При рыночной экономике у потребителя обычно есть выбор, что купить, даже если ассортимент товаров ограничен всего двумя наименованиями. Решение о покупке не всегда продиктовано лучшей ценой. Рисерч как раз помогает понять ход мыслей покупателя. Но в целом круг применения этого инструмента гораздо шире.
Цели и задачи изучения рынка
Маркетинговые поиски призваны дать лицам, принимающим решения в компании, важную информацию для разумного управления бизнесом. Объектами анализа выступают три группы: потребители товаров/услуг, сам товар/услуга, конкуренты. Изучение рынка призвано решить определенную задачу, чтобы прийти к конкретному результату (цели). Выделяют следующие цели маркетинговых исследований:
поиск информации (делается для постановки и оценки проблемы);
описание (конкретизируется проблема, определяются объекты анализа и факторы, воздействующие на них);
каузальные цели (выделяется и проверяется гипотеза о существовании некой причинно-следственной связи);
тестирование (выбор лучших вариантов, оценка решений или действий);
прогнозирование.
В задачи маркетинговых исследований входит много мероприятий: от комплексного анализа рынка до выпуска нового продукта или изменения существующего. Например, маркетологи могут искать новые рынки сбыта и оценивать их потенциал в долгосрочной перспективе. Еще в задачи входит изучение того, как клиенты воспринимают бренд, оценивается его узнаваемость. Маркетинговые исследования компании помогают снизить риски и возможные потери при запуске нового или продвижении существующего товара.
Среди первоочередных задач находится также сегментирование клиентов по различным характеристикам, определение уровня их лояльности и выявление потребностей.
Важным является анализ конкурентов. Рекомендуют изучать деятельность не только реальных конкурентов, а и потенциальных. Изучаются объемы их продаж, занимаемая ими доля на рынке, общее финансовое положение, их ценообразование. Оцениваются свойства их товаров, реакция людей на их маркетинговые мероприятия (рекламные акции, email-рассылки, активность в соцсетях и т. д.). Учитываются все сильные и слабые стороны в сравнении с вашей деятельностью.
Кто занимается изучением рынка
Исследование рынка проводят как собственные исследовательские отделы компаний, так и сторонние специализированные фирмы.
Если этим занимаются маркетологи, работающие в вашей компании, можно рассчитывать на более низкую стоимость аналитической работы. А конфиденциальность будет высокой, так как дальше узкого круга лиц информация не уйдет. Кроме того, ваши маркетологи хорошо знают продукт и особенности его производства и распространения.
Если нанять агентство маркетинговых исследований, то можно рассчитывать на более качественный сбор и анализ информации. Подобные фирмы имеют большой штат узких специалистов, чем зачастую не могут похвалиться отделы маркетинга среднестатистических предприятий. К минусам такого сотрудничества относится недостаток глубоких знаний продукта, его потребителей, цепочки распространения и т. д. Повышается риск того, что данные маркетинговых исследований для вашей компании могут оказаться на столе у конкурентов.
Методы маркетинговых исследований
По методам сбора данных различаются такие виды маркетинговых исследований: кабинетные и полевые.
Кто ищет, тот всегда найдет
Проведение маркетинговых исследований кабинетного типа предполагает:
Информация, предоставляемая государственными управлениями статистики и частными агентствами, является наиболее точной, проверенной и ее легко достать. Но минус заключается в дороговизне таких баз. Кроме того, информация в них не очень оперативно обновляется, особенно, в отчетах госорганов.
Альтернативным способом получения информации являются открытые источники маркетинговых исследований. При работе с ними маркетологам приходится приложить больше усилий по поиску данных. Для изучения и анализа рынка используются:
сайты и каталоги продукции конкурентов;
маркетплейсы;
порталы министерств и муниципальных администраций;
новостные агрегаторы по отраслям.
В идеале информацию следует искать также на иностранных ресурсах. Многие статистические агентства делятся наблюдениями глобальных рынков, которые можно учитывать в своем анализе.
Явный плюс такого подхода в том, что он не стоит ни копейки. Но требует дополнительного времени на поиск, проверку, структурирование цифр и их анализ. Кроме того, зачастую в свободном доступе находятся обобщенные показатели без детальной раскладки. Поэтому не рекомендуется полностью основывать результаты исследования рынка на открытых данных. Лучшим решением будет комбинация из информации, взятой из собственных отчетов, купленной базы и открытых источников.
Где брать статистику для анализа
Существует много ресурсов с открытой статистической информацией. Мы сделали небольшую подборку блогов и сайтов, которые могут пригодиться в поиске данных.
На сайте ВТО есть статистические отчеты с обзором тенденций в мировой торговле товарами и услугами. В них изложена информация о регионах с наилучшими показателями торговли, о самых продаваемых товарах и услугах и многое другое. Например, в сборнике World Trade Statistical Review 2020 выделены секторы, в которых за последние несколько лет произошли серьезные изменения (в частности, торговля солнечными батареями и электромобилями). Анализируется влияние пандемии COVID-19 на различные сферы экономики. Материалы публикуются на английском языке.