потому, что сами уже начали искать людей в команду, хоть MVP еще и разрабатывается. Но в любом случае гораздо проще объяснить и показать задумку, а также серьезность намерений можно именно таким способом. Да и собирать обратную связь будет проще – ведь одно дело услышать о задумке, другое дело прочитать о ней подробную информацию и увидеть концепты, но вот третье – прощупать и использовать.

По этим пунктам всё. Если ваш стартап прошел все эти тернии, вы имеете право приступать к поискам. Самое время оговориться: это максимально бюджетный способ поиска максимально бюджетной команды (т.е. которая согласна работать за процент, ну, или за идею, если сказать проще). Если вы располагаете хоть какими-то средствами – вам значительно будет проще.

Поиск команды в стартап – где и как делали мы

Сейчас я просто начну перечислять все сайты, где мы публиковались, а также личные заметки о том, насколько эти сайты живы и эффективны.

  • http://www.startupfellows.ru/ - неплохой сайт. Активность в плане публикаций стартапов – 1-2 поста в день, аналогичная активность в плане публикуемых резюме. Довольно много людей пишут, что готовы работать за идею ради опыта, что является находкой для молодого проекта. Лично наша вакансия получила один комментарий, с этим человеком на данный момент ведем переговоры.
  • http://cofounder.ru/ - послабее предыдущего сайта. Активность явно ниже (около 1 поста раз в 2 дня), а возможности размещать своё резюме вообще нет. Есть только страница пользователей, на которой можно увидеть заполненный информацией профиль. Вакансия не получила никаких ответов, хотя там это и не редкость – комментариев там почти никто не получает. Зато там очень много бредовых идей, можно посидеть там ради фана.
  • http://teamfinding.com/ - самый живой из этой тройки. Мне понравилась новостная лента, в которую попадает информация и о новых пользователях, и о комментариях в публикациях вакансий, и получении должности пользователем в проекте, и о создании, собственно, новой вакансии. Однако отдельной страницы для резюме пользователей нет, опять же вся информация заполняется только в профиле. Мы там получили несколько комментариев, но, к сожалению, никого не нашли. Но сайт хороший.
  • https://spark.ru/ - собственно, из-за публикации вакансий я и попал сюда (раньше только читал и даже не был зарегистрирован), а после уже начал и сам писать. Здесь чуть сложнее узнать о конкретном количестве желающих, так как напрямую на Спарке мне никто не писал, а на почту могли писать люди с других сайтов. Тем более был замечен интересный момент – все вакансии со Спарка автоматически дублируются на сайт Freelancerbay с анонимной публикацией. Надеюсь, за такую информацию меня не атата. Поэтому под одним Спарком можно учитывать еще и желающих с фрилансерского сайта. В итоге вышло 7 электронных писем, с двумя желающими ведем переговоры по сотрудничеству. Итоговая инфа на заметку – расписывайте подробно все вакансии, которые вы публикуете здесь.
  • Социальные сети, в частности VK. Этот пункт можно разбить на две части – собственные страницы и специализированные группы:
  1. Собственные страницы. Тут всё просто – на всех своих страницах в социальных сетях публикуем подробную запись о том, что за стартап и кто нужен. Подойдут и VK, и Twitter, и Instagram, и Facebook. Ну, и просите друзей репостнуть/ретвитнуть и так далее. Довольно очевидный совет, все и так должны это использовать. В моем случае это был самый слабый способ из всех, так как в друзьях во всех соц сетях у меня одни и те же люди, 95% из которых я знаю лично. Максимум в чем они могут быть полезны – репосты.
  2. Специализированные группы – тут уже интереснее. Больше всего групп можно найти в VK. Очень удобный способ, так как ищем конкретного человека в конкретной группе. Например, разработчика на iOS стоит искать в группах по Objective C и Swift. Публикуйтесь на стене, если есть такая возможность, пишите в личку участникам группы, которые поддерживают беседы, создавайте новые темы или участвуйте в старых. На данный момент я всего лишь опубликовал вакансию в одной группе и мне отписались 3 человека. Этим способом будем искать единомышленников и дальше.

