Лучшие статьи и кейсы стартапов
Включить уведомления
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо
Вопросы Проекты Вакансии
Надежные и удобные программные решения
Рекомендуем
Продвинуть свой проект
Лучшие проекты за неделю
29
Эбиа

Эбиа

www.ebia.ru

16
Enlite

Enlite

enlited.ru

16
Amarket

Amarket

amarket.io

15
likearea

likearea

smm.li

14
Relap

Relap

relap.io

12
RockinRobin

RockinRobin

www.rockinrobin.co

12
E-Commerce and Venture projects

E-Commerce and Venture projects

Продажа товаров от производителей оптом и в розницу

11
Perezvoni.com

Perezvoni.com

perezvoni.com

11
Cookiezz

Cookiezz

cookiezz.com.ua

Показать следующие
Рейтинг проектов
Подписывайтесь на Спарк в Facebook

В стиле ретро

136 0 В избранное Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Поговорим о ретроспективе, как она проходит и почему этот инструмент важен в проектном управлении. На практике возникает вопрос: как проводить ретроспективу — с Клиентом или нет?

Что такое ретроспектива и зачем она нужна

Ретроспектива — это инструмент, применяемый в гибких методологиях, который нацелен на улучшение работы проектной команды, благодаря анализу полученных результатов с разных сторон.

Проводят ее на регулярной основе по завершении n-ной итерации/фазы/спринта/релиза разработки проекта, т.е. по достижению измеримого результата. Если выделить фазы невозможно, ретроспектива проходит по закрытию проекта.

Цели ретроспективы

В первую очередь, ретроспектива направлена на то, чтобы выявить плюсы и минусы текущего процесса. В ходе ее проведения могут выявиться причины, по которым планы на итерацию или проект в целом достигнуты не были, обнажаются проблемы, с которыми столкнулась команда, обсуждаются практики, которые помогли итерации/проекту завершиться успешно.

По результатам ретроспективы вырабатываются новые подходы, методы и решения, утверждаются и берутся в работу новые практики или идеи по улучшению.

При этом надо помнить, что ретроспектива — это не поиски виноватого, а наоборот, вне зависимости от того, что команда и Клиент выяснят на ретроспективе, все участники твердо верят, что каждый делал все, что было в его силах для успеха (принимая во внимание те знания, возможности, навыки и ресурсы, которые у него были на тот момент).

Как проходит ретроспектива

Проведение ретроспективы не согласуется с единым правильным планом. Ниже описан один из возможных вариантов, порядок пунктов можно менять:

  1. Ведущий ретроспективы подготавливает место проведения либо организует звонок (skype-call) для всех участников.
  2. Ведущий объясняет цели и оговаривает составленный им предварительно план мероприятия. Кроме того, он определяет правила игры, например, договаривается со всеми участниками ретроспективы о лимите времени для высказывания одного человека.
  3. Опрос мнений для выяснения, что хорошего и что плохого было в прошедшей итерации.
  4. Обсуждение положительных моментов. Фиксация причин, благодаря которым удалось добиться положительных результатов, с целью последующего использования в текущем или будущих проектах.
  5. Обсуждение отрицательных моментов и голосование для определения самых важных проблем.
  6. Выделение и обсуждение основных злободневных проблем, набравших большинство голосов.
  7. Определение путей решения выбранных проблем или вещей, которые можно улучшить, а также людей, ответственных за исполнение этих решений.
  8. Фиксирование достигнутых результатов (обсуждение задач, которые решались по результатам прошлых ретроспектив).
  9. Составление отчета мероприятия ведущим с фиксацией всех результатов, рассылка итогов всем участникам.

Отличие ретроспективы с Клиентом и без него

Скорее всего, первая ретроспектива команды с Клиентом не будет настолько откровенной, как, допустим, вторая и последующие.

С одной стороны, команде не захочется выносить свои откровенно глупые ошибки наружу, чтобы не выглядеть в глазах Клиента некомпетентной. С другой стороны, Клиент, который платит деньги за работу и видит результат, не соответствующий ожиданиям, может высказаться достаточно эмоционально. Отзыв бескомпромиссного Клиента, как позитивный, так и негативный, может и сильно мотивировать команду к достижению лучших результатов.

Как бы ни было трудно, но признание своих ошибок — это первый шаг к их исправлению. Кроме того, признать ошибки вместе с Клиентом, это большой рывок на пути открытого партнерства, глубокого доверия и улучшению климата в команде в целом.

Примечательно, что зарубежные клиенты чаще соглашаются на проведение совместной ретроспективы и чаще дают либо положительный отзыв, либо нейтральный. При этом отечественный Клиент еще не привык к такого рода мероприятиям, поэтому так важно объяснить ценность этого инструмента.

Клиент как никто другой должен быть заинтересован в улучшениях и продуктивной работе на проекте, а ретроспектива позволяет обеспечить ему экономию времени и ресурсов (за счет улучшения процессов), наладить коммуникацию с командой, которая со временем может вырасти в сверхэффективную проектную команду.

Итог

Как видно, ничего сложного в проведении этого мероприятия нет, однако, по нашим наблюдениям, эффект от проведения ретроспективы очевиден.

Так, в результате проведенных мероприятий с Клиентом и без него, для некоторых команд и даже для компании в целом были приняты некоторые полезные практики, такие как:

  • Создание единого глоссария внутри проекта, который доступен и команде, и Клиенту.
  • Использование непрерывной среды интеграции Jenkins.
  • Создание и актуализация карты экранов приложений.
  • Разработка веб-приложений не только под конечных пользователей, но и под контент-менеджеров или администраторов сайта.
  • Использование практики фокус-групп.
  • Использование проектных порталов и др.

Зачастую очень сложно состыковать по времени и Клиента, и команду, у нас это получалось всего несколько раз, но результат того стоит.

Автор статьи Анастасия Поветкина менеджер проектов INOSTUDIO.

Оригинал статьи читайте на страницах блога компании и не забывайте подписываться на наш блог!

+1
Комментариев еще не оставлено
Выбрать файл
Читайте далее
Загружаем…
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать