Главное Свежее Вакансии Образование
1 912 14 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Эксперимент: действительно ли все разбираются в дизайне

Мнение о дизайне есть у каждого. «Это плохой лого». «Это хороший лого». «Этот дизайн столько не стоит». Таких комментариев полно под любой новостью о дизайне. Как люди, которые не являются профессионалами, могут так легко делать выводы по одному взгляду? Я решил провести небольшой эксперимент, чтобы проверить, действительно ли все так хорошо разбираются в дизайне, как им кажется.

Опрос: почему логотип Polska Moto такой успешный?

b_59bfeac629cae.jpg

Чтобы понять, действительно ли люди могут сделать правильные выводы, глядя на дизайн, мы создали опрос. Мы попросили наших подписчиков описать впечатление от неизвестного в России логотипа «Polska Moto».

b_59bfeac6810e0.jpg

Эта компания, вопреки ожиданиям, невероятно быстро заняла лидирующие позиции на рынке мототехники. Их логотип в Польше можно увидеть в каждом мотосалоне:

b_59bfeac6b4790.jpg

Как это ни удивительно, большинство действительно поняло, почему компания с таким логотипом пришла к успеху. В их ответах я прочел много лестных слов об удачном сочетании форм и цветов, например:

«Яркие цвета и простые формы обеспечили легкость восприятия и просмотра логотипа, округлость притянула взгляд и внимание своей совершенной, без изъянов и излишеств формой. Просто, увлекательно и с намеком на совершенство». [М, 17, маркетолог-программист]

Это очень приятно, особенно если учесть, что этот логотип сделал лично я за пару минут. А ведь я даже не дизайнер! Тем не менее 57% опрошенных связали успех моей вымышленной фирмы «Polska Moto» именно с логотипом. Они искали причины в сочетании цветов, похожести на Майкрософт, простоте и нестандартности:

«Возможно, повлияла идея гармоничного сочетания разных элементов — четырех основных цветов, круга и квадрата, при этом логотип остался мягким и скругленным, глаз ни за что не цепляется». [Ж, 23, интернет-маркетинг]

Почему логотип Polska Moto такой провальный?

Возможно, я действительно сделал очень хороший логотип и все эти мнения объективные? Чтобы это проверить, я разделил опрашиваемых на две группы по сто человек с помощью сервиса «Qualtrics». Первой группе я показал свой логотип Polska Moto с историей успеха, а другой группе тот же самый лого, но с противоположной легендой:

b_59bfeac6ee7e3.jpg

В этой группе целых 78% стали искать причины провала в логотипе. Кого-то смущало расположение текста, кто-то был уверен, что дело в квадрате, но большинство предположили, что дело в «несоответствии логотипа и сферы деятельности». Хотя наши постоянные читатели знают, что это распространенный миф.

Как отличить хороший дизайн от плохого: мнение опрашиваемых

b_59bfeac744200.jpg

В опросе была возможность написать «я не разбираюсь в дизайне», но ей воспользовалось всего несколько человек. Большинство аргументировало свою позицию, причем в одних и тех же особенностях логотипа одни видели причины успеха, другие — провала.

Обе группы заметили схожесть с Microsoft. Хорошо это или плохо?

Конечно, плохо:

«Логотип не отражает сущности компании, он безлик и похож на сотни других. Первая ассоциация с ним - Microsoft, а не мотоиндустрия«. [Ж, 26, фрилансер]
«Цвета логотипа слишком заезжены. Вызывают сильную ассоциацию с Microsoft или Google». [М, 18 лет, —]

...или все-таки хорошо?

«Минималистичность, геометрия, цветовая гамма соответствует корпорации Майкрософт, что изначально внушает уверенность». [Ж, 17, маркетолог]
«Ассоциация с Windows / Google (цвета и геометрия)». [Ж, 22, юрист ]

Группы по-разному восприняли факт «несоответствия сфере»:

«Скучный лого, никак не намекают на связь с мотопроизводством. Цвета не соответствуют специализации (слишком ярко). Не понятно чем занимается компания. Это скорее похоже на сферу развлечений». [Ж, 23, графический дизайнер]
«Яркий логотип, не построенный на стереотипных идеях о мотоциклах. При этом внешне создаётся вид престижного и важного бренда». [М, 24, дизайнер-фрилансер]
«...логотип не заезженный и не похож на другие логотипы производителей авто-механики или авто». [Ж, 16, программист]

Мнения разошлись и насчет цветовой гаммы логотипа:

«Слишком несерьёзно выглядит сочетание цветов». [М, 22, —]
«Я считаю, что все детали помешали успеху компании. Форма и цвета больше подходят логотипу цирка». [Ж, 30, дизайн]
«Логотип напоминает калейдоскоп и вызывает этим приятные воспоминая из детства. Этим располагает к себе». [Ж, 30, техник строитель / домохозяйка]
«Простота логотипа и его броскость (яркость) легко запоминались пользователями и угадывались». [М, 25, инженер-программист]

