Главное Свежее Вакансии Образование
Выбор редакции:
2 295 11 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как «ошибка выжившего» мешает делать выводы в контент-маркетинге и smm

​​Впервые о «систематической ошибке выжившего» я услышал на примере с дельфинами. Все знают, что иногда они выносят на берег потерпевших кораблекрушение. Какие молодцы!

На самом деле дельфины просто любят толкать предметы носом, и никому не известно, как много утопающих они затолкали еще глубже в океан, а не к берегу. Мы знаем только примеры чудесного спасения, потому что жертвы дельфинов нам уже ничего не расскажут.

В этом и заключается «ошибка выжившего» — из-за того, что нам доступна только часть информации, мы делаем неправильные выводы.

Во время Второй Мировой этот феномен мог стоить жизни тысячам солдат. Дело в том, что у бомбардировщиков США, вернувшихся с задания, чаще всего были прострелены крылья и хвост. Эти части планировалось укреплять броней, чтобы как можно больше самолетов возвращалось на базу.

Так бы и поступили, если бы не вмешался математик и статистик Абрахам Вальд, понимавший феномен «ошибки выжившего». Он указал на то, что простреленные части самолета — это не его слабые места, как кажется на первый взгляд, а сильные. С этими повреждениями самолет может вернуться на базу.

А у тех самолетов, которые были сбиты, видимо, пострадали другие части — их и надо укреплять. Позже, когда появилась возможность проанализировать сбитые самолеты, эта гипотеза подтвердилась. Абрахам Вальд помог избежать фатальной ошибки, основанной на неполных данных.

При чем тут маркетинг

В контент-маркетинге и smm такая ошибка встречается регулярно. Например, недавно мы опубликовали на Пикабу статью про «теорию ограничений». Под ней 144 комментария, из которых около половины — это разного рода претензии к статье.

Многим не понравился основной пример с трубами (он и правда не самый удачный). Комментаторы писали: «Человек не знает, что такое потери на трение и гидравлические сопротивления». Другие жаловались, что это неподходящая статья для развлекательного сайта. Третьи обвиняли нас в поверхностных рассуждениях.

Если почитать комментарии, будет ясно, что статью встретили, мягко говоря, прохладно. Но кроме комментариев на Пикабу, в отличие от многих других сайтов, есть шкала «лайк-дизлайк». Судя по комментариям, под этой статьей оценки должны делиться 50 на 50:

ww8_baf7end81muxxep3j_lmtmq.png

Но на самом деле она выглядит вот так:

acktuvxwootdit0wcnll8k6eiqq.png

Это не просто успешный пост, а невероятно успешный. Больше тысячи человек оценили статью положительно. Если бы шкалы не было, мы бы решили, что статья «не зашла». Оказалось — ровно наоборот.

Интуитивно кажется, что комментаторы представляют собой хорошую выборку всех, кто прочитал статью. И если половина из них недовольна, значит и половина прочитавших поставит «дизлайк».

На самом деле комментаторы — это те самые «выжившие». Это совсем не случайная выборка, а конкретные люди, которые не поленились пойти в комментарии и что-то написать. Грубо говоря, можно представить, что каждый поставивший дислайк пошел в комментарии, чтобы высказать недовольство. А из поставивших «лайк» пошли писать комментарии процентов десять.

Нам повезло, что на этом сайте есть шкала. Конечно, мы можем попасться на еще одной «ошибке выжившего» — лайки не всегда отражают реальную картину мира. Но опыт подсказывает, что они гораздо ближе к реальности, чем комментарии.

Выводы для маркетолога

Мы часто пишем статьи и сталкиваемся с ошибкой отбора и «ошибкой выжившего» — прохладно принятый пост, который мы записали в неудачные, приносит клиентов.

Другое проявление этого феномена — статья, которую многие подписчики просили и ждали, «не заходит». Это происходит по той же причине.

Например, мы спросили подписчиков: «Какой пост вы ждете?» и половина комментаторов написала, что ждет рассказа о сотрудниках Логомашины. Но, как мы уже знаем, половина комментаторов — это не половина аудитории. Это может быть одна десятая или даже одна сотая. В итоге мы делаем пост для маленькой части аудитории, которая не поленилась написать комментарии.

Более достоверную информацию можно получить методами, в которые будет вовлечена большая часть аудитории. Подойдут кнопки «лайк-дизлайк» и опросы — большинству проще кликнуть мышкой, чем писать комментарии. Нужно только соотнести количество проголосовавших с общей аудиторией, чтобы сделать какие-то выводы.

