Главное Свежее Вакансии Образование
530 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Мировой и российский опыт корпоративных акселераторов

Новое исследование, проведенное РВК и O2 Consulting, даст полное представление о принципах работы и преимуществах корпоративных акселераторов, разнице в российском и зарубежном опыте, ответит на вопросы когда, как, где и для чего их следует запускать

Ежедневно корпорации сталкиваются сo множеством вызовов из-за изменения предпочтений потребителей, исчерпания или удорожания традиционно используемых ресурсов и материалов, внедрения инноваций конкурентами. Для удержания своих лидерских позиций в постоянно меняющейся внешней среде корпорациям приходится подстраиваться под возникающие условия, изменять методы производства, выводить новые продукты на рынок, предлагать новые услуги.

До середины 1990-х гг. корпорации при внедрении новых технологий опирались преимущественно на результаты собственных исследований и разработок. Данная модель оставалась доминирующей, несмотря на развитие венчурного рынка и формирование еще в конце 1940–1950-х гг. в США и Западной Европе большого количества различных меха- низмов работы (бизнес-инкубаторы, технопарки) с малыми и средними компаниями, разрабатывающими инновации. Однако в последние 20 лет наблюдается тенденция к сокращению циклов разработки и периода вывода новых продуктов на рынок. В таких условиях жесткая иерархическая структура большинства крупных компаний не позволяет эффективно разрабатывать внутри корпорации инновационные решения в требуемом объеме. Для решения данной проблемы они расширяют границы поиска и применяют более гибкую модель «открытых инноваций», которая подразумевает активное взаимодействие компаний с внешними разработчиками технологий.

Среди инструментов «открытых инноваций» все большую популярность набирают корпоративные акселераторы, количество которых в мире из года в год растет. Первый корпоративный акселератор появился в мире в конце 2011 г. А в 2015 г. их количество выросло до 77, они были созданы на предприятиях из 18 отраслей в 32 странах. Например, акселераторы были созданы такими компаниями, как Microsoft, Samsung, E.ON, BNP Paribas, Airbus, Novartis, IKEA.

Корпоративный акселератор является одним из самых простых и доступных инструментов «открытых инноваций», наиболее оптимален для того, чтобы с него начинать внедрение комплексной системы «открытых инноваций» в компании, так как:

  1. для создания корпоративного акселератора не требуется существенных финансовых затрат: например, бюджет для организации корпоративного акселератора составляет порядка 12–32 млн руб.1 , в то время как стоимость запуска корпорацией инкубатора может достигать 1 млрд руб., технопарка – 3 млрд руб. Это связано с тем, что для открытия инкубатора и технопарка нередко требуется строительство отдельного здания, приобретение дорогостоящего лабораторного оборудования, тогда как для создания корпоративного акселератора это не требуется;
  2. организация корпоративного акселератора обеспечивает высокий уровень погружения сотрудников компании в работу с высокотехнологичными проектами ранней стадии, что невозможно, например, при участии сотрудников корпорации в конкурсах инновационных проектов;
  3. сотрудники компании получают уникальные компетенции по работе с партнерами в сфере инноваций (например, с бизнес-акселераторами в процессе организации корпоративного акселератора, университетами, агрегаторами стартапов, научными организациями в ходе поиска и отбора проектов, венчурными инвесторами при прове- дении акселерационной программы и после ее завершения), применению гибких подходов к разработке проектов и работе с более сложными инструментами «открытых инноваций».

Также корпоративные акселераторы актуальны для компаний, которые уже применяют различные инструменты «открытых инноваций», но сталкиваются с невозможностью обеспечить с их помощью требуемую скорость и стоимость внедрения новых технологий и разработки продуктов. Создание корпоративного акселератора может не окупиться в краткосрочной перспективе, однако в средне- и долгосрочной позволяет достичь существенных результатов за счет роста капитализации компании в результате:

  • привлечения команд / приобретения новых технологий / развития внутренних проектов, позволяющих корпорации выйти на новые или смежные рынки, сократить издержки, и (или) увеличения стоимости вложений в проекты участников акселератора;
  • появления новых клиентов в лице участников акселератора и их потребителей (это объясняется тем, что зачастую продукты и услуги, разработанные в рамках акселерационной программы, создаются на основе технологий корпора- ции).