Важный момент – текст вакансии

Максимально кратко, понятно и лаконично. Не нужно писать полотна текста – изложите основную суть, опишите все нюансы участия и преимущества вашей идеи перед другими. Естественно, оставлять на таких сайтах ТЗ, графические концепты и прочие наработки – плохая затея.

Вот, в общем, и всё. Надеюсь, кому-то этот небольшой гайд покажется полезным, и он будет использовать мои советы. Как обычно, я открыт к конструктивной критике.

Так как мы все еще не собрали полную команду, пользуясь случаем, передаю привет следующим ребятам:

- Objective C/Swift программист

- Художник-иллюстратор (игровая тематика)

- 3D-моделлер

Все контактные данные можно найти в профиле.

+7
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
inSearch App
Любая компания. Любое событие. Одно приложение.
Alina Mikhaylova
По поводу iOS разработчиков: самая лучшая группа находится здесь: https://vk.com/iosdevcourse обязательное условие при публикации - пишите сразу, какой город (либо что позиция удаленная).

Могу также посоветовать geekbrains.ru - при размещении проекта можно создавать вакансии (включая неоплачиваемые) и получать отклики.

Про ТЗ и опрос знакомых - много подводных камней. Например, мы в приложении inSearch App помогаем найти компанию для любого занятия, но никто в интервью не признается, что не может собрать компанию / иногда чувствует себя одиноко. Мы стараемся смотреть за поведением людей, а не на то, что они говорят.
Ответить
Шишкин Даниил
Алина, спасибо за дельный комментарий и еще два ресурса!
Опрос знакомых - да, дело не самое эффективное. Тут и человеческий фактор (не каждый сможет сказать "нет" в лицо), и нежелание разрушать дружбу (даже если попросить отвечать максимально объективно), в общем, изъянов много.
Совсем другой вопрос - соц исследование, которое я так часто упоминаю. Если грамотно и адекватно подойти к составлению анкеты, можно собрать очень качественную обратную связь. Человек вряд ли станет врать компьютеру, в отличии от интервью тет-а-тет.
Ответить
inSearch App
Любая компания. Любое событие. Одно приложение.
Alina Mikhaylova
тоже врут, и себе врут) и 10 раз подумают "а вдруг оно не анонимное") поэтому я за "поведение" :)
Ответить
Шишкин Даниил
Я пообщался с админом группы вк (https://vk.com/iosdevcourse), к сожалению, он отказал в размещении неоплачиваемой вакансии.
Ответить
inSearch App
Любая компания. Любое событие. Одно приложение.
Alina Mikhaylova
давайте в лс обсудим)
Ответить
Екатерина К
Даниил, я что-то не пойму, так вы собрали команду или нет?
Ответить
Шишкин Даниил
Екатерина, частично собрали с помощью этих способов. Теперь собираем оставшуюся часть :)
Ответить
StartupFellows
Сайт вакансий от стартапов. Поиск специалистов и стартапы для специалистов.
andfadeev 9471
Приятно, что включили в подборку! Сайт самый молодой из списка, но постепенно поднимается в поисковой выдаче и увеличивается посещаемость, а еще у нас есть канал в telegram, слышал сейчас модно)
https://t.me/startupfellows
Ответить
Шишкин Даниил
Сайт хорош и удобен. Но, пожалуйста, уберите эти пятна с черного фона в верхней части сайта. Я уже устал по инерции пятна с экрана вытирать :)
Ответить
StartupFellows
Сайт вакансий от стартапов. Поиск специалистов и стартапы для специалистов.
andfadeev 9471
Ок, подберу другой фон, я эти пятна чет не замечал даже раньше.
Ответить
Антон Клименков
у вас отличный проект, удачи вам!
Ответить
Шишкин Даниил
Большое спасибо!
Ответить
Diana Koroleva
Плюсую за хороший материал. Правда сама, наверное, так никогда и не воспользуюсь такими сайтами, у нас как-то по-старинке принято искать "своих" или через "своих" для абсолютной надежности.
Ответить
Шишкин Даниил
Надежность не так мотивирует пользоваться этими сайтами, как исключительная бюджетность проекта :)
Ответить
CourseBurg
Сервис для выбора оффлайн курсов по расположению, отзывам и цене
Александр Альхов
Клево, как нибудь потом поделимся нашим опытом на эту тему
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.