Первый год компании
Для начала сухие факты по достижениям:
1. Запустились как компания мы в июле этого года.
2. Штат расширился до 12 высококлассных специалистов.
3. Количество клиентов увеличилось от 0 до 18
4. Написали третий миллион символов текста на этой неделе.
5. Создали ядро собственной СРМ системы
6. Подготовили все к запуску отдела видео рекламы.
7. Начали потоковую разработку недорогих сайтов для молодых предпринимателей.
Звучит это все очень хорошо и таким будет хвастаться каждая компания в конце года. Потому хотелось бы рассказать больше о проблемах, с которыми я столкнулся на самом старте и в течении этих 6 месяцев. Возможно, такой опыт кому-то пригодится, а если будут дополнительные вопросы - с удовольствием буду отвечать в комментариях.
Бухгалтерия
Самый дремучий лес для меня при старте работ. Если с группой для ИП еще как-то разобрался, со своевременной оплатой налогов помог сервис TAXER, то с ведением бухгалтерии пришлось помучиться. Таблички Эксель, разные сервисы. Единственный сервис, который действительно зашел - Финолог. Очень простой в работе и визуально понятный. Могу порекомендовать.
С первой крупной проблемой столкнулся в сентябре, когда начал работать с одним клиентом - ООО. Оказалось, что ИП моей группы не имеет на это право. Пришлось в итоге заплатить штраф и дважды за 4 месяца менять схему налогообложения, с чем помог в срочном порядке нанятый внештатный бухгалтер. Вот честно. Если в бухгалтерии вы не понимаете ничего, то лучше возьмите бухгалтера по рекомендации. Так вы убережете себя от возможных крупных проблем с налоговой в будущем, а стоит это не так уж и дорого.
Личные/Рабочие финансы
Да, проблема классическая. Какие финансы в бизнесе можно считать своими, а какие - обортными. Что можно доставать из бизнеса, а что обязательно там оставить?
Из того, что я понял, главное - это чтобы на счетах предприятия всегда была сумма, которая покрывает зарплаты сотрудников на этот и последующий месяц, а также - маркетинговый бюджет на два месяца. Но что делать с остальными средствами, если они там есть? Можно отправить на краткосрочный депозит - некоторые банки предлагают такую услугу.
Но НИКОГДА нельзя считать, что все деньги, что есть на ваших рабочих счетах - ваши. Если только вы не планируете закрыть компанию в ближашее время. Мой совет - назначьте себе зарплату. Да, реальную такую зарплату. И оперируйте в личных тратах только ей. Это единственный путь, чтобы в конце одного из месяцов не рвать волосы на причинных местах, с мыслями "Чем платить людям?".
Люди
Коллектив - самый главный ресурс любой компании. Даже если она автоматизирована на 99%, 1% людей решает, будет ли толк с работы или нет. Тут было две проблемы.
Первая - ненадежные программисты, один из которых просто пропал со связи в какой-то момент, другой - нашел работу с большей ставкой и ушел. Что интересно - оба были моими знакомыми перед стартом бизнеса. В итоге, опробовав более 10 человек, остановились на 3 штатных программистах, которые работают за хорошую ставку. Они четко определяют свои сроки и отвечают за их выполнение. В общем, команда очень хорошая. Вывод - не работайте с друзьями, они подставляют в самые напряженные моменты, потому что вы же друг, вы поймете и не будете держать обиды.
Второй момент - работа в офисе или удаленно. Честно скажу, я склоняюсь к офисной работе. Потому что всегда есть общение, планирование, сплочение команды. Но копирайтеры у меня работают удаленно и прекрасно справляются со своими задачами. Так что, тут под каждую группу сотрудников имеет смысл подбирать свой темп и формат.
Поиск клиентов
Тут честно, не могу сказать, что мы достигли таких высот, что могу что-то рекомендовать. Все еще обкатывается. Но если брать по количеству привленных клиентов, то выстраивается такой порядок, по убывания эффективности:
1. Контекстная реклама
2. Сарафанное радио
3. Социальные сети
4. Спарк
5. Почтовая рассылка
Проблем, на самом деле, намного больше и, подозреваю, в первые годы ведения бизнеса, который растет, а не просто работает, они будут возникать постоянно.
Но задача хорошего руководителя решать проблемы таким образом, чтобы компания росла, приносила прибыль как можно раньше, сотрудники были довольны, а клиенты - на седьмом небе от результатов.
Могу ли я назвать себя хорошим руководителем? Точно нет) Но я стараюсь, развиваюсь и верю в свою компанию. А значит, все у нас будет просто отлично в будущем. Как и у каждого читателя Спарк, который уже запустил или только планирует запустить свой бизнес и готов полностью отдаваться делу, не расчитывая на скорые плюсы.
Удачи нам в новом году!