«Халявные деньги кончились»: Инвесторы о том, что делать стартаперу в кризис
Богдан Яровой
партнер венчурной компании SmartHub
«Кризис на микроуровне творит чудеса. Сегодня он привел к очень важной вещи - взрослению двух аудиторий - стартаперской и инвесторской».
«Плохая новость для стартапов: рынок инвестиций очень открытый, нерегулируемый и космополитичный. Если взросление на российском рынке отстает - инвесторы уходят туда, где рынок более взрослый».
«Аудитория клиентская сейчас активно реагирует на эффективные продукты, всем нужны проекты, увеличивающие конверсию и продажи. В обычные времена, не кризисные, такие проекты могут не взлететь, а сейчас они особенно актуальны. Сейчас время больших возможностей, давайте вместе их использовать».
«Сейчас время продуктов, которые дают эффективную выгоду и решения».
Константин Синюшин
сооснователь и генеральный директор The Untitled Venture Company
«Мой главный совет сейчас: идите получать предпринимательский опыт. Оставьте попытки быть предпринимателем и разработчиком продукта одновременно. Без предпринимательского опыта невозможно двинуть стартап. Можно попробовать начать с любого тривиального бизнеса - предпринимательский опыт в любой области приобретается одинаково».
«Стартапы никуда не исчезли вместе с экономикой. Но сегодня ваш стартап не может рассчитывать на то, на что мог рассчитывать вчера. Чтобы выжить, надо убить в себе старый докризисный стартап».
«Пришло время перейти от продукта, который с вашей точки зрения отвечает вашим фантазиям об идеальном мире — к решению проблем реального рынка. Фантазеры потом придут к вам наниматься на работу».
«Далеко не всем проектам надо масштабироваться на международный рынок. У нас огромная страна с очень неравномерно развитыми рынками. Ресурсов для масштабирования в рамках развитого рынка (авторынок, нефтегаз, реклама и т.д) хватит чтобы построить миллиардные компании здесь, которые сложно себе представить, например, в маленькой Финляндии.
Михаил Цыганков
директор по ключевым партнерам, кластер космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково», управляющий партнер Global TechInnovations (GTI)
«В текущей экономической ситуации о своем положении скорее стоит задуматься крупным корпорациям, а стартапам просто засучить рукава и работать. Например, Сколково продолжает работать в том же режиме. Все формы поддержки продолжают функционировать».
«Работа с грантами - это извечный «перестук грабель». Это серьезная нагрузка, требующая серьезной дисциплины и определенной предпринимательской культуры, который у наших стартаперов пока нет. Надо быть готовыми столкнуться со специальным режимом отчетности, подробным финансовым планированием, где каждое незначительно отклонение проходит экспертизу и оформляется отдельным соглашением. Гранты наиболее уместны на ранней стадии - когда нужны средства на науку, исследования. Это рискованная зона, куда инвесторы не очень любят ходить».
Дмитрий Калаев
директор акселерационных и образовательных программ, «Фонд развития интернет-инициатив» (ФРИИ)
«Поток компаний (500 на раней стадии) - сохранились в соответствии с прошлыми годами. То есть оптимизм у стартаперов сохраняется на том же уровне. Однако в целом рынок отрезвел. Вау-фактор больше не работает. Работает возможность заработать или сэкономить».
«Надо понять - чего вы на самом деле хотите - единожды привлечь деньги или построить бизнес».
Михаил Авербах
управляющий партнер венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine
«Безусловно сейчас царит кризис. Но это не проблема - это возможность. Халявные деньги кончились - их нет и больше не будет. Инвесторы ушли, вымерли или просто повзрослели. Они фокусируются на стартапах, которые понимают, что делают и знают, что хотят делать бизнес».
«Мы так потеряли пару команд - они научились презентоваться и позиционироваться, и участие в конкурсах и выигрыш грантов стали для них своеобразным бизнесом. Это огромное количества времени, которые вы тратите НЕ НА РАЗВИТИЕ своего бизнеса. По факту вы получаете завешанные дипломами стены и полное отсутствие бизнеса».
«В свое время мы вывели концепцию под названием «постартапить» (по аналогии с «поматросить и бросить»). Это когда людьми движет просто азарт попробовать себя в роли предпринимателя, ведь быть стартапером сейчас просто модно. Такой подход спровоцировал нас к ужесточению требований к проектам. Мы не готовы работать с людьми, которые хотят просто постартапить».
Александр Егоров
генеральный директор компании «Рексофт»
«Государственная инициатива (действующие институты развития, фонды) - свою историческую миссию выполнили. По сути они развились в очень короткие сроки, буквально за пару лет».
«За последние 15-17 лет спрос на инновационные решения невероятно вырос».
«Рубль, полученный от клиента, в 10 раз ценнее рубля от инвестора. Продавайте».
«Как продавать? Оптимально самостоятельно продавливать первые сделки (за вас первый раз не продадут), а потом уже уйти к интеграторам. Надо партнерам дать хороший инструментарий для продаж, потому что кроме вас никто продукт лучше не знает».
Михаил Раяк
исполнительный директор «Фонда Предпосевных Инвестиций» (ФППИ)
«Если у вас есть вопрос надо ли вам заниматься бизнесом - ответ однозначно «нет», если у вас возникает этот вопрос. Бизнесом нужно заниматься далеко не всем».
«Раздача бесплатных слонов в виде социальной нагрузки от государства, халява закончились. И не стоит забывать, что инвестиции от государства сейчас несут такое обременение как отчетность. Многие компании потом ломают голову как убрать государственную составляющую из своей структуры».