Главное Свежее Вакансии Образование
7 536 9 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

5 мифов об авторских правах в интернете

Можно ли использовать любые материалы, если корректно указать ссылку на источник? Отвечаем на этот и другие вопросы об авторском праве в интернете!

b_57592d11e0ce2.jpg

Миф № 1. Можно использовать любые материалы, если корректно указать ссылку на источник

Как говорят: Мы не присваиваем заслуги других авторов, а просто агрегируем различные публикации. Если мы берем материалы из открытого доступа и указываем имя автора, значит, ничего не нарушаем.

Как на самом деле: Распространено мнение, что любой контент, выложенный в свободный доступ, можно копировать безвозмездно и без разрешения, если указать имя автора и источник. Это действительно звучит логично и хочется верить, что в будущем так и будет. Но пока же, к сожалению, это правило действует только к цитатам, а при копировании в большом объеме или целиком правило не действует. Отсутствие запрета не считается согласием или разрешением.

Если автор в прямой форме не согласился на копирование своего материала, то его использование будет незаконным и влечет ответственность.

Где это написано: абз. 2 п.1 ст. 1229 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

Как сделать правильно: Нужно запросить разрешение у автора, если он его не дал в явном виде при публикации своего материала. При условии указания имени автора и источника публикации, как правило, все авторы согласны на копирование своих материалов.

Если выйти на связь с автором не удается, а использовать материал очень хочется, то включите в правила пользования сайтом раздел об урегулировании споров с авторами. В этом разделе провозгласите свою добросовестность, приверженность принципам авторского права и готовность убрать материал по первому обращению автора. С большой вероятностью это позволит вам избежать иска.

Миф № 2. Права на контент в соцсети нельзя защитить

Как говорят: Мы ведем аккаунт компании в соцсети и вдруг обнаруживаем, что наш собственный материал публикуется в аккаунте конкурента. Естественно, в Гражданском кодексе такого результата интеллектуальной деятельности как аккаунт в соцсети нет. Поэтому защититься невозможно

Как самом деле: Аккаунт в социальной сети можно рассматривать как минимум с точки зрения трех объектов интеллектуальной собственности — сложный объект, составное произведение и база данных. Следовательно, защита возможна.

Где это написано: пп.3 п.1 ст.1228, ст.1240, п.2 ст.1260 ГК РФ

Как сделать правильно: Аккаунт в соцсети можно защищать как прямо поименованный в законе результат интеллектуальной деятельности (РИД) — сложный объект, составное произведение и база данных. Варианты оформления прав и условия охраноспособности для страницы в соцсети можно посмотреть более подробно в специальной статье Журнал Суда по интеллектуальным правам http://ipcmagazine.ru/legal-issues/the-legal-nature-of-a-social-network-page

Миф № 3. Права на созданный работником контент автоматически переходят к работодателю

Как говорят: Мы платим сотруднику зарплату и в трудовой договор включили „хитрый“ пункт, что все созданное работником поступает в собственность компании. Это стопроцентная гарантия того, что все созданное работником — наша интеллектуальная собственность.

Как на самом деле: То, что результаты деятельности работников автоматически становятся интеллектуальной собственностью работодателя — самый распространенный и, пожалуй, самый вредный миф. Этот вопрос разжигает больше всего споров.

Автором результатов интеллектуальной деятельности всегда является физическое лицо и первоначально права возникают у автора. Компания не может творить сама. Это может делать только человек или коллектив авторов.

Где это написано: п.1 и п.3 ст.1228 ГК РФ

По российскому праву, в отличие от законодательства США, компания не может стать первоначальным владельцем авторских прав просто на основании закона. В США права на созданные сотрудниками материалы становятся собственностью компании («эхо рабовладельческого строя»).

В отечественном правопорядке так не происходит — к сожалению или к счастью.

Как сделать правильно: Чтобы оформить права на программное обеспечение, компания должна иметь документы, которые подтверждают основания перехода прав от собственных работников.

Для этого недостаточно заключить стандартный трудовой договор и прописать в нем всем известный «хитрый» пункт.

Для получения прав от сотрудника необходимо для каждого результата деятельности готовить следующие документы:

1) грамотный трудовой договор, в котором предусмотрены дополнительные обязанности работника по осуществлению интеллектуальной деятельности;

2) формализованный документ, в соответствии с которым можно идентифицировать каждый служебный результат интеллектуальной деятельности (к примеру, спецификация РИД);

3) служебное задание, по итогам выполнения которого должен быть получен результат;

4) акт о передаче результата от работника работодателю;

5) соглашение о выплате авторского вознаграждения, которое в противоречии с еще одним распространенным мифом никогда не «поглощается» заработной платой.

С таким списком процесс захочется пустить на самотек. Хотя бумаг и бюрократии действительно немало, помните о двух вещах:

  • во-первых, все-таки это ваша интеллектуальная собственность — возможно, самый ценный, а возможно и единственный актив, который есть в вашем проекте;
  • во-вторых, бюрократию можно автоматизировать и полностью перевести в электронный формат — для этого существуют программные решения.

