Конструкторы vs заказная разработка
Всем привет. Меня зовут Денис Гордиенко, я занимаюсь IT-проектами уже более 12 лет. 7 лет руковожу собственным бизнесом заказной разработки. Началось всё с разработки сайтов, потом плавно перетекло в интернет-маркетинг, сейчас, кроме тех двух бизнесов активно развиваю разработку мобильных приложений.
За это время скопился большой опыт - работал и консультантом со стороны клиента, и, конечно же, со стороны подрядчика. Так вот... Чуть ли не в каждом проекте обсуждается два варианта - что-то дешевле и что-то дороже. Это не зависит от сути заказа: приложение, сайт, рекламная кампания. Да и в жизни всегда так. Например, я, когда в прошлом году покупал машину, наверное, неделю ломался что взять - Sportage за 1,7кк или Koleos за 2,2кк.
Какие варианты стратегии существуют
Что касается разработки софта, стоимость, чаще всего зависит от того насколько типовой или не типовой проект у клиента. Например, интернет-магазин можно сделать тремя способами:
1. На конструкторе, типа tilda.cc самому. Бюджет будет что-то в районе 1,5к в месяц
2. Заказать в студии готовое решение (1С-Битрикс: Малый бизнес 35,9к + шаблон ~35к + заполнение конетнтом и настройка под Вас ~40к) за 110,9к
3. Заказать в студии разработку с нуля. Тут у всех цены разные. Если говорить о более-менее компетентных компаниях - это от 200к и до пары десятков миллионов у топов.
То же самое и в мобильных приложениях, десктопных и т.д.
Ну хватит лирики, давайте сравнивать...
Заказная разработка
Если отмести всякие негативные варианты (кинут, сорвут сроки, впарят допы) и взять по умолчанию то, что вы работаете с ответственным разработчиком, то плюсы следующие:
- Сделают то, что нужно. Несомненно, Вы получите именно тот продукт, который указали в ТЗ или брифе, а если менеджер проектов не козёл, то при каждом этапе будет уточнять что именно Вы имели ввиду и предлагать свои идеи, указывая на плюсы и минусы каждого варианта.
- Экспертиза на стороне разработчика. Продолжая идею менеджера-некозла, разработчик разделяет с Вами ответственность за принятие решения тем, что кроме выполнения "в тупую", делится опытом подобных решений в других проектах.
- Осознание своего продукта. Этот подтекст чувствуется во всех заказных разработках. Мол, если конструкторы, то там делается что-то типовое, а я вот заказал, чтоб сделали чисто под меня. И ни у кого такого нет. Это не является преимуществом конечного софта, но в голове галочка стоит.
Соответственно, из плюсов рождаются и минусы:
- Цена. Из-за бОльшего количества ручного труда и экспертизы цена выше конструктора в несколько раз и более.
- Сроки. По тем же причинам заказ выполняется месяцами.
Если приводить в пример приложения маркетплейсов услуг, на которых я специализируюсь, то это суммы от 600к и сроки от 4-х мес против 130к и одной недели у конструкторов. Давайте перейдём к ним.
Конструкторы
У конструкторов всё зеркально наоборот. Преимущества:
- Цена. Чаще всего конструкторы сайтов, приложений и т.д. предоставляются по Saas-модели. с оплатой от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч рублей в месяц.
- Сроки. Софт уже готов, поэтому единственное что осталось - это донастроить под себя.
Ну и недостатки:
- Экспертиза на Вашей стороне. Вы сами должны всё продумать, сделать и запустить проект. Никто ничего не посоветует и не подскажет.
- Лёгкое воспроизведение. Узнав, что Ваш проект на конструкторе, завистник-сосед сможет легко повторить.
- Нет ощущения собственности :) Как-будто, китайский ширпотреб собрали на коленке.
Что выбрать, конструктор или заказную разработку, решать нужно от конкретной задачи, бюджета и ценности для зарабатывания денег, об этом куча статей пишется уже не первый год. Не буду тратить Ваше время, да и правильной формулы тут нет.
