редакции Выбор
To BLoC or not to BLoC, или как iOS-разработчики во Flutter искали Router
Прежде наша команда в своих проектах использовала преимущественно паттерны MVVM и VIPER. Приступив к изучению архитектурных практик во Flutter, мы обнаружили, что здесь пишут несколько иначе. Тем, кто тоже интересуется этой темой, рекомендую изучить репозиторий, где представлены различные варианты реализации одного и того же небольшого приложения «TODO-лист». Не будем рассматривать каждую архитектуру подробно, поскольку это тянет на отдельный цикл статей. Скажу лишь, что мы остановились на BLoC-архитектуре, предложенной Google, поскольку нам она показалась наиболее интересной. Подробнее про BLoC вы можете почитать в нашей предыдущей статье. Сейчас же речь пойдет о том, какие нюансы в применении этой архитектуры могут помешать взаимодействию ваших Bloc-ов с UI, если вы смотрите на него сквозь призму опыта другой архитектуры.
Первый взгляд на BLoC
Казалось бы, все звучит довольно просто. Вот UI, вот Bloc, который в этой архитектуре выступает в качестве презентера. Берем потоки, подписываемся на них и посылаем данные туда-сюда. Однако у нас, привыкших к VIPER-у, все время возникало ощущение, что чего-то здесь не хватает. Поэтому мы попытались адаптировать некоторые идеи VIPER-а к BLoC-у.
Главный вопрос, который нас занимал — кто в этой архитектуре исполняет обязанности Router-а. Раньше у нас была такая последовательность действий: нажали кнопку во View, Presenter обработал нажатие, затем либо передал запрос Interactor-у, либо попросил Router открыть новый экран. Здесь у нас в качестве Presenter-а выступает сам Bloc. То есть переход на новый экран должен осуществляться из Bloc-а? Нет, не все так просто.
Дело в том, что во Flutter вам жизненно необходима такая сущность, как BuildContext. Хотите перерисовать виджет? Нужен BuildContext. Хотите показать другой экран или диалоговое окно? Показывайте с помощью BuildContext. Хотите локализовать строку с помощью библиотеки (хотя она не единственная, но очень популярная)? Вы знаете, куда идти. И этот BuildContext доступен только на уровне UI в момент обращения к виджету.
То есть выполняете вы какой-то асинхронный запрос и вдруг обнаруживаете, что вам срочно нужно пользователю показать сообщение, скажем, о возникшей ошибке. Ошибка приходит в ваш Bloc. Вы хотите показать ииии... не показываете. Почему? Правильно. Потому что у вас контекста нет, так как вы находитесь на уровне бизнес-логики, где виджеты отсутствуют. А уровень UI, где виджеты есть, не должен знать о других модулях, на которые выполняется переход.
Мы придумали два способа для выхода из этой ситуации. Способ первый — просто отдавать в Bloc контекст из виджета. В теле метода виджета initState () мы обращались к нашему Bloc-у, вызывали у него метод setContext (context) и сохраняли соответствующую ссылку, после чего использовали ее для показа диалога или другого экрана. Просто и надежно. Способ второй — каждый раз передавать контекст виджета аргументом в метод, который может потребовать от вас работу с UI. Хотя автор второго способа все равно пришел к тому же первому решению, когда пытался наладить ту самую обработку асинхронно пришедшей ошибки.
Почему нельзя помещать BuildContext в Bloc
Сохранив BuildContext внутри Bloc-а, мы, казалось бы, добились своего. Теперь мы в любой момент в Bloc-е можем вызвать код, который осуществит переход на другой экран, покажет диалог или выполнит другое необходимое действие. Этот код может быть вынесен в отдельный класс, скажем, MyBlocRouter. И каждый раз, когда вам нужно уйти на другой экран, вы пишете MyBlocRouter.goToNextScreen (_context), и внутри этого метода уже пишете всю логику, связанную с созданием и настройкой нового экрана. Тогда это казалось более-менее приемлемым компромиссным решением (особенно в условиях мягко подкрадывающегося дедлайна по проекту). Догадываетесь, почему на самом деле решение было не очень хорошим?
