Как противостоять убойной критике
Проблема
Работая над своими проектами (хорошими и не очень) мы всецело погружаемся в них, усиленно воплощая идеи в "камне", размышляя о ЦА, о темпах роста, поиске инвестиций. И не без сладкой улыбки размышляем о будущем успехе. Всё это круто. Всё это фантастически круто.
Пока не появляется прототип, MVP или еще какая-нибудь более-менее законченная форма вашего продукта. Тут вы с радостью, если еще не делали этого, начинаете показывать и рассказывать друзьям, знакомым, родственникам, коллегам, жюри на конкурсах и на венчурных тусовках для новых стартапов о вашем детище, о его перспективах, о том как это круто! Не всем везет на хорошую обратную связь, на восхваления и тому подобное, кому-то мир предлагает критику подобную купанию в проруби:
Представьте себе ушат ледяной воды, который выльют вам на голову не после бани, а просто так. Вот такое ощущение вызывает негативная, неконструктивная, завистливая или просто враждебная критика.
Для вас наверняка не секрет, что успех в любом начинании зависит не только от удачи и "крутых инвесторов", но и от вашей собственной личности: упорство, целеустремленность, энтузиазм, творческая струнка -- всё это в сумме даёт вам энергию для работы над вашим собственном проектом.
Но вас можно лишить энергии. В два счета. Всего несколькими словами. Достаточно дать ужасную оценку, которая моментально лишит энергии даже бывалых бойцов. Особенно увесистый удар могут нанести родственники или "авторитетные гуру" (потенциальные инвесторы и другие товарищи, околачивающиеся в инвест. фондах, мастадонты отрасли, конкуренты, просто неадекваты по жизни), а также любые другие люди, чьё мнение играет для вас роль.
Что делать?
Не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика, но..
Могу предложить несколько рецептов. Начнем с того, что ваша цель выйти из навязанного вам боя без потерь, с гордо поднятой головой, да с высокой внутренней энергией. Это проще, чем кажется:
Первый способ
Заключается в простом представлении вашего критикана в смешной ситуации: большая голова, маленькие ножки, внезапно полысел или порвались штаны на глазах у всей аудитории -- вплоть до самых нецензурных курьезов. Это же все вытворяет ваше воображение (не вы!), ничего противозаконного (да и кто эти законы устанавливает, то же мне авторитеты!)
Как только обидчик предстанет в такой ситуации его мнимый авторитет в ваших глазах упадет ниже "Бездны Челленджера" в Марианской впадине
"И шоб он сдох, **** казематная!" -- а вот так не надо. Моська не достойна вашей злости. Злость -- это энергия, точнее это костер, который сжигает вашу энергию. А палить топливо на костре -- все равно, что давать его Америке бесплатно, т.е. безумно глупо.
Обидные слова от такой уже несущественной, опозоренной Моськи жалят меньше комара. Цель достигнута: самообладание восстановлено, энергия сохранена, победа осталась за вами.
Способ второй
Магическая фраза: "И че?". Повторяешь на каждый обидный аргумент и вводишь критикана в бесконечный цикл:- -- Бла-бла
- -- И чё?
- -- Бла-бла-бла-бле
- -- И чё?
- ....
Возможно, этот способ не избавит вас от неприятного осадка (тогда примените ещё и способ первый), но и критикана опустит с его критиканского Олимпа до уровня ямы в асфальте, т.е. на землю.
Способ третий
Всегда есть возможность использовать критикана на благо своего проекта. Критики, особенно, если они происходят из вашей же профессиональной среды мнят себя очень умными и сверх-профессионалами своего дела. Возможно так и есть, хотя чаще наоборот. Но и из них можно выжать полезную информацию, которую упустили из виду сами.Вам потребуется самообладание. Вряд ли общение с критиком для вас приятно. Скорее оно жутко неприятно. А значит надо потерпеть. Ради чего? А вот потерпишь и узнаешь. А пока расскажу какой подход можно использовать:
Во-первых, необходимо попытаться положительное намерение в действиях критикана. Это значит рассмотреть его поведение под следующим углом: "Может быть он хочет этим мне помочь?", "Может быть он хочет за мой счет потешить свое самолюбие?", "Может быть он так доказывает окружающим свою важность?", "Может быть он знает что-то, что может мне помочь, но не может это правильно преподнести"?
Я привел несколько вопросов, задавая которые можно понять на кого положительное намерение направлено: на вас или на самого критикана? Если на него самого, то пожалейте себя и бегите от этого человека, предварительно замочив его первым и вторым способом противодействия критиканам =)
Если же вы осознали, что хоть какая-то доля в намерениях несет положительный заряд в вашу сторону, то тогда собирайте всю свою смекалку и волю в кулак и готовьтесь распутывать клубок. Похоже вам попался мерзко себя подающий, но позитивно к вам настроенный субъект.
Теперь ваша задача правильно задавать вопросы, выводить его на конкретные умозаключения, четко ограничивая полет его фантазии вашим проектом. Возможно вы удивитесь, но такой человек может внезапно стать мягким, пушистым и интересным собеседником, который внезапно выдаст вам несколько замечаний на миллиард.
Описанных способов хватит для того, чтобы нейтрализовать большинство помидоров и яиц, брошенных в вашу сторону другими людьми.
Всем добра и успеха от проекта kwimba.ru
p.s. Подписывайтесь на наш блог =) Будем делиться с вами мыслями по развитию продуктов.