Например, корпорация за весь период деятельности hub:raum – корпоративного акселератора Deutsche Telekom – были профинансированы проекты 19 участников. По оценке O2 Consulting, это позволит в течение 5 лет увеличить капитализацию компании более чем на 2%.

В России корпоративные акселераторы только начинают появляться, что объясняется более поздним внедрением инструментов «открытых инноваций», относительно невысоким уровнем конкуренции, с которым сталкивается большинство российских крупных компаний, а также – с их низкой осведомленностью о преимуществах корпоративных акселераторов и способах их создания. В 2015 г. в России действовало 5 корпоративных акселераторов, еще два были организованы российскими компаниями за рубежом – в Люксембурге (Kaspersky Lab) и Сингапуре (Life.SREDA, корпоративный венчурный фонд финансовой группы «Лайф»). Также в 2015 г. в рамках GenerationS было реализовано 7 корпоративных акселерационных программ.

Данное исследование направлено на популяризацию корпоративных акселераторов в России и включает в себя анализ и выделение лучших практик мирового и российского опыта их организации. В частности, в работе приведены основные подходы к созданию корпоративных акселераторов, пред- ставлены наиболее распространенные в настоящее время бизнес-модели и описаны ключевые бизнес-процессы.

Полученные результаты показали, что наиболее успешными в мире являются корпоративные акселераторы, сформировавшие вокруг себя экосистему, в рамках которой происходит взаимодействие с корпорациями-партнерами, экспертами, менторами, выпускниками и другими лицами и организациями. Существенный импульс развитию экосистем корпоративных акселераторов дает партнерство с известным бизнес-акселератором, например, Techstars, Plug&Play, GenerationS, Акселератором ФРИИ. Партнер в данном случае помогает эффективно организовать работу, предоставляет финансирование стартапам (корпорации редко финансируют проекты на ранних стадиях развития самостоятельно), приглашает лучших отраслевых менторов и венчурных инвесторов, что имеет значительную ценность для молодых инновационных компаний.

Очевидно, что эффективным корпоративный акселератор может быть только в том случае, если он управляется сильной командой специалистов, включающих сотрудников с богатым предпринимательским опытом, амбициозными целями, глубокой экспертизой. По оценке TechCrunch, бизнес-акселераторы, не относящиеся к числу ведущих, начали испытывать трудности с привлечением инновационных проектов, инвесторов еще в 2013 г. Это объясняется отсутствием у последних уверенности в эффективности работы и профессионализме команд значительной части бизнес-акселераторов. В ближайшие несколько лет данный фактор может оказать негативное влияние и на работу корпоративных акселераторов.

Команда начинает создание акселератора с конкретизации цели акселератора и привязки ее к стратегии развития компании, выявления «узких» технологических запросов. Затем на основании сформированных критериев осуществляет качественный целенаправленный поиск потенциальных участников и их проектов. Поиск требуется проводить с использованием ресурсов партнеров и с опорой на технологические центры и центры экспертиз, где сосредоточено большое количество искомых инновационных проектов, не ограничиваться отдельной территорией.

Ключевой элемент любого акселератора – акселерационная программа. Характерные особенности успешного корпоративного акселератора – предоставление достаточного времени на отработку полученных в рамках программы навыков на практике, наличие менторов с опытом ведения бизнеса, а также ментора-проводника. Его задача – сформировать у команд понимание того, как устроены процессы и принимаются решения в корпорации, чтобы облегчить процесс сотрудничества в дальнейшем. Такими особенностями отличаются акселерационные программы Cisco, Citrix, которые регулярно реализуются начиная с 2013 г. и 2014 г. соответственно.

Завершается процесс построения успешного акселератора формированием системы мониторинга его деятельности и работы с выпускниками, которая позволяет повысить отдачу от создания акселератора и делать каждый новый акселератор более эффективным. Так, корпорация Microsoft, создавшая платформу для работы с выпускниками, реализовала уже более 10 акселерационных программ в 7 странах мира с 2011 г. По оценке O2 Consulting, это позволило ей привлечь более 1 млн пользователей своих продуктов. Для удобства читателей специфика работы корпоративных акселераторов раскрыта в исследовании не только в формате аналитических выводов, но и на примере конкретных кейсов.

Скачать полный текст исследования можно по ссылке

content_goals_accelerator.png

Читайте также:

Акселератор для стартапов в сфере "интернет вещей"

На самом деле акселераторы - декселераторы?

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.