5 ошибок на собеседовании
Недавно мы искали еще одного менеджера по работе с клиентами. Я провела множество телефонных интервью и личных встреч. За это время заметила повторяющиеся ошибки у кандидатов, о них расскажу ниже.
Коротко: На собеседовании от вас ждут живой и интересный рассказ, особенно, если должность связана с коммуникациями.
Давайте разберем 5 основных ошибок тех, кто проходит собеседование:
Односложный ответ
Когда вам звонят с целью предложить работу, всегда делайте вид, что вам интересно, даже если это не так. А вдруг потом окажется, что вакансия огонь, а вы уже испортили впечатление о себе, общаясь с представителем компании короткими «ну да» и «было такое».
Как надо:
Говорите только развернутыми предложениями, покажите, что готовы уделить время на беседу. Это продемонстрирует вашу заинтересованность в работе и умение строить полноценный диалог.
Пример:
Вопрос: «Был ли у вас опыт работы с клиентами по телефону?»
Ответ: «Да». Напряженное молчание.
Ответ получше:
— «Да, я работала с клиентами по телефону в компании Х в течение полугода. Собирала заказы, согласовывала договоры и правки к ним, уведомляла заказчиков об изменениях в сроках и условиях».
Монолог
Другая крайность — бесконечный поток слов. На конкретный вопрос, например, о планах развития своей карьеры, кандидат ударяется в долгое и пространное рассуждение о поиске себя и о своих многочисленных хобби.
Можно отложить телефон, отойти по делам, а кандидат будет говорить и говорить, даже не заметив отсутствия собеседника.
Как надо:
Можно говорить достаточно долго и при этом оставаться в рамках диалога. Как? Поддерживайте активный контакт со своим слушателем, вовлекайте его в повествование.
Во время рассказа используйте:
— Закрытые вопросы: «правильно я рассуждаю?»; «вы же сталкивались с таким?»; «замечали подобное?» и др;
— Открытые вопросы по процессу работы в компании, из которой вам звонят: «А у вас это как реализовано?»; «Кстати, а ваши специалисты как эту проблему решают?» и др;
Мусор
«Бекать», «мекать» и «воткать» во время интервью не стоит. Таким образом вы показываете ограниченность своего словарного запаса и не очень высокую скорость мышления. Обычно междометиями и словами-паразитами заполняются паузы для «подумать».
Как надо:
Отслеживайте и уничтожайте в своей речи такие проявления. Они и вне работы ни к чему. Пополняйте словарный запас, тренируйтесь рассказывать.
Если необходимо обдумать вопрос или предложение, используйте общие, но полные фразы. Например:
— «Отличный вопрос, мне будет очень интересно посмотреть на проблему под этим углом»; «Кстати, я буквально вчера разбирал эту тему» и др.
Можно выиграть время для размышлений, проговорив или перефразировав заданный вопрос.
Монотонность
Безразличным, уставшим голосом, еле ворочая языком, кандидат обреченно произносит:
— «Да, мне интересна ваша компания».
Может что-то случилось? Может все таки не интересна?
— «Нет», утверждает кандидат вздыхая, «все хорошо».
И тихонько добавляет:
— «Я всегда мечтал у вас работать».
Как надо:
Внезапно, но ваши коммуникативные навыки оценивают по тому, как вы разговариваете на интервью. И один из критериев оценки — уровень эмоционального интеллекта.
Оживленная, эмоционально окрашенная речь всегда расположит к вам собеседника. Покажите, что вам интересно общаться с человеком, и получите заинтересованность в ответ.
Пример:
Подстраивайтесь под изменения темпа и громкости речи собеседника.
Следите за интонацией голоса — своего и чужого, вовремя подключайте проявление эмоций — во время собственного рассказа и в качестве реакции на сказанное.
Фамильярничать не стоит, выражайте эмоции явно, но корректно.
Сумбурность
Бывает человек говорит уверенно и складно, энергия бьет ключом, однако смысла в потоке речи нет.
Перескакивает с одного на другое, уходит в сторонние рассуждения. Речь может и объемная, но совершенно бессистемная.
Приходится много раз возвращать кандидата к теме обсуждения, чтобы добиться конкретного ответа. Бардак в словесном самовыражении создает впечатление о беспорядке в голове.
Как надо:
Внимательно слушайте задаваемые вопросы и структурируйте свою речь. Если систематизировать свое повествование сложно, попробуйте заранее продумать алгоритмы подачи для разных смысловых блоков.
Пример: Отвечая на вопросы про опыт работы попробуйте использовать схему: процессы->задачи->результат.
То есть, расскажите, какими процессами занимались, как решали задачи и какой от решения этих задач был результат:
— «Одной из моих обязанностей является подробное заполнение брифа вместе с клиентом, это позволяет мне понять потребности заказчика и потом внятно передать их дизайнерам. В результате чего клиент получает работу полностью удовлетворяющую его ожидания».
Итог
Хорошая коммуникация — вещь непростая и состоит из весьма разнообразных элементов. Развить ее может при должном усилии каждый, и такая работа над собой окупится независимо от сферы и должности.
Все просто: люди тянутся к тем, с кем приятно разговаривать. Кстати, сейчас мы ищем стажера-дизайнера. Приходите, поговорим: https://spb.hh.ru/vacancy/27366467