Автоматизация стартапа: как начать бизнес правильно
При запуске бизнеса можно сразу выстраивать процессы в соответствии с IT-решениями, заложить основы прозрачности и контролируемости.
Делать на перспективу
У большинства людей есть привычка откладывать дела на потом, которая успешно перекочевывает и в бизнес. Руководитель думает примерно так:
«Сначала наработаем базу клиентов, начнем получать стабильную прибыль, а потом подумаем над автоматизацией. Тем более, что у нас пока мало сотрудников, и задачи несложные.»
Однако такое мышление заводит в ловушку. На старте развития проекта нужно быть гибкими, уметь подстраиваться под клиентов, быстро реагировать на внешние факторы. Чтобы ничего не упустить, необходимо выстроить четкую систему управления стартапом.
Автоматизированная система также понадобится для привлечения потенциальных инвесторов. Они охотнее вложатся в проект, где есть понятные и отработанные процессы.
Выгоды от автоматизации стартапа
Вот далеко не все преимущества автоматизации:
- Исключается путаница в процессах, потери данных и ошибки в расчетах.
- Снижаются расходы на обучение сотрудников, уменьшается время решения типовых задач.
- Эффективно планируется рабочее время и размер необходимых ресурсов.
- Руководитель концентрируется на решении стратегических задач. Благодаря автоматизированным отчетам, проще понять, какие направления требуют его личного вмешательства.
Как понять, что нужна автоматизация стартапа
Для этого обратите внимание на «тревожные сигналы», например:
- Менеджеры не успевают обрабатывать заявки.
- Теряются запросы от клиентов.
- Вовремя не отгружается товар со склада для доставки.
- Сложно определить эффективность работы компании.
- Между отделами происходит путаница. Одни говорят что отдали нужную информацию, а другие в ответ — «нам ничего не передавали».
- Непонятно, куда расходуется бюджет.
С развитием проекта подобные проблемы будут возникать чаще. Только представьте, сколько времени уйдет на разбор каждой ситуации и «охоту на ведьм». Клиенты начнут отказываться от ваших услуг или оставлять негативные отзывы. А это, в свою очередь, повлечет дополнительные затраты на пиар и маркетинг.
Какие процессы можно автоматизировать
Ответ прост: автоматизируйте все, что можно делать без участия человеческих рук. В первую очередь, начните с однотипных задач. Например, напоминания о встречах и задачах, создание заказов и выставление счетов.
Дальше рассмотрим основные пункты для автоматизации.
Продажи. Внедрение специальных систем поможет выстроить удобный сервис для взаимодействия с потребителями:
- Совершение звонков клиентам в указанное ими время.
- Быстрое формирование счетов с печатями и подписями.
- Прослушивание любых звонков менеджеров с покупателями.
- Отслеживание всех входящих и исходящих звонков.
- Легкое использование базы контактов для email-рассылки.
- Своевременное вмешательство в перспективную сделку.
- Выявление этапов, на которых теряются лиды.
Склад и учет товаров. Вы будете знать, сколько товаров имеется на складе или в точках продаж. Какие позиции необходимо дозаказать, а также видеть сроки поставок и т. д.
Нагрузка сотрудников. Сможете контролировать нагрузку на каждого сотрудника. А при необходимости, оптимизируете количество персонала.
Документооборот. Электронный документооборот сократит время поиска нужных данных и ускорит взаимодействие между отделами.
Финансовый и бухгалтерский отчет. По прозрачным отчетам проще разобраться, на что тратятся деньги стартапа. Также это поможет спланировать серьезные траты. Например, при выборе поставщика сырья.
Не обязательно автоматизировать все и сразу. Сначала возьмитесь за самые важные проблемы, решение которых позволит получить конкурентные преимущества.