Главное Свежее Вакансии Образование
70 492 52 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как узнать за один вечер почти все о целевом рынке, не потратив ни рубля

С чего начать, если у вас есть идея нового продукта или услуги, или вы планируете выйти на новый рынок, расширив линейку своих предложений?

Как понять, что это не галлюцинация, а реально перспективный продукт в растущей нише? Мы предлагаем небольшой чеклист, который мы бы посоветовали другу в такой ситуации.

Дисклеймер: Эта схема подходит не для всех направлений и сфер бизнеса. 
Например, для анализа рынка мобильных приложений, игр и ряда других индустрий требуется другой подход, 
но для большинства ниш этот чеклист применим.

Так что доставайте идеи из ваших «архивов идей», и проверяйте их по пунктам на жизнеспособность. Много успешных проектов начинаются с первого анализа рынка. Ведь вы сами должны поверить в свою идею, чтобы заразить ею весь мир.

Есть ли проблема, которую вы хотите решить?

Для начала:

  • выясним, есть ли такая проблема у людей на самом деле;
  • сколько людей сейчас ищут решение этой проблемы;
  • как люди решают ее сейчас;
  • растет ли эта потребность.

Узнать это нам помогут 2 сервиса, популярных у маркетологов.

Первый — всем известный сервис от «Яндекса» Wordstat. Абсолютные цифры для первой прикидки не так важны. А вот увидеть порядок цифр, собрать основные запросы и понять какая проблема у людей — будет полезно.

b_57dffd1452469.jpg

Заодно это поможет выявить несколько сегментов аудитории, которые ищут решение этой проблемы разными способами. Как видно из нашего примера: кто-то ищет офлайновые курсы английского в своем городе, кто-то ищет их же, но онлайн, а небольшая, но заметная группа сразу хочет скачать что-нибудь бесплатно.

Профи выделяют кроме этого еще и информационные, топонимические, «горячие», продуктовые запросы, и запросы, связанные с брендом. Но для экспресс-анализа надо обратить особенное внимание на смысл запросов, и то, что еще искали эти люди, — это отображается в правой колонке.

Советуем обратить внимание на смысл запросов и выделить разные сегменты. Например, «разговорный английский», «английский +для начинающих» и прочее — им явно нужны разные курсы.

А если вам интересно точное количество запросов, ставьте перед словом восклицательный знак ! в запросе. Более подробно о текстовых операторах сервиса Wordstat можно посмотреть в справке «Яндекса». (Полное семантическое ядро соберете и кластеризуете позже специальными программами или онлайн-сервисами: например, Topvisor, Rush Analytics, Key Collector, Just Magic, SEMparser и бесплатный сервис «Семён-Ядрён».)

Второй инструмент, аналог от Google: Получение статистики запросов и трендов. Еще недавно это был лучший инструмент в своей нише, но сейчас Google перестал показывать точные цифры, и показывает только примерный диапазон. Но для экспресс-анализа нам этого хватит.

b_57dffc3edd24a.jpg

Особенность этого инструмента в том, что он показывает ещё и примерные цены за клик. В «Яндексе» тоже можно это узнать, но это чуть сложнее.

Сезонность и тренд развития рынка?

Есть разные виды динамики целевого рынка, краткосрочные изменения, чаще всего обусловленные сезонностью, и среднесрочные изменения — от года к году.

Совсем круто, если вы будете оценивать ещё и общую стадию развития рынка. Это особенно важно, если вы хотите выйти на «падающий» рынок. Уровень конкуренции на падающих рынках обычно большой, и, следовательно, рентабельность стремиться к нулю. Если существующие компании могут жить за счёт прибыли с оборота, то для молодой компании это будет невозможно.

Самый простой и наглядный для этого инструмент — Google Trends. Через него можно в относительных цифрах выяснить сезонность и общий тренд изменения спроса на ту или иную тему, а также сравнить несколько запросов между собой.

b_57dffc7d23437.jpg

Второй инструмент — это уже упоминавшийся сервис от «Яндекса» история запросов. Он показывает информацию только за 2 года, но зато очень детально. Данные можно скопировать табличку и рассчитать динамику.

b_57dffca8c3dcc.jpgТретий самый полезный сервис, в котором можно посмотреть сезонность и изменения по годам, — это тот же инструмент от Google. Только нам нужно будет указать временные диапазоны и переключить в режим «сравнить».

b_57dffd6a4e0b1.jpg

Там ещё много полезных отчётов и настроек: например, можно посмотреть распределение по типам устройств. Чтобы разобраться в настройках, смотрите видео на канале Google для бизнеса.

Кто ваш клиент или кто ищет решение этой проблемы?

Пол и возраст целевой аудитории

Знать пол и возраст своей целевой аудитории важно, не только потому что это отличные картинки в презентации, но и для того, чтобы по-разному формулировать свои ценностные предложения, составлять рекламные объявления и тестировать различные сегменты в настройках таргетинга.

Для этого есть ряд инструментов, мы расположим их в порядке простоты использования.

