Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Венчурный фонд и стартап-акселератор
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
26
Битрикс24

Битрикс24

www.bitrix24.ru

16
Отследить-посылку

Отследить-посылку

B2B-сервис трекинга посылок

14
myPreza

myPreza

mypreza.ru

13
WebResidentTeam

WebResidentTeam

webresident.agency

12
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Expresso

Expresso

www.expresso.today

10
YAGLA

YAGLA

yagla.ru

10
Reader

Reader

Интернет-журнал о современных технологиях.

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

«Грабли» hardware стартапа. Основные ошибки на опыте компании virt2real

745 2 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Стартапов много, «грабли» — одни и те же. И хотя об ошибках начинающих написано немало, классические ляпы возникают там же и с той же частотой. На примере компании virt2real вспомним, что важно учесть в начале пути.

Компания virt2real, как и многие из стартапов, начала с решений «на коленке» — с проекта интернет-гонок радиоуправляемых машинок. Закинув идею на Хабр, команда опрометчиво взялась за более масштабную задачу: разработку инструмента управления различными устройствами через Интернет. Потратив время и средства на «железо» и ПО, оказавшиеся невостребованными из-за своей полуфабрикатности, virt2real оказалась в тупике. Усвоив суровый опыт законов маркетинга, команда в итоге переориентировалась на B2B рынок и специализируется сегодня на узком направлении — системах удаленного управления беспилотниками с поддержкой видео.

Объять необъятное

Сделать все, сразу и для всех — задача принципиально невозможная и чреватая последствиями. Несколько равновеликих целей затруднят и без того непростое планирование. Итог — расфокусировка внимания, распыление ресурсов и не доведенные до конца дела.

Уверенность, что «мы все знаем и сейчас сделаем такую штуку, которая, во-первых, сможет делать все, а во-вторых, будет полезна всем» в конце концов обернулась для virt2real пониманием необъятности взваленной на себязадачи. Но к тому времени бизнес уже шел кое-как, и только pivot спас ситуацию.

Опыт — сын ошибок трудных

Не имея соответствующего бэкграунда, трудно понять, в каком направлении и как нужно двигаться. Как показывает практика virt2real, это приводит к беспорядочным метаниям между идеями, интуитивным решениям и промахам. Хорошо еще, если удается возместить финансовые потери.

Рынок, я тебя знаю

Одна из главных заповедей бизнеса — ни шагу без customer development! Опираться лишь на собственные предположения или мнение одного эксперта — большая ошибка. Только реальное тестирование продукта на потенциальных потребителях может дать понимание их потребностей. Схема «сначала создам, потом продам» не работает. Подобный промах увел virt2real от создания полноценных решений к разработке инструментария для энтузиастов. Основатели уверовали в востребованность технологии лишь на основе реакции: «Вау, хочу купить!»

С широко закрытыми глазами

Как бы свои идеи ни кружили голову, важно уметь слушать и слышать аудиторию. Только так можно понять, что же в действительности ей нужно и куда следует развиваться. Зачастую рынок сам дает подсказки, нужно лишь уметь их распознавать и трезво анализировать.

В случае с virt2real подсказками стали запросы пользователей на разработку конкретных решений, причем в самых разнообразных направлениях. После размещения поста на Хабре компании поступило порядка 150 таких писем. Но, проигнорировав их, основатели продолжили продавать не готовое решение, а решение для получения решения. В итоге им пришлось заниматься бесконечными багами и доработками, что привело к потере времени и оттоку денег.

«Удочка» вместо «рыбы»

Согласно статистике, активных энтузиастов в разы меньше, чем пользователей. А это значит, что подавляющему большинствуинструмент не нужен, но всем нужно решение. Поэтому любой новый продукт/сервис может рассчитывать на успех, если только он предлагает готовое решение. В противном случае разработчик рискует превратиться в службу технической поддержки, обрабатывая гигантское количество реквестов.

Так и случилось с virt2real. Команда проделала огромную работу по созданию оборудования и программного обеспечения, надеясь на толпу энтузиастов и сторонников. Реальность оказалась обескураживающей: в сообществе OpenSource, как и в любом другом, от силы 1% участников реально что-то делает и делится результатами с другими. Остальные 99% — пассивные потребители, которые хотят, чтобы все работало сразу, как готовый розничный продукт. Непонимание этого факта стало самой большой ошибкой компании virt2real, помешавшей ей сузить рынок и начать зарабатывать.

Карась-идеалист

Желание сразу представить идеальный продукт понятно. Понятен и страх выйти на рынок с недоработанным проектом. Но очевидно и то, что процесс совершенствования бесконечен, и постоянная доработка грозит заслонить собой и продажи, и продвижение. Важно трезво оценить нужные сроки и назначить итоговую дату релиза, как это делается на Kickstarter.

Команде virt2real «допиливание» уже готового, как потом выяснилось, MVP стоило 7 потерянных месяцев, остывшей аудитории, немотивированной команды и убытков. В такой ситуации требуется жесткое менеджерское решение, которое подтолкнет к переходу на следующий этап.

Тянем-потянем

Правильный подход базируется на четком планировании поэтапного развития проекта. С самого начала не забывайте, что любой спрос надо подтверждать деньгами: между готовностью купить и собственно оплатой лежит бездна. Чем больше вы откладываете сроки выпуска продукта, пусть даже идеального, тем ниже интерес аудитории. Простая математика: из-за затягивания сроков компания virt2real набрала в два раза меньше денег, чем нужно для тиража, и потеряла часть клиентов.

И швец, и жнец

Реальность не сказка: совместить и менеджерские, и технические функции в одном человеке не получится. В любом проекте должен быть свой CTO — знаток в вопросах разработки, и свой CEO, ответственный за продажи, продвижение, маркетинг и развитие. Получив опыт классической кровавой битвы между «я-разработчик» и «я-менеджер», Евгений Помазов уверен, что каждый должен отвечать за свою часть.

Бинго!

И, наконец, золотой ключик для стартапа — это правильная целевая аудитория. Вариантов для промахов здесь предостаточно: слишком широкая аудитория, чужая аудитория, ошибочное позиционирование и т.д. Непродуманный маркетинг привел компанию virt2real в тупиковую ситуацию отсутствия спроса. В итоге решением стала смена целевой аудитории — с B2C на B2B.

Конечно, совершив все эти ошибки, можно остаться на плаву. И даже добиться успеха и стабильности, как это сделали virt2real. Но не лучше ли изучить грабли со стороны, не вставая в очередь желающих наступить на них?

+1
Добавить в избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Первые Новые Популярные
Starter
Экспертная помощь стартапам
Данил Каримов
Повторение - мать учения
Ответить
Седышев Витольд
Думаю, что платки v2r действительно интересны только фанатикам, а простым ребятам нужны решения вроде выключателя по WiFi и если Вы смогли бы предложить не просто плату, а скажем "умный выключатель", "умную шину для дома", то хоть в каждую разетку ставьте Ваши v2r-ки они будут расходиться, так как потребитель поймет как их потреблять. А пока это груда железа как у Arduino, Raspbery и других таких же парней. Эти парни кстати придумали как продавать данные устройства - как экземпляры для обучения )) Вот только не пойму чему на них обучаться? Все что в них есть есть и в обычном компьютере ....
Ответить
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать