Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
2 318 22 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как противостоять убойной критике

Или как не растерять самообладание и веру в свой проект при встрече с ядрёной критикой на грани фола.

Проблема

Работая над своими проектами (хорошими и не очень) мы всецело погружаемся в них, усиленно воплощая идеи в "камне", размышляя о ЦА, о темпах роста, поиске инвестиций. И не без сладкой улыбки размышляем о будущем успехе. Всё это круто. Всё это фантастически круто.

b_544eb16ebe365.jpg

Пока не появляется прототип, MVP или еще какая-нибудь более-менее законченная форма вашего продукта. Тут вы с радостью, если еще не делали этого, начинаете показывать и рассказывать друзьям, знакомым, родственникам, коллегам, жюри на конкурсах и на венчурных тусовках для новых стартапов о вашем детище, о его перспективах, о том как это круто! Не всем везет на хорошую обратную связь, на восхваления и тому подобное, кому-то мир предлагает критику подобную купанию в проруби:

b_544eb367cce89.jpg

Представьте себе ушат ледяной воды, который выльют вам на голову не после бани, а просто так. Вот такое ощущение вызывает негативная, неконструктивная, завистливая или просто враждебная критика.

Для вас наверняка не секрет, что успех в любом начинании зависит не только от удачи и "крутых инвесторов", но и от вашей собственной личности: упорство, целеустремленность, энтузиазм, творческая струнка -- всё это в сумме даёт вам энергию для работы над вашим собственном проектом.

Но вас можно лишить энергии. В два счета. Всего несколькими словами. Достаточно дать ужасную оценку, которая моментально лишит энергии даже бывалых бойцов. Особенно увесистый удар могут нанести родственники или "авторитетные гуру" (потенциальные инвесторы и другие товарищи, околачивающиеся в инвест. фондах, мастадонты отрасли, конкуренты, просто неадекваты по жизни), а также любые другие люди, чьё мнение играет для вас роль.

Что делать?

Не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика, но..

Могу предложить несколько рецептов. Начнем с того, что ваша цель выйти из навязанного вам боя без потерь, с гордо поднятой головой, да с высокой внутренней энергией. Это проще, чем кажется:

Первый способ

Заключается в простом представлении вашего критикана в смешной ситуации: большая голова, маленькие ножки, внезапно полысел или порвались штаны на глазах у всей аудитории -- вплоть до самых нецензурных курьезов. Это же все вытворяет ваше воображение (не вы!), ничего противозаконного (да и кто эти законы устанавливает, то же мне авторитеты!)

Как только обидчик предстанет в такой ситуации его мнимый авторитет в ваших глазах упадет ниже "Бездны Челленджера" в Марианской впадине

"И шоб он сдох, **** казематная!" -- а вот так не надо. Моська не достойна вашей злости. Злость -- это энергия, точнее это костер, который сжигает вашу энергию. А палить топливо на костре -- все равно, что давать его Америке бесплатно, т.е. безумно глупо.

Обидные слова от такой уже несущественной, опозоренной Моськи жалят меньше комара. Цель достигнута: самообладание восстановлено, энергия сохранена, победа осталась за вами.

Способ второй

Магическая фраза: "И че?". Повторяешь на каждый обидный аргумент и вводишь критикана в бесконечный цикл:
  • -- Бла-бла
  • -- И чё?
  • -- Бла-бла-бла-бле
  • -- И чё?
  • ....
И пусть он бьётся о вас, как о скалу, как та моль в шкафу под нафталином, как те штаны, что без резинки, о толстую ******у.

Возможно, этот способ не избавит вас от неприятного осадка (тогда примените ещё и способ первый), но и критикана опустит с его критиканского Олимпа до уровня ямы в асфальте, т.е. на землю.

Способ третий

Всегда есть возможность использовать критикана на благо своего проекта. Критики, особенно, если они происходят из вашей же профессиональной среды мнят себя очень умными и сверх-профессионалами своего дела. Возможно так и есть, хотя чаще наоборот. Но и из них можно выжать полезную информацию, которую упустили из виду сами.

