Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
742 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

На самом деле акселераторы - декселераторы?

Если вы решаете связаться с акселераторами, выбирайте тот, который даст вам значительное очевидное преимущество. Всему остальному можно найти более удачные и более дешёвые альтернативы.

Перевод статьи Эшвина Рамасами, основателя ContractIQ, подготовлен нами и опубликован на InnMind с разрешения автора.

b_5703a959577f5.jpg

Гари, умный и прокачаный основатель стартапа, написал мне имейл с вопросом, стоит ли ему идти в известный акселератор. Я тут же ответил решительное «нет». После чего мы говорили минут 30, и я не припомню, чтобы я кого-нибудь так страстно убеждал. Я будто чувствовал за собой обязанность спасти предпринимателя.

Акселераторы возникли в основном с целью помочь начинающим предпринимателям освоить методологию «Starting Up 101» под присмотром опытных менторов. Речь о том, чтобы правильным, понятным образом совершить несколько действий для того, чтобы твой стартап выжил и дошел до "переломной точки" (tipping point). Переломная точка в описании Y Combinator объясняется следующим образом:

В 2005 году Y Combinator разработал новую модель финансирования стартапов... Стартапы переезжают в Кремниевую долину на 3 месяца, в течение которых мы активно работаем с ними, чтобы привести компанию в наилучшую форму и отполировать их питч для инвесторов. Каждый цикл завершается демо-днём, на котором стартапы представляют свои бизнес-планы перед специально отобранной аудиторией.

Таким образом, топ-акселератор заявляет, что является новой формой финансирования. Что вызывает вопрос: а чем он НЕ является?

Если цель акселератора – помочь стартапу получить финансирование, то здесь кроется ирония. Цель стартапа – быстрый рост от идеи к устойчивому бизнесу, который решает некую проблему в масштабе, при зарабатывая либо наращивая пользовательскую базу. Финансирование действительно помогает в вопросе роста и/или ускорения развития. Однако многие стартапы не растут. Вот в чем акселераторы могли бы и должны бы помогать, но большинство этого не делают.

В основном акселератор – это вариация чего-то типа «n месяцев интенсивной программы и x итераций каждый месяц», и часто n меньше шести месяцев.

Ложное чувство "ага!"

Возможно, существование демо-дня обусловлено технической целесообразностью или даже бизнес-необходимостью для всех акселераторов. Однако создание условий, при которых стартапы вынуждены подготовить в короткие сроки и представить свой проект на демо-дне, либо вылететь из-за практических ограничений акселератора, зачастую приводит к демотивации стартапа, а иногда даже вынуждает стартап идти по ошибочному пути притворства и имитации.

Ирония, о которой я говорил выше, заключается в том, что каждый стартап рассматривает нахождение в акселераторе как быстрый путь к получению инвестиций. В то же время только часть их действительно получает (27%, если быть точным). Даже внутри той четверти, которая получает деньги, шансы радикально разнятся в зависимости от акселератора. Так, 72% стартапов YC в 2012 году получили финансирование. Но я знаю несколько акселераторов, у которых вовсе не было демо-дня, и ни один стартап из выпуска в течение года не получил инвестиций.

Иллюзия достижения прогресса

Ощущение гонки и спешки перед окончанием срока акселератора приводят к тому, что многие стартапы просто ставят галочки около очередных этапов развития – но при этом не понимают их значения и того, для чего они нужны. Даже если недельный рост входит в число метрик, невозможно предсказать, что стартап, который недостаточно быстро рос в первые недели, не найдет "святой грааль" через год.

Помните: в стартапе бывает достаточно поднажать и сделать всего один правильный ход, чтобы фортуна повернулась к вам. Это минимальная планка.

Препятствия не просто временно выводят стартап из равновесия. Зачастую они наносят непоправимый вред. Ниже перечислены несколько распространённых заблуждений, которые акселераторы непреднамеренно внушают стартапам.

  1. Личного опыта вполне достаточно, чтобы сделать верные выводы о том, как должен выглядеть продукт, чтобы выйти на рынок.
  2. Строить лучше, чем исследовать. Я не понимаю, как написание кода может способствовать маркетинговой деятельности, а исследования перспектив может быть менее продуктивной деятельностью. Давайте различать сляпанный на коленке MVP и качественное исследование.
  3. «Сделать быстро» важнее, чем «постепенно делать, пока не получится»

Торопливые демо, неподготовленные презентации для инветоров и высокие шансы не получить инвестиций после акселерации принимают угрожающие размеры, и стартапы ломаются под весом обстоятельств. Что делают некоторые из них? Меняют концепцию – на остаток тех денег, что инвестировал акселератор.