Ответ прост — все та же изоляция слоев по практикам Clean Architecture. Поместив context в Bloc, вы тем самым жестко завязываете вашу бизнес-логику на конкретную UI-имплементацию, что лишает возможности повторно использовать компонент в других местах. А ведь именно это является одним из назначений Bloc-а.
Отделяем навигацию от UI и бизнес-логики
Вспомним, что BLoC — прежде всего реактивный паттерн. Вы можете организовать отдельный поток для событий. На вход этого потока поступают данные из Bloc-а (это могут быть строковые ключи, числовые константы или значения enum-ов). На выходе есть некто, кто слушает эти сообщения и в зависимости от запрошенного события вызывает ваш Router, передавая ему свой контекст. Назовем эту сущность BlocContext. Ее основное назначение — помогать Bloc-у в тех операциях, которые он не может самостоятельно выполнить без контекста. К таким операциям относятся навигация между экранами и показ диалогов.
Проиллюстрируем взаимоотношения классов следующей диаграммой: Child (он же виджет) использует Bloc для подписки на потоки с данными и отправки сообщений Bloc-у. BlocContext использует Bloc для подписки на события навигации и показа диалогов. Сам же Bloc делает ровно то, что должен — инкапсулирует бизнес-логику, ничего не зная про UI, который его использует. Код BlocContext может выглядеть следующим образом: abstract class BlocContextBase { // обязательный к реализации метод void subscribe(T bloc, BuildContext context); // общие обработчики диалогов, которые могут пригодиться каждому bloc void showInfoAlert(BuildContext context, String message) { // ... } void showError(BuildContext context, String message) { // ... } void showProgressDialog(BuildContext context) { // ... } } Метод subscribe нам нужен для того, чтобы наш BlocContext мог подписаться на события, которые посылает связанный с ним Bloc. Зная, какое событие произошло, и имея при этом ссылку на BuildContext, мы всегда можем показать новый диалог или перейти на другой экран. Чтобы получить доступ к контексту, немного дополним реализацию BlocProvider из предыдущей статьи: class BlocProvider extends StatefulWidget { BlocProvider( {@required this.child, @required this.bloc, @required this.blocContext, Key key}) : super(key: key); final T bloc; final Widget child; final BlocContextBase blocContext; @override _BlocProviderState createState() => _BlocProviderState(); static T of(BuildContext context) { final Type type = _typeOf > (); final BlocProvider provider = context.ancestorWidgetOfExactType(type); return provider.bloc; } static Type _typeOf() => T; } class _BlocProviderState extends State> { @override void initState() { super.initState(); widget.blocContext.subscribe(widget.bloc, context); } @override void dispose() { widget.bloc.dispose(); super.dispose(); } @override Widget build(BuildContext context) { return widget.child; } } Рассмотрим внесенные изменения. В BlocProvider появился третий параметр — собственно BlocContext. Также появилась реализация метода initState. Поскольку BlocProvider является виджетом, у него есть BuildContext. Благодаря этому мы можем в методе initState вызвать subscribe BlocContext-а, передавая сам Bloc и контекст, взятый из BlocProvider. Подписка на события из Bloc-а должна происходить только в методе initState, и никак не в методе build. Последний изначально проектировался как метод без side-эффектов. Вы не можете контролировать, когда и кто его вызовет. Например, когда вы добавляете в навигационный стек новый экран через Navigator.push (...), то все виджеты в стеке автоматически перерисовываются. И если у вас где-то есть build, который завязан на подписку, или на загрузку данных, или нечто подобное, то ждите удивительных ошибок и увлекательного дебага. Реализуя конкретных наследников BlocContext, вы можете сами определить, как и на какие события вы будете подписываться, какие именно диалоги вы будете показывать и каким Router-ам переадресовывать навигацию. Заметим, что BlocContext должен сразу выполнять код, связанный с показом диалога/экрана. В его обязанности не входит проверять какие-либо условия, например, заполнение пользователем обязательных текстовых полей. Это часть бизнес-логики, которая относится к задачам Bloc-а. Он выполняет всю обработку, проверяет все условия, валидирует данные и только тогда посылает в поток событие на показ чего бы то ни было. Для