редакции Выбор
Финансы для фрилансера: как контролировать денежные средства и чувствовать себя увереннее
Рассказываем, в чем отличие личных финансов фрилансера от финансов наемного работника и как все учитывать.
Как изменяются отношения с деньгами после ухода в свободное плавание
Чтобы ощущать финансовую стабильность и не считать дни от зарплаты до зарплаты, необходимо контролировать и планировать доходы и расходы. Это нужно делать и наемным работникам, и фрилансерам. Но у первых все достаточно просто: аванс и зарплата, несколько обязательных платежей. У фрилансеров все несколько сложнее.
Больше переводов. Вместо предсказуемых доходов в одни и те же даты фрилансер может получать несколько платежей в неделю. И мелких, и не очень. Иногда они могут поступать хаотично.

Несколько источников дохода. Вместо одного работодателя у фрилансера могут быть разовые заказы или 2–3 постоянных клиента. В первом случае деньги могут поступать из десятка различных источников.
Необходимость контролировать оплаты. Конечно, наемным работникам тоже могут задерживать зарплату. Но если вы ждете определенную сумму в конкретный день, то вряд ли упустите ее из виду. Когда деньги поступают хаотично от разных отправителей, можно запутаться, что оплатили заказчики, а что пока нет.
Необходимость оплачивать налоги. За расчет и своевременную оплату налогов с дохода наемного работника отвечает бухгалтерия работодателя. На фрилансе следить за налогами, в том числе с партнерских программ, приходится самостоятельно.
С такими особенностями финансовый учет занимает больше времени и требует повышенного внимания. Чтобы было проще справиться, можно использовать специальные инструменты.
Читайте также нашу статью «Как контекстологу увеличить доход, не потеряв в качестве работы».
Инструменты для контроля финансов
Google Таблицы
Универсальный инструмент для работы с данными в режиме онлайн. С его помощью можно создать таблицу с нужными строками и столбцами (расходы, клиенты, даты) и даже построить дашборды для отслеживания структуры расходов, роста доходов, прогресса в достижении целей. Преимущества Несмотря на то, что Google Таблицы сложно назвать специализированным инструментом для учета финансов, на начальном этапе это, пожалуй, наиболее приемлемый вариант. Он обладает рядом преимуществ: Недостатки Стоимость. 0 рублей. Разработчики позиционируют сервис как красивый способ планирования и учета личных финансов. На практике он хорошо подходит для ведения домашней бухгалтерии, финансового учета микробизнеса и фрилансеров. Позволяет вносить расходы и доходы, планировать траты, просматривать отчеты по разным категориям. Преимущества В отличие от Google Таблиц, инструмент ориентирован на построение системы и ведение учета, поэтому настройка займет меньше времени. Также Дзен-мани: Недостатки Стоимость. 1990 руб. при оплате навсегда. Приложение для достижения финансовых целей и контроля расходов. Преимущества Coinkeeper многим напоминает Дзен-мани: Недостатки Стоимость. От 0 рублей, тариф Platinum предоставляется на год со скидкой за 749 руб. Из всей нашей подборки этот сервис меньше всего подойдет для контроля личных финансов. С одной стороны, он достаточно сложен в использовании, но с другой, фрилансерам с большим количеством проектов и сложных взаиморасчетов он подойдет отлично. Достоинства «Финолог» — это инструмент для профессионалов. Поэтому он позволяет: Недостатки Так как целевая аудитория сервиса — предприниматели, он: Стоимость. От 2499 рублей в месяц при оплате за год. Представляет собой удобный финансовый навигатор для браузера и смартфона. Позволяет планировать бюджет малого бизнеса и семьи, поэтому подойдет и фрилансеру. Преимущества Так как сервис ориентирован на учет финансов в бизнесе, он позволяет фрилансеру отслеживать дебиторскую и кредиторскую задолженность, вести аналитику движения денег, создавать свои источники доходов. Кроме того, сервис: Недостатки Стоимость. От 0 рублей, есть платные тарифы. Выбор сервиса зависит от индивидуальных потребностей фрилансера: количества источников и сумм поступлений, необходимости учета и контроля, поставленных целей и средств их достижения. Но есть несколько общих рекомендаций, которые стоит учесть. Дашборды и отчеты. При выборе приложения обратите внимание на эти элементы: их функциональность, наглядность и соответствие вашим потребностям. Юзабилити и интерфейс. Внесение данных в систему не должно занимать много времени. Желательно, чтобы процесс был автоматизирован частично или полностью. Иначе высок риск того, что вам быстро надоест вести финансовый учет. Некоторые люди спокойно вносят руками каждую операцию или собирают данные в конце месяца. Но далеко не факт, что это ваш случай. Напоминания. Наличие этой опции поможет не забыть о том, что пора оплатить кредит, налоги или подписку на Photoshop. Кастомизация. Добавление своих категорий расходов поможет любому человеку, который хочет контролировать финансы. Фрилансеру будет полезна еще и кастомизация источников доходов. Особенно хорошо, если можно добавлять метки, теги и строить аналитику. Это даст возможность определить прибыльность проектов и вовремя отсечь невыгодные заказы. Кроссплатформенность. Конечно, вы можете контролировать финансы и с компьютера. Но, согласитесь, вероятность того, что вы забудете записать в расходы пакет молока, который купили за наличные, будет выше. Правильно выбранный инструмент — это лишь один из этапов пути к финансовой стабильности. Большую роль играет системный подход. Следование ряду принципов поможет быстрее наладить систему учета и контроля финансов. Если вы работаете специалистом по контекстной или таргетированной рекламе и хотите грамотно распределять финансы, подключайтесь к партнерской программе click.ru и получайте до 15% от рекламных расходов клиентов.
Дзен-мани
Coinkeeper
«Финолог»
EasyFinance
Как выбрать инструмент
6 советов, которые помогут контролировать финансы