Шпаргалка:

  1. Систематическая ошибка выжившего — неправильные выводы, которые мы делаем по группе «выживших», о которой у нас много данных
  2. В контент-маркетинге этот феномен проявляется в том, что комментарии и другая активность не является прямым отражением всей аудитории
  3. Самая частая ошибка — делать выводы обо всей аудитории по комментариям. Комментаторы — это не случайная и не репрезентативная выборка
  4. Более точную картину может дать шкала «лайк-дизлайк» или опрос — в них участвует больше людей
  5. Всегда стоит оценивать, по какой части аудитории вы делаете вывод
+12
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем
Комментарии
Сергей Федоров
Я на Пикабу редко лайкаю статью, даже если она нравится. Я об этом даже не вспоминаю, когда статья прочитана. Вот если бы шкала лайков стояла под статьей, то я бы лайкал/дизлайкал бы чаще.
Ответить
Kirill Pankin
Вообще, там всё сложно с этим.
В мобильной версии кнопочки плюс/минус как раз под статьёй.
В полной версии они есть и в заголовке, и под статьёй (рядом со ссылкой "свернуть"). Но нижние совсем мелкие, как кнопочки рядом с комментами, их обычно и не замечаешь, даже когда ищешь глазами.

А ещё, из-за автоподгрузки ленты невозможно пользоваться футером. ))
Ответить
Pepperbox Media
Цифровой декаданс и поиск N-го измерения
Иероним Б.
Толково. Не поленюсь сказать, что это хорошая статья. Большая беда, когда "выживший" пропагандирует совсем не то. Особенно это касается успешных коучей успехов.
Ответить
MacMachine
Ремонтируем компьютеры Apple
Колесников Антон
Как-то привели пример "ошибку выжившего" на самолетах. Например, улетела эскадрилья на боевое задание. Какая-то часть не вернулась. Данные о пулевых отверстия в корпусе полученных в ходе боя вернувшихся машин говорят о том, что как раз эти места в дополнительной защите и переработке не нуждаются.
Ответить
Инна Лопырева
За шпаргалки спасибо, полезная инфа
Ответить
Kirill Pankin
Люто плюсую!

К этой теме ещё уместно вспомнить понятие репрезентативности выборки относительно оцениваемого множества (комментирующие относительно всех читателей).
Ответить
Веб-Эталон
Создание, продвижение сайтов и мобильных приложений
Максим Михайличенко
Хороший пост!
Моя статья про ошибку «Случай из жизни» дополняет эту https://spark.ru/startup/web-etalon/blog/37075/kak-pomogaet-i-vredit-logicheskaya-oshibka-sluchaj-iz-zhizni
Ответить
Miroslav Tsarev
Разработка сайтов с гарантией качества, сроков и без нервов (команда)
Miroslav Tsarev
В дополнение к этой статье добавлю, что успех ничему не учит особо. Его даже анализировать в разы сложнее. Просто получилось и все, гадай потом, что именно так повлияло. Ошибка выжившего еще появляется потому, что люди часто путают "умею" и "разок получилось".

Как-то в 2014-м я сделал себе блог, решил попробовать разработать на рекламе, начал изучать SEO и через 8 месяцев, посещение сайта было свыше 1000 пользователей в сутки, показатель отказов был 5-10% максимум я подумал это ошибочное "умею".
Решил запустить еще 2 блога и на протяжении года у них посещаемость была от силы по 10 человек в сутки... Показатель отказов выше, позиции не росли особо, а делал же все тоже самое, что и в первый раз.
Вот тут то я и понял разницу между "умею" и "получилось".
Ответить
Алекс Молчанов
Все намного глубже. Комментаторы - это активная аудитория. Лайкающие - солидарная. т.е. та аудитория, которая не читает или читает по диагонали, но из солидарности ставит лайк за труды. Ошибка выжившего несомненно важна во всех сферах, но не во всех применима, либо применима с большой погрешностью.
Ответить
Выбрать файл
Блог проекта
Расскажите историю о создании или развитии проекта, поиске команды, проблемах и решениях
Написать
Личный блог
Продвигайте свои услуги или личный бренд через интересные кейсы и статьи
Написать

Spark использует cookie-файлы. С их помощью мы улучшаем работу нашего сайта и ваше взаимодействие с ним.