иллюстрации вышесказанного возьмем код проекта из предыдущей статьи и дополним его. Сначала расширим базовый функционал Bloc-ов. Так как каждый Bloc теперь будет связан со своим контекстом, мы добавим отдельный поток, в который будут пробрасываться события навигации и показа диалогов. class BlocEvent { T type; Map parameters; BlocEvent({@required this.type, this.parameters}); } // Общий интерфейс для всех bloc-ов abstract class BlocBase { StreamController> _eventsController = StreamController>(); @protected Sink> get inEvents => _eventsController.sink; Stream> get outEvents => _eventsController.stream; void dispose() { _eventsController.close(); } } Сюда также добавляется новый параметризованный класс BlocEvent, хранящий тип события (для этого мы будем использовать перечисления) и словарь параметров. Объекты этого класса мы будем пробрасывать от Bloc-а к контексту. Перейдем к главному экрану. Немного изменим верстку: добавим туда текст, по нажатию на который будет открываться новый экран. Найдем в коде верстки виджет Column, где располагается основной контент, и поместим туда следующий элемент: InkWell( child: Text("Checkout next screen", style: TextStyle(color: Colors.blue)), onTap: () => bloc.onGoToNextScreenButton(), ) Также нам потребуется реализовать соответствующий метод. Обратите внимание: в отличие от предыдущей, в этой статье не используется реактивность для передачи событий на сторону Bloc-а. Перечисляемый тип MainBlocEvent теперь нужен для того, чтобы передавать события от Bloc-а к его контексту. Код в файле main_bloc.dart теперь выглядит следующим образом: import ’dart:async’; import ’package:simple_bloc_app/blocs/common/bloc_base.dart’; enum MainBlocEvent { // события навигации для bloc-а goToNextScreen } class MainBloc extends BlocBase< MainBlocEvent> { int _counter = 0; final StreamController _counterController = StreamController(); Sink get _inCounter => _counterController.sink; Stream get outCounter => _counterController.stream; MainBloc(); void onIncrementButton() { _handleIncrementCounterEvent(); } void onGoToNextScreenButton() { inEvents.add(BlocEvent(type: MainBlocEvent.goToNextScreen)); } @override void dispose() { // закрываем контроллер _counterController.close(); // не забываем вызвать метод суперкласса super.dispose(); } void _handleIncrementCounterEvent() { _inCounter.add(++_counter); } } Здесь мы изменили перечисление MainBlocEvent и добавили обработчик для перехода на следующий экран. Для простоты восприятия реализуем второй экран без какой-либо бизнес-логики. BlocProvider в этом случае нам также не потребуется, т. к. Bloc-а нет: class SecondScreen extends StatelessWidget { @override Widget build(BuildContext context) { return Scaffold( appBar: AppBar(title: Text("Second screen")), body: Center( child: Text("Some content will be there"), ), ); } } Для перехода нам понадобится соответствующий Router: class SecondScreenRouter { static void openModule(BuildContext context) { Navigator.push(context, MaterialPageRoute(builder: (BuildContext context) => SecondScreen())); } } Теперь реализуем MainBlocContext: class MainBlocContext extends BlocContextBase { @override void subscribe(MainBloc bloc, BuildContext context) { bloc.outEvents.listen((BlocEvent event) { switch (event.type) { case MainBlocEvent.goToNextScreen: SecondScreenRouter.openModule(context); break; default: assert(false, «Should never reach there»); break; } }); } } Итак, все готово. Осталось только внести завершающие штрихи в main.dart: class _MyHomePageState extends State { // кешируем ссылки на Bloc и его контекст // чтобы избежать их повторного создания и проблем с подпиской на потоки Bloc-а final MainBloc bloc = MainBloc(); final MainBlocContext blocContext = MainBlocContext(); @override Widget build(BuildContext context) { return BlocProvider( child: MainScreen(), bloc: bloc, blocContext: blocContext, ); } } Готово! Наш переход между экранами работает: Исходный код проекта можно найти здесь. Итак, чего мы сегодня добились? Таким образом, мы адаптировали идеи Clean Architecture к BLoC во Flutter и получили то разделение ответственностей, к которому стремились. А в следующей статье мы расскажем, как работать с платформенными сервисами вроде камеры, галереи или телефонной книги. Оригинал статьи размещён на сайте inostudio.com
Пример навигации между двумя экранами
Summary: полученный результат