Как рыбку съесть и на... косточкой не подавиться
Мы, занимаясь заказной разработкой приложений, чаще всего получали заказы, которые можно разделить на 4 типа:
- Приложения, работающие без сервера
- Мобильные магазины
- Игры
- Приложения заказа услуг
Исторически сложилось, что мы сконцентрировались на последних. Ну и из-за того, что от 30 до 70% кода из проекта в проект повторялось, нас всё чаще стала посещать идея сделать какую-то CMS, но как-бы для мобилки, и чтобы не было ограничений, как у конструкторов. Ведь преимущества очевидны - сэкономив на части работ, мы сможем предложить более конкурентную цену, а сами заработаем больше денег. То есть, некий базовый софт, который можно использовать, как заготовку.
Ещё в далёкие институтские годы нам рассказывали, что по сути, любое создание нового продукта - это уравнение с кучей неизвестных, и особо не просчитаешь пойдёт или нет. Для этого используется такое понятие, как ИКР (идеальный конечный результат). Вот его мы и попробовали описать, собрав все плюсы конструкторов и кастомных проектов. Вот что вышло:
- Лёгкие доработки. Клиент должен иметь возможность сделать именно тот продукт, который ему нужен, а не выбирать из шаблонных заготовок. Желательно, чтобы проект клиента могли развивать не мы одни.
- Наша экспертиза. Наш специалист по запуску должен "вести" клиента и консультировать его. И это должно входить в стоимость.
- Проект в собственность. Клиент должен и юридически, и фактически, и морально получать индивидуальный, собственный продукт.
- Цена. Стоимость запуска должна быть на порядок ниже заказной разработки с таким же функционалом.
- Сроки. Должны измеряться не месяцами, а неделями.
Ну и, т.к. мы специализируемся на маркетплейсах услуг, то функционал должен подходить под наши проекты. В итоге, у нас получился Сервис ПИ.
Как добивались ИКР
В заключение самое вкусное. Как же получилось добиться соответствия заявленным целям?
Для лёгкости доработок понимали, что нужно брать некий фреймворк или продукт, на которой уже пишет куча программистов. Взяли за основу 1С-Битрикс из-за грамотной документации, сертифицирования и огромного охвата среди разработчиков. По сути, наш продукт - это серверный модуль к архитектуре Битрикса. Так мы обеспечили возможность поддержки, если у клиента есть свой программист.
Экспертиза. Во-первых, сделали отдельный портал с полезными материалами. Во-вторых, в стоимость включили установку на сервер клиента, помощь с публикациями и консультацию по запуску проекта. Ну а за 20к клиент получает полную настройку с нашим менеджером и разбор идеи с предложениями, как её улучшить.
Собственность. Софт продаётся, как коробочное решение (оно и понятно - админка же на Битриксе), включает в себя приложения на iOS и Android (на Objective-C и Java), сервер, админку и сайт. Всё передаётся по лицензионному договору, ставится на сервер клиента и приложения публикуются из-под аккаунта клиента. Это позволяет заявлять, что наши клиенты полностью автономны и даёт им то самое чувство собственности. Юридически - это такой же актив, который участвует в капитализации компании.
Цена. Пока стиснув зубы держим чек 135 400р. за лицензию. Проведя конкурентную разведку (сколько стоит сделать так же) получили чеки от 200 тыс (от фрилансеров с сомнительными гарантиями) до 3,5 млн (от топовых студий в Москве). Поэтому, среди руководства ходят мысли по повышению цены, да и программистам маки скоро обновлять...
Сроки. В среднем срок запуска проекта - 1 неделя. Если клиенты выбирают настройку с менеджером - то две недели на уточнение деталей и согласование.
Вместо заключения
Сперва, я хотел писать статью с целью рекламы. Вот, мол, смотрите какой софт крутой, заказывайте у нас. Но, всё-таки, решил заключение сделать с обращением к коллегам-разработчикам, просто поделившись опытом и рассказав, что можно вести бизнес иначе. Как никто другой я понимаю, насколько тяжела для студии заказная разработка - дополнительные, внезапные, требования, задержки оплат, куча багов и т.д. Ребята, сегментируйтесь и пилите коробочное решение - это круто :) Ну а кто хочет запрыгнуть к нам в лодку, пишите в личку, обсудим варианты.
Жду ваших мнений в комментариях. Будете дальше звонить в холодную? Ну-ну :)