Социализация отзывов или как я пилил свой первый стартап
Здравствуй, SPARK! Меня зовут Виталий, мне 26 лет, работаю разработчиком информационных систем в известном отечественном интернет-магазине. Работа работой, а создать что-то свое хочется, поэтому представляю вам свой проект - Hansy.
С чего всё начиналось
Мысль создать свой проект и работать на себя посещает множество людей, а уж разработчиков сайтов, мобильных приложений и других IT-продуктов, и подавно. И, вроде, всё хорошо: знания есть, желание есть, даже, может быть, некий капитал есть, а идеи нет. Ваш покорный слуга пробовал подступиться к околостартапной теме несколько раз, но ничего хорошего из этого не вышло. Либо я понимал что из идеи ничего годного не выйдет, либо время показывало то же самое, либо я просто не уделял идее должного внимания и вообще моё понимание всей этой тематики оставляло желать лучшего. Так или иначе, что называется "не пёрло". Как говорил еще Томас Эдисон
Если хотите придумать отличные идеи, знайте: лучшие из них вы можете позаимствовать
В принципе не надо далеко ходить, чтобы подтвердить эти слова. Когда начинаешь думать, что всё уже придумано (будем говорить в контексте интернета), то это говорит об одном из двух: либо ты не способен придумать ничего нового, либо всё на самом деле придумано. Придумано и правда много всего, но я отношу себя к первому варианту, поэтому идею для проекта я позаимствовал (возможно, оригинал и сам эту идею позаимствовал, кто знает).
Идея
Думаю, всем хорошо известен китайский интернет-магазин, который с завидным успехом завоёвывает мир. Однако, мало кому известно (или просто не заостряли на этом внимание) на наличие у оного "социальной сети" iTao.
Суть проекта в следующем: любой зарегистрированный пользователь может оставить отзыв на товар, купленный на Али (не обязательно на Али, но де-факто отзывы на товары других магазинов не размещают), с фотографиями товара в процессе его использования, получить к этому отзыву лайки и комментарии, а также подписаться на таких же пользователей. Отзывы на этой площадке часто именуют "хвасты" (от слова "хвастаться"). С виду выглядит как Pinterest, только более узконаправленный. Аналогов в рунете я не видел, во всяком случае именно в таком виде. Не смотря на наличие русского языка у iTao, я решил создать аналог, но не привязывать его к конкретному магазину и добавить порцию возможностей, которых у iTao нет.
Обдумывание
Идея внести социальный элемент в привычные отзывы мне понравилась, тем более, судя по результатам iTao, эта идея понравилась не мне одному. Я сам не большой любитель оставлять отзывы на товары, но в такой, можно сказать "игровой" манере это становится более приятным занятием. Не привязываясь к одному магазину, можно создать базу интересных отзывов с "живыми" фотографиями, которая заинтересовывает гораздо больше, чем сухие тексты, зачастую написанные под заказ.
О проекте: авторизация
Я решил не создавать собственную систему регистрации и авторизации, а использовать социальные сети. На данный момент подключено две: ВКонтакте и Instagram. Так как проект больше подходит для женской аудитории, нежели для мужской (хотя это совсем не обязательно), то охвата этих двух соцсетей должно хватить пользователям. Впрочем, добавить еще Facebook и Twitter никто не мешает.
О проекте: профиль и карточки хвастов
Изначально я делал twitter-подобный интерфейс, но мне он показался скучным, поэтому я тоже решил делать pinterest-подобные карточки хвастов (требуется больше плиток, милорд!), а сам профиль сделать чище и аккуратнее. Вместо одной большой превью-фотографии на карточке хваста я решил использовать от 2 до 6, но по-меньше и с "налезанием" друг на друга. Такой вариант мне показался более приятным, особенно когда карточек много и большие фотографии начинают не привлекать, а уже отвлекать. Впрочем, я далеко не дизайнер, еще учиться и учиться, но писать проект совсем уж под копирку мне не хотелось.
О проекте: визуальный редактор
Если говорить об отличиях не только в дизайне, то главное - это редактор, который, собственно, и позволяет создавать хвасты. Редактор на iTao откровенно скучный, хотя то, что я делал изначально было еще скучнее, поэтому я решил сделать главным отличием проекта - более удобный и функциональный редактор.
Итак, по пунктам, по сравнению с iTao:
- Более чистый дизайн, всё лишнее убрано подальше
- Независимое добавление блоков текста и фотографий
- Возможность добавлять видео по ссылке из YouTube
- Перестановка блоков местами
- Более привычное добавление хештегов
- Добавление подписей к фотографиям и видео
- Сохранение данных в редакторе, даже при закрытии браузера/вкладки
В общем-то всё то, что должен уметь такого рода редактор.
Кроме этого я не стал делать редактор в модальном окне, т.к. сосредоточиться на написании хваста, как мне кажется, легче на отдельной странице, дабы не "побырику" что-нибудь написать, а посидеть и подумать, когда ничего не отвлекает, ведь это же отзыв, как ни как, он должен быть информативен.
О проекте: страница хваста
В общем-то страница хваста отличается только дизайном, суть же остается той же самой. Пожалуй, ничего лишнего тут придумывать и не нужно (или нужно?).
Аудитория
Как я уже подмечал, проект больше подходит для женщин, т.к. представительницы прекрасной половины человечества более охотно рассказывают о своих покупках, то есть именно что хвастаются. Хотя, нет никаких преград оставить отзыв и мужчине, собственно говоря проект я писал и для себя тоже, поэтому очевидного разделения между аудиториями у него нет.
Монетизация
Вопрос монетизации проектов, которые так или иначе связаны с товарами, обычно, решается сам собой и этот проект не исключение. Одним из обязательных условий публикации хваста является указание прямой ссылки на товар, которая в свою очередь преобразуется в партнерскую. Иными словами проект уже монетизирован, только, естественно, пока ничего не приносит за неимением достаточного количества пользователей. Кстати говоря, когда я говорил об отсутствии привязки к конкретному магазину я немного лукавил: привязки и правда нет, но публиковать хвасты можно только на товары, купленные в интернет-магазинах, чья партнерская программа подключена к Hansy. Сейчас подключено 28 магазинов, таких как: Ozon.ru, AliExpress, lamoda и другие. В общем, охват достаточно большой. В планах позволить пользователям получать процент от партнерских продаж, дабы была еще большая мотивация писать хвасты, ну и подключить больше магазинов, разумеется (во всяком случае asos и Wildberries, которые тоже достаточно крупные).
Техническая сторона вопроса
Немного информации для продвинутых пользователей Спарка. Сам проект - это веб-приложение ASP.NET 4.6 MVC 5, в качестве СУБД используется MongoDB. Для поиска применяется Sphinx. JQuery, KnockoutJS - для клиентской логики, SignalR - для пуш-ведомлений. Дизайн постарался адаптировать под мобильные устройства, в том числе и редактор. Всё добро крутится на виртуальной машине в Azure.
Планы
Проект в статусе прототипа, со всеми вытекающими. Самое главное сейчас - получить первых пользователей и фидбэк от них. Пока проект сложно воспринимать как требующий инвестиций, хотя не мне об этом судить. К счастью виртуальная машина оплачивается в рамках программы BizSpark, так что особых вложений проект от меня не потребовал. Нужно больше фишек, отличающих проект от других. Например, средства для обработки фотографий, более тесную интеграцию с соцсетями, систему личных сообщений... но пока важно добиться стабильной и правильной работы того, что есть и оценить целесообразность затеи в принципе.
Спасибо за внимание! Буду рад поучаствовать в обсуждении.