Рой менторов

Я сам одновременно и выпускник акселератора, и ментор во всемирно известном акселераторе. За последний год я получил от акселератора два письма с рассказом о состоянии дел в стартапах, которым я оказываю менторскую поддержку. Я не помню ни названий, ни сути проекта. Ни один из них не обратился ко мне за те три месяца, которые прошли с нашего знакомства. Или дело во мне, или это показывает, какова на самом деле связь между менторами и их подопечными. Кстати! Я никогда не обращался ни к одному ментору из своих знакомых после того, как две попытки закончились пятиминутной аудиенцией.

Менторы, какиими бы известными они не были и как бы не хотели помочь, всё же недостаточно мотивированы непрерывно поддерживать контакт. То же самое касается выпускников. Причастность к международному акселератору с глобальной сетью контактов часто означает, что вас включили в гигантский список рассылки – формат общения, которые не располагает к дружескому доверительному общению.

Ослепительный свет инвестиций

Если вы думаете, что получите инвестиции на демо-дне, вы ошибаетесь. Кристина Цай (Christine Tsai), партнёр в 500 Startups, высказалась об этом так:

Вы сильно ошибаетесь, если думаете, что и правда поднимете денег на демо-дне. Конечно, кто-то может закоммититься, не сходя с места, но это случается редко. Смысл демо-дня – познакомиться с инвесторами, получить их контакты, добиться первой встречи.

В общем, если ваша цель – получить финансирование, почему бы не использовать эти четыре месяца, чтобы позвонить каждому сотруднику всех венчурных компаний или посещать их мероприятия и в итоге самостоятельно добиться встречи с теми же инвесторами, которые могут вами заинтересоваться?

Посевные деньги

Цвет и ценность денег одинаковы вне зависимости от источника, из которого вы их получили. Один из лучших предпринимателей, с которым я советовался, сказал так: «Это ты добавляешь ценности ивестору. До этих пор его деньги ничем не отличаются от другого инвестора, с которым ты познакомишься».

Сравните деньги, которые достаются вам без волнений демо-дня, без переездов, без паники в случае, если вы не получите инвестиций после этого демо-дня, с деньгами, которые сопровождаются всеми этими волнениями. Выбирайте с умом. Кроме того, в сегодняшних условиях вам совершенно не нужны внешние деньги, чтобы построить прототип.

Так почему же акселераторы считаются полезными для стартапа?

  1. Если существует место, где я могу познакомиться со всеми своими клиентами, причём релевантными, будет ли оно мне нравиться? Вот почему венчурные инвесторы любят акселераторы. Едина точка входа для формирования их бренда и намного меньше усилий по поиску скакуна, на которого можно поставить.
  2. Как и образование, акселераторы – организации, в которых легко оценить лучших, но сложно сказать, чем «средние» от них отличаются. Поэтому тот, кто даёт (сомнительные) советы, (заменимые) деньги, (негарантированное) будущее финансирование и (некорректное) умение приоритизировать задачи, будет выглядеть привлекательно – пока не рассмотришь повнимательнее прилагательные в скобках.
  3. Нам всем нравится побеждать. Попасть в акселератор для основателя стартапа – как будто получить признание. Когда нет других успехов, первым победам сложно сопротивляться. Вспомните бессмысленную геймификацию, которую вы планируете предложить своим пользователям. Карма устроена сложнее, и платить нужно авансом. Учитывая до смешного низкий процент принятия в акселератор, возникает ощущение, что в эту игру стоит играть только для того, чтобы быть принятым в эту песочницу.

Учитывая всё вышесказанное, акселераторам не нужно быть вам полезными во всех отношениях. Достаточно только одной составляющей: невероятной базы пользователей, одного хорошего ментора, которому вы понравитесь, инсайдерской информации от инвесторов, которые ищут что-то похожее на ваш проект, и так далее. И именно поэтому от них непросто отмахнуться.

Коротко говоря, если вы решаете связаться с акселераторами, выбирайте тот, который даст вам значительное преимущество – которое часто неосязаемо. Всему остальному можно найти более удачные и более дешёвые альтернативы.