Вам потребуется самообладание. Вряд ли общение с критиком для вас приятно. Скорее оно жутко неприятно. А значит надо потерпеть. Ради чего? А вот потерпишь и узнаешь. А пока расскажу какой подход можно использовать:

Во-первых, необходимо попытаться положительное намерение в действиях критикана. Это значит рассмотреть его поведение под следующим углом: "Может быть он хочет этим мне помочь?", "Может быть он хочет за мой счет потешить свое самолюбие?", "Может быть он так доказывает окружающим свою важность?", "Может быть он знает что-то, что может мне помочь, но не может это правильно преподнести"?

Я привел несколько вопросов, задавая которые можно понять на кого положительное намерение направлено: на вас или на самого критикана? Если на него самого, то пожалейте себя и бегите от этого человека, предварительно замочив его первым и вторым способом противодействия критиканам =)

Если же вы осознали, что хоть какая-то доля в намерениях несет положительный заряд в вашу сторону, то тогда собирайте всю свою смекалку и волю в кулак и готовьтесь распутывать клубок. Похоже вам попался мерзко себя подающий, но позитивно к вам настроенный субъект.

Теперь ваша задача правильно задавать вопросы, выводить его на конкретные умозаключения, четко ограничивая полет его фантазии вашим проектом. Возможно вы удивитесь, но такой человек может внезапно стать мягким, пушистым и интересным собеседником, который внезапно выдаст вам несколько замечаний на миллиард.

Описанных способов хватит для того, чтобы нейтрализовать большинство помидоров и яиц, брошенных в вашу сторону другими людьми.

Всем добра и успеха от проекта kwimba.ru

p.s. Подписывайтесь на наш блог =) Будем делиться с вами мыслями по развитию продуктов.

+10
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
KitCode
Научиться программировать? Это просто!
Игнат Смирнов
А еще можно просто слать всех нах*й и продолжать работать :)
Ответить
Владимир Донец
Это как раз второй способ =) Минус его в том, что можно пропустить действительно дельное замечание.
Ответить
Crowdhunters
Консалтинг и дизайн для краудфандинговых проектов
Yuri Lisov
Ага, вот недавно этот вопрос затронул в своем посте. И продолжая мысль Игната, добавлю - пока критики критикуют, вы работаете над проектом. Как говорил мой папа, пиздобольство - не признак ума.
Ответить
Владимир Донец
Жало критики как жало у осы -- стоит выдернуть его у критика и он моментально сдувается =)
Ответить
novstroj.ru
Сервис подбора жилья в новостройках города
Alena 10562
Когда чел критикует он хочет улучшить что-то. Он тратит время на то чтобы подумать о чужом левом проекте, еще и что-то подсказать. Так что критика - это всегда хорошо! Это бесплатный аудит практически. Мало кто говорит ерунду просто так, обычно в этом есть рациональное зерно. Глаз замыливается в любом случае.
Ответить
Владимир Донец
Ерунду говорят часто, ее просто надо уметь фильтровать. Золото тоже не на поверхности валяется) В остальном соглашусь.
Ответить
novstroj.ru
Сервис подбора жилья в новостройках города
Alena 10562
Ерунда это да-а, бывает. Тогда включать "И че?" ))))))))
Ответить
Владимир Донец
Пример как раз ниже =)
Ответить
Merku.ru
SaaS решение для маркетологов
Kirill Malev
Статья ниочём, какая-то пустая, глупая и не содержит никакой полезной информации.