У Mail.ru есть свой неплохой, но малоизвестный инструмент. Количество уникальных запросов сервис показывает небольшое, но он довольно точно показывает пол и возраст тех, кто ищет тот или иной продукт, или услугу. Мы проверяли на практике гипотезы сегментирования аудитории, которые были составлены по этим данным, и они потом подтверждались.

b_57dffd9120415.jpg

Перевести эти данные в проценты, думаю, не составит у вас труда. Например, у нас по курсам повышения квалификации среди женщин получились такие данные:

Само собой, результаты по возрастным группам Ж< 13 и Ж 13-18 скорее всего показывают то, что компьютером пользовались дети, или что у хозяйки компьютера ребенок. Но, повторюсь, данные по большей части репрезентативные.

b_57dffdc08f2a3.jpg

Чуть более сложный, но и более интересный инструмент находится в дебрях рекламного кабинета Facebook: Audience_insights. Выберите нужную вам тематику и задайте ее в поле «Интересы», выберите нужный регион и наслаждайтесь. Особенно хорошо этот инструмент работает, если вы изучаете аудиторию рынка США. Тогда кроме множества интересных данных, вы сможете посмотреть примерный уровень зарплат у вашей целевой аудитории.

Источником данных для информации у Facebook являются кнопки Like на миллионах сайтов, и они очень точно знают интересы своей аудитории, даже если люди ее не вносили в свои аккаунты.

b_57dffde915cbd.jpg

География: Где он живет, ваш покупатель?

Регионы и даже отдельные города можно посмотреть в сервисах «Яндекса», в настройках отчетов в Google и во вкладке «Место» в Facebook в разделе Audience_insights.

Как проблему решают сейчас?

Чтобы сравнить конкурентов и их ценностные предложения, а также сравнить способы решения проблемы различными методами — нужно собрать ТОП 20 сайтов в поисковой выдаче по ряду самых интересных запросов и внимательно изучить эти сайты.

Потом свести в табличку ценностные предложения, цены, УТП, набор функций и возможностей, модель монетизации.

Мини-аудит рекламы будущих конкурентов

Кроме содержания сайтов важно знать — как они формулируют свои рекламные сообщения. Да, чаще всего это повод для улыбок, но есть и грамотные конкуренты, у которых стоит поучиться.

Посмотреть все рекламные объявления в «Яндексе» можно, воспользовавшись штатным средством, например: так выглядит выборка рекламных объявлений по запросу курсы английского.

Посмотреть рекламные объявления в Google чуть сложнее, штатных средств для этого недостаточно, поэтому придется пользоваться сторонними сервисами: например, SEMRush, Advodka, Spywords, AdVse и другие.

Как выглядит рынок по миру

Если у вас в планах экспансия на зарубежные рынки, то кроме данных из Google и Facebook, вам пригодятся отчеты, таблицы индикаторов и открытых данных из Всемирного банка.

И сюда же данные по рынкам, компаниям, странам и отдельным индустриям.

Вместо заключения

Провести все вышеописанные работы в «прикидочном» режиме можно за 1-2 вечера, не потратив ни рубля. (Если сводить все данные и выделять сегменты, это займет чуть больше времени).

Из нашего опыта, более половины маркетологов не делают этого. Проведя эти работы, вы уже будете знать рынок значительно лучше даже большинства действующих игроков. Похожим образом мы собирали данные для нескольких успешных проектов в которых я работал и консультировал. Показателен тот факт что те проекты для которых мы забили на глубокое изучение рынка потом не взлетели. Так что изучению рынка для нашего проекта по выбору городских обучающих курсов, я инвестировал примерно 2 месяца работы на глубокое копание рынка. И все равно постоянно узнаем что-то новое.

+50
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
В начало дискуссии
Viva 49352
Добрый день,

Спасибо, что поделились знаниями.
Подскажите, изменилось что-то на сегодняшний день? Можете что-то добавить к статье?
Ответить
CourseBurg
Сервис для выбора оффлайн курсов по расположению, отзывам и цене
Александр Альхов
В гугл адвордс произошли изменения, часть уже не так работает как описано в статье, еще ряд инструментов добавилось.

На хорошую статью уходит много времени. Если получиться напишем что нибудь в продолжение.
Ответить
Viva 49352
Будем ждать, если могу чем-то помочь - обращайтесь.
Ответить
CourseBurg
Сервис для выбора оффлайн курсов по расположению, отзывам и цене
Александр Альхов
Написал в личку
Ответить
Dmitry Prudnikov
Все чудесно, спасибо. Но было бы неплохо исправить ошибки в тексте. Или отдавайте редактору. А то ошибки из серии "тся/ться" как-то понижают градус интереса.
Ответить
CourseBurg
Сервис для выбора оффлайн курсов по расположению, отзывам и цене
Александр Альхов
Странно, вроде вычитывали статью, ткните где ошибка?
Ответить
Black Cherry
Упаковка и продвижение бизнеса с помощью Landing Page, Instagram, G.Adwords
Илья Горбаров
Отличная статья, спасибо!
Ответить
Никита Федюшин
Интересная статья!
Добавил в закладки.
Ответить
Alex Prohorov
Очень информативно! Спасибо!
Ответить
Павел Звездин
По-моему описан самый минимум для маркетинговой стратегии перед созданием чего угодно. Сайта. продукта. Много чего не описано о персонажах утп и офферах, но беда в том что я именно это все и делаю чтобы предложение было выгодным в глазах рынка. а заказчики удивляются. Зачем нам платить за какие-то исследования. Давай нам сразу клиентов. Буду ссылаться на вашу статью чтоб свою не писать
Ответить
CourseBurg
Сервис для выбора оффлайн курсов по расположению, отзывам и цене
Александр Альхов
Да. Описано то, что можно сделать за 1-2 вечера, что бы узнать максимум и того что можно сделать быстро и бесплатно. Собственно в заголовке это написано)

Были мысли развить тему, но руки не доходят оформить все в нормальный материал.
Ответить
Илья Жагин
Материал полезный, а главное - сам подход автора очень верный. И редкий.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.