На удивление, множество разногласий вызвал квадрат по центру логотипа. Группа с «разорившейся компанией» видела проблему именно в нем:

«...Меня крайне смущает квадрат в центре». [Ж, 24, дизайн]
«Мне кажется, этот контур квадрата здесь абсолютно лишний…» [Ж, 19, студент издательского дела]
«Из-за квадрата.» [Ж, 32, дизайн]

Однако группа с «успешной компанией» нашла в квадрате глубинный смысл:

«В интернете ходит картинка с тремя кругами: дорого, долго, качественно. И на пересечении их результат. Я думаю в квадрате они тоже выделили что у них все и сразу :)» [М, 21, разработчик]
«…4 стихии мира (кружок — сам логотип) и многогранность этого мира, так как внутри квадрат. Для мототехники это важно». [Ж, 21, логист и переводчик]

Опрашиваемые даже не смогли определиться, простой это логотип или сложный:

«...он визуально сложный». [М, 24, Веб]
«Перегруженность деталями и цветами». [М, 20, студент-программист]
«Лого создан на основе простых форм и цветов». [Ж, 25, дизайнер полиграфии]
«Простой, яркий, запоминающийся логотип». [Ж, 23, педагог]

Какой ответ правильный?

b_59bfeac7851d6.jpg

Понятно – большинство увидело то, что захотело увидеть. Кто-то понял, что логотип не настоящий и потроллил нас в ответ. Но хочется узнать отгадку — хороший это дизайн или плохой? Стала бы компания с таким лого успешной или нет?

Четверть всех опрошенных ответила, что связи между дизайном и развитием компании вообще нет. Может быть это и есть правильный ответ?

На самом деле, в нашем вопросе не больше смысла, чем в: «Почему компания с такой техподдержкой стала успешной?». Или: «Почему компания с таким руководителем отдела снабжения разорилась?». Тут нужна куча уточняющих вопросов: «А насколько большую роль играла техподдержка?», «А как шли дела у отдела снабжения?». И только с помощью массы дополнительной информации можно сделать не то что выводы, а просто скромные предположения.

Вернемся к дизайну: команда Логомашины сделала сотни логотипов для самых разных компаний. Мы видели, как проекты становятся известными или пропадают без следа. Но ни мы, и никто другой не скажет вам, как связан дизайн логотипа и успех фирмы. Что бы изменилось, если бы на логотипе Эппл яблоко было не надкусано? Никто не знает. А если бы Эппл оставила свой старый логотип? Все бы изменилось, но никто не скажет, как именно.

b_59bfeac7de56d.jpg

Логотип — важная часть айдентики. Айдентика напрямую связана с брендингом. Но есть фирмы, которые достигли успеха, вообще не строя бренд. А есть бренды, которые привлекают клиентов своим дизайном, выделяются среди конкурентов и продают товар в разы дороже. Делать упор на брендинг и дизайн — вопрос стратегии. Для одних фирм это бесполезно, для других — ключ к успеху. А для большинства это просто большой плюс, как качественный сайт или солидный офис в центре.

Поэтому правильный, с нашей точки зрения, ответ: «Никто на свете не знает, какую роль в успехе или провале этой фирмы сыграл дизайн логотипа».

Выводы

b_59bfeac820fa4.jpg

В дизайне очень мало объективного. Если бы мы спросили: «Почему эта программа не работает?», — большинство бы честно сказало: «Я не знаю, я не программист». А разработчики бы открыли код и нашли ошибку, если она есть.

Но когда мы спрашиваем: «Почему этот дизайн не работает?», — мнение есть у каждого. И на это мнение очень легко повлиять.

Поэтому все фокус-группы и опросы «Как вам мой логотип?» не состоятельны — люди с умным видом рассуждают о том, в чем вообще никто не разбирается. Одни и те же признаки можно трактовать двояко — перед вами простой и запоминающийся логотип или просто примитивный?

Можно только сказать «мне лого нравится» или «не нравится». Но даже тут на впечатление очень легко повлиять — на публичных презентациях дизайна коллеги чаще всего косятся на начальника и поддакивают ему. А иногда и начальник ждет «подсказки» от коллег, потому что не понимает, что перед ним — качественный дизайн или низкосортный клипарт. Тогда первое озвученное мнение задает тон.

Простой пример — клиент разочаровался в логотипе, потому что, цитата: «Показал всем знакомым, никому не понравилось». Все бы ничего, но он показывал дизайн со словами: «Мне какое-то говно нарисовали, что думаешь?». Вывод из всей истории простой: большая часть мнений о хорошем и плохом дизайне основаны только на субъективных ощущениях. А ощущения создаются не только из чувства вкуса и предрассудков, но и из «эффекта ореола» — мнения окружающих и других факторов.