Лучше бы работали, вместо того, чтобы её писать.
Ответить
Владимир Донец
Взаимно! Ваше увесистое мнение принято к сведению, но лучше так:"и че?" =)
Ответить
Олег 10909
Нужно тоже знать когда отвечать «И че?». И разумно ли это вообще?
Ответить
Владимир Донец
Спасибо за очевидный вывод!
Ответить
DEZARMUS
Оценка проектов для дизайнеров-фрилансеров. CRM для дизайнеров
Евгений Еликов
Изначально не верно )))
Критике не надо противостоять, её нужно принимать.
У вас есть уникальная возможность проверить проект и получить реальную ОС. При условии конечно, что вы показали хоть примерно своей ЦА.
Крайне важно вынести из критики конструктив и применить его!
Ответить
Владимир Донец
Правильно, когда речь о конструктивной =) Всегда ли она такая? Чаще "нет", чем "да". И уметь правильно сохранить свой внутренний баланс и парировать -- это тоже навык, который нужен всем без исключения. Если мне кто-то скажет, что его невозможно задеть, раскачать, вывести из равновесия -- не поверю=) Врет.
Ответить
DEZARMUS
Оценка проектов для дизайнеров-фрилансеров. CRM для дизайнеров
Евгений Еликов
Любая информация чаще всего не имеет к человеку отношения на 100%.
Поэтому со временем начинаешь автоматом отсеивать то, что не относится к тебе. Исходя из собственных убеждений и целей ))
Ответить
Владимир Донец
А это уже умение)
Ответить
Foreseer
Data Mining для вашего бизнеса
Ван Гугенхайм
Критика это критика, а ушат помоев от некомпетентных людей это трата времени.

Во первых нет смысла показывать и рассказывать о проекте тем людям, которые заведомо не могут его оценить, то есть не являются ни ЦА ни коллегами ни инвесторами итд.

Услышав критику, именно критику, очень многие стартаперы встают в шипы "как это рынок перенасыщен! как это мне 100к рублей для быстрого старта не хватит! как это страус не взлетит!" и с этими шипами оставаясь в собственной невежественности уходят так и не прислушавшись к критике, ну и как правило закрывают проект с обидой на весь мир, который недорос чтобы понять. Такими экземплярами тоже не надо быть.

Главное в общении с людьми, научится отделять конструктивное от блаблабла. Первое содержит настоящие факты, аргументированно, профессионально и никогда не изничтожающе.
Второе, это пацанские сленги, едкости, вонь с первых слов и жалкие попытки самоутверждения в псевдокритике аля "обосру эпл в комментах, покажу крутость".

Ответить
ivanovtony.ru
Мой персональный блог
Love42 Club
Сервис для создания свадебных сайтов
Егор Милюков
Мне кажется есть еще один хороший способ. Попытаться выжать из критикана полезную для себя информацию, вежливо и без оправданий. Даже из явно безосновательной критики. Как минимум это заставит критикана молчать, как максимум вы получите полезную ОС.

Пример.
Критик: Ваш сайт фуфло, вы не умеете общаться с пользователем. Вон из профессии.
Ответ: Критик, спасибо за отзыв. Не могли бы вы подробнее рассказать, что вас смутило в нашем сайте? Вы очень поможете нам избежать ошибок в будущем.

Человек критикующий просто чтобы критиковать, не станет развивать тему и просто уйдет. А человек действительно имеющий мнение как должно быть на его взгляд расскажет вам много интересного.
Ответить
GML
Сервис организации ваших интернет линков
GM2mars 10790
Соглашусь, хороший ответ. Я бы ещё уточнил адрес критика, чтоб подъехать и "детально обсудить" недостатки о которых он упомянул )

Ответить
Miroslav Tsarev
Разработка сайтов с гарантией качества, сроков и без нервов (команда)
Miroslav Tsarev
Все эти советы для слабонервных. Выше Егор написал разумный подход, я так же это поддерживаю, еще хотелось бы его дополнить.
Критику можно во все игнорировать, только не в двух случаях:

Первый. Это если критика идет со стороны хорошего специалиста в вашем деле или хотя бы, от человека который понимает больше вас самих.

Второй. Если критика идет от человека который в этом мало что понимает, но он очень даже подходит под ту ЦА, для которой вы что-то разрабатываете. Все слова воспринимать всерьез конечно не стоит, а вот прислушаться, лишним не будет.

Ну а конструктивная критика, на мой взгляд это всегда хорошо
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.