Миф № 4. Надо всегда спрашивать разрешение автора при копировании материалов

Как говорят: Мы свято чтим авторское право, поэтому спрашиваем разрешение на копирование материалов у всех авторов.

Как на самом деле: Спрашивать всех и всегда совсем не обязательно. Закон предусматривает множество исключений, в которых запрашивать разрешение у автора не надо.

Где это написано: ст. 1273-1280 ГК РФ.

В частности, без согласия автора допускается цитирование в научных, полемических, критических или информационных целях. Отрывки из чужих произведений правомерно публиковать в том объеме, который оправдан целью цитирования. Можно приводить отрывки из газетных и журнальных статей — в форме обзоров печати.

Как сделать правильно: Изучите полный список исключений, когда можно и когда нельзя использовать произведения автора без его согласия. Возможно, в вашем случае эти исключения имеют значение. Воспользовавшись ограничениями закона, вы сэкономите время (на переговоры с авторами) и деньги (на выплату авторских вознаграждений).

К примеру, такой объект авторских прав как песни, почти никогда не требует получения согласия правообладателей на использование. Достаточно просто выплатить авторское вознаграждение через Российское авторское общество (см. ст. ст. 1243, 1326 ГК РФ).

Миф № 5. Автор всегда может потребовать компенсацию за использование его материалов

Как говорят: Если контент маркирован копирайтом (©), за его использование всегда нужно выплачивать вознаграждение автору.

Как на самом деле: Во-первых, для бесплатного использования произведений существуют исключения (см. предыдущий пункт). Во-вторых, далеко не весь контент охраняется авторским правом. Например, рекламные тексты, телепрограммы, прогнозы погоды, безусловно, являются результатами интеллектуальной деятельности. Но они имеют мало шансов получить защиту в суде, поскольку не являются результатами творческой деятельности.

Где это написано: ст. ст. 1273-1280 ГК РФ (исключения), п.1 ст.1228 ГК РФ (обязательный творческий характер деятельности по созданию произведений).

Как сделать правильно: Критически оценивайте каждый материал, который хотите использовать. Если есть сомнения, лучше посмотреть судебную практику и проверить, получают ли аналогичные объекты интеллектуальной собственности защиту в суде.

Практика показывает, что авторские права могут быть мощным инструментом для извлечения дохода. Не зря интеллектуальную собственность иногда называют нефтью XXI века. Поэтому обращаться с ней нужно осторожно.

Интеллектуальная собственность — это не юридическая абстракция. Это реальный инструмент для легализации собственных доходов от использования контента. Поэтому пользоваться этим инструментом нужно с умом — как для наращивания собственных возможностей по увеличению прибыли, так и во избежание ответственности за нарушение прав третьих лиц.

Оставить заявку юристу

Еще больше полезных материалов

+8
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Иван 40667
Хороший материал!
Но лучше полноценная статья с пояснениями:
- хостер имеет право удалить сайт только по решению суда.
- сначала письмо владельцу сайту с просьбой удалить контент. Если не ответили, официальное письмо. И если на него не ответили, уже в суд.

Курим также:
- ГК РФ ч. 4 гл. 69,70 ст. 1225, 1226, 1256,
- В ГК РФ ч.4 гл.70 ст. 1259 п. 2
- ГК РФ ч. 4 гл. 70 ст. 1268
- ГК РФ ч.4 гл. 70 ст. 1259 п. 6
- ГК РФ ч.4 гл. 69 ст. 1253
- ГК РФ ч. 4 гл.70 ст. 1257
- УК РФ раздел 7 ч. 19 ст. 146 п. 1
Ответить
Start Fellows
Программа ВКонтакте по поддержке стартапов
Legal Space
Решение юридических вопросов online.
Anton 42450
Сегодня на одном известном сайте широко обсуждается тема нарушения авторских прав, автору сайта о Формуле 1 прилетел иск на 5 млн рублей от Мачт ТВ за размещение то ли записей, то ли прямого эфира. Автор удалил контент сразу по требованию, но это не спасло от иска. В итоге присудили выплатить 700 тыс.
Ответить
Karla Castillo
700 тыс. чего? Рублей?
Ответить
Yulia Kucheruk
Полезная статья, спасибо!
Ответить
AgriChain
AgriChain - комплексная онлайн система IT-решений для управления агробизнесом
Панченко Андрей
Очень полезная статья.
Ответить
Алексей Добролюбов
У нас был случай, когда мы на свой сайт поместили логотип интернет-издания, которое про нас написало статью. В раздел "СМИ о нас".
Так вот прибежал представитель этого интернет-издания и грозил исками в суд за незаконное размещение их логотипа.
После консультаций с юристом, во избежании споров, решили все-таки убрать логотип (заменили просто на название издания, без лого), но вопрос так и остался не до конца ясным: имели мы право на размещение или нет. Грозил ли нам реальный иск или нет.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.