Поэтому каждый раз, когда вы видите комментарии про «этот логотип столько не стоит» или «раньше было лучше», знайте — перед вами дилетанты. Профессионалы молчат, потому что знают, что они в этом не разбираются.

Если хотите поучаствовать в наших экспериментах, посмотреть трансляции из офиса и узнать что-то новое — подпишитесь на Логомашину в ВК. И, как всегда, удачи вам и вашим проектам!

Эксперимент провел Данила Баранов, контент-менеджер Логомашины.

logomachine.ru — если нужен дизайн

+9
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Advcont
Рекламный контент
Денис Кулиш
Мне кажется, логотипу Polska Moto заказан рестайлинг, с первых минут своей жизни)
Ответить
PINGU.RU
Магазин домашнего уюта PINGU.RU
Владимир Дмитриев
"Четверть всех опрошенных ответила, что связи между дизайном и развитием компании вообще нет."
Согласен. И вообще лого никогда не влияет на продвижение. Оно откладывается в памяти вслед за популярностью. Ищите причину в другом.
Ответить
Логомашина
Логотипы из Петербурга для всего мира
Роман Горбачёв
Эппл бы стала такой же культовой компанией и не меняя лого?
Я так не думаю
Ответить
Skillberg
Образовательный проект. На данный момент обучаем разработке под Android.
Artem Smirnov
Мне кажется, тут причина со следствием перепутаны :)
Хорошее лого появилось благодаря хорошей команде (которая и привела компанию к успеху), а не наоборот.
Ответить
PINGU.RU
Магазин домашнего уюта PINGU.RU
Владимир Дмитриев
Думаете она стала культовой из-за огрызка яблока?
Ответить
Логомашина
Логотипы из Петербурга для всего мира
Роман Горбачёв
Это как спросить: «Думаете, машина поехала, потому что у нее были колеса?».
Нет, но без колес она бы не поехала.

Так и Эппл с другим логотипом «приехала» бы не туда.
Ответить
PINGU.RU
Магазин домашнего уюта PINGU.RU
Владимир Дмитриев
Тонкая тема для дискуссии.
Мне кажется первичные причины такие: передовые технологии, прекрасное качество, выверенное удобство, агрессивный маркетинг, хоризма Стива. И только потом уже, возможно, логотип. Его бы покупали даже, если б вместо яблока был кактус. И вообще начало успеха эппл - это первый PC.
Ответить
PINGU.RU
Магазин домашнего уюта PINGU.RU
Владимир Дмитриев
Роман, я не спорю. Логотип в купе с бренбуком крайне важен для репутации компаний. Но покупателя в перую очередь интересует сам товар. А логотип - это ассоциация с брендом (если уровень компании позволяет так называть)
Ответить
Вячеслав Гавриленков
LOL! разве не?
Эпл и так ехал не туда и был на грани разорения и уже с новым логотипом! Самый первый лого продержался год. А вот новое ЛГБТ яблоко конечно же явились колесами и машина корпорации поехала! врум врум..=)) красиво вы про машину аллегорию влепили но не в кассу. Так как машина эта заглохла и только второе пришествие Джобса спасло от разорения компанию.. 20 лет они как то жили с яблоком и расцвет был и падения. Путь туда или не туда выбирает не логотип а тот кто рулит.
Ответить
ZABOT24
Бесплатный сервис для автоматизации онлайн – записи
Осипов Павел
Почему ЛГБТ яблоко? Если задача радужного лого стояло не в пропаганде ЛГБТ, а просто выделится среди конкурентов. У всех тогда были черные лого, а Apple решила заявить и выделится: "Вау, посмотрите мы дружелюбные и делаем цветные мониторы."
Зачем искать тайный смысл там где его нет?
Ответить
Andrey Morin
Классно, получил удовольствие от прочитанного.
Ответить
Anton Taybinov
Дьявол в деталях.
Ответить
Cimpie
Organize and manage your team, projects, and processes with Cimpie.
Александр Мазько
Данила, спасибо за эксперимент, было интересно.
Ответить
ZABOT24
Бесплатный сервис для автоматизации онлайн – записи
Осипов Павел
Лого машина Вы красавчики ) Правильно обозначили проблему, что большинство вообще ничего не понимает в дизайне. Как правило дизайн для большинства как понятие, это сделать красиво. Вот я ничего не понимаю в логотипах мы одно время тоже думали сделать ЛОГОТИПИЩЕ нашей молодой компании, но поняли что это чушь. Логотип ничего не определяет. Если у Вас молодая компания то разработка логотипа, это пустая трата времени и денег. Всем плевать какой у Вас логотип, если Ваш продукт гавно
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.