Читайте также на InnMind: Чем опасно идеализирование аудитории технологического стартапа?

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
ADZY
Ассистент для ведения рекламных компаний
Дмитрий Кубитский
два чая этому господину.
Ответить
Foreseer
Data Mining для вашего бизнеса
Ван Гугенхайм
большинство стартапов получивших инвестиции себя не окупают и в итоге закрываются, это лотерея для инвесторов, игра в "продай меня лучше" и способ молодым разработчикам быстро сколотить капитал.

Все довольны в итоге, потому что инвесторы умеют отсеивать совсем плохое от удовлетворительного и 1 из 5 таки проходит дальше принося прибыль. Команды каждую неудачу приобретают опыт и легко рассеиваются по другим проектам или создают новые и пробуют снова. Ну и вся индустрия бурлит на фоне этих пирамид, что в свою очередь позволяет рождаться нужным и хорошим проектам.

Так то все можно сделать вообще без инвесторов, по старинке. Деньги в займ или кредит, аккуратно и постепенно развиваться и выходить на прибыль. Но не будет быстрого роста и не будет оценки в сотни миллионов. Развитие без инвестора, даст результат в скромной оценке реально работающего бизнеса, а сомнительный проект где прибыль даже на горизонте не видная будет иметь капитализацию в разы больше, из-за уже вложенных в него средств.
Ответить
InnMind
Деловая сеть для стартапов и инвесторов
Нелли Орлова
Ван Гугенхайм, Вы во многом правы.

Часто стартапы идеализируют как само понятие инвестиции, так и участие в акселераторах, инкубаторах и т.д.

Постоянно встречаем тех, кто думает, что попадание в акселератор - это прямой путь к успеху проекта: там мол и денег дадут, и офис, и инвесторов на блюдечке, и заботливых менторов и клиентов сразу до кучи.

Мало кто задумывается о том, что зачастую акселерационная программа - это всего лишь интенсивный треннинг (конечно, часто очень полезный) на способность проекта к быстрому росту. За него вы или платите деньги или отдаете профенты. По его результатам (и вовсе не обязательно) можно выйти на сделку с инвестором. Но также там есть минусы и подводные камни, о которых стартапы зачастую не задумываются. Вот мы и переводим и публикуем статьи, чтобы другие стартапы могли найчиться на чужом опыте и взглянуть под другим углом.
Ответить
Miiix
Платформа взаимодействия поставщиков и магазинов
Рябов Сергей
А есть еще большая разница в российском и западном венчурной рынке, поэтому в наших реалиях статья не совсем актуальна :)
Ответить
InnMind
Деловая сеть для стартапов и инвесторов
Нелли Орлова
Сергей, Вы правы, разница в венчурном рынке существенная. Логично, что она сказывается и на национальной специфике акселераторов. А Вы уже проходили акселераторы в России? Можете рассказать (если не секрет, конечно), какое самое существенное отличие российских акселераторов от западных?
Ответить
Miiix
Платформа взаимодействия поставщиков и магазинов
Рябов Сергей
Проходили, еще в 2012. Основное отличие - это на мой взгляд цели, формат проектов, формат обучения. Если брать выводы статьи: "невероятной базы пользователей, одного хорошего ментора, которому вы понравитесь, инсайдерской информации от инвесторов, которые ищут что-то похожее на ваш проект"

То в российских реалиях база пользователей в лучшем случае может у вас появиться в каком-нибудь ФРИИ, у остальных акселераторов просто нет нужных выходов и рычагов.

Менторы тут как повезет, к сожалению у нас больше менторов-теоретиков, хотя для некоторых стартеров и эта теория нужна как воздух.

Ну а про инвесторов я вообще молчу. Сколько коммитов на демо-днях в России было получено? Я не слышал о таких, может, конечно, что-то меняется уже, но маловероятно.

У нас скорее проблема даже не в акселераторах, а в проектах :)

Ну и если посмотреть на YCombinator, они раскрутились во многом за счет того, что вами активно на старте докладывали деньги в проекты, те росли и пошла история, что проекты из акселератора реально могут хорошо расти, после этого к ним очередь из инвесторов на демо-дни выстроилась, а в России акселераторы чуть денег положат и ждут выплывет или нет проект :)
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.