Когда бизнесу нужна дизайн-система
Что такое дизайн-система?
Дизайн-система ― свод правил, который описывает шрифты, иллюстрации, панели и кнопки, используемые в процессе создания и доработки цифрового продукта (сайта или приложения), а также их характеристики (цвет, форму, размер) и принципы работы с ними.
Она состоит из трех основных элементов:
- Визуальный язык ― то, что мы видим, то есть цвета, шрифты, формы объектов, анимации и изображения, которые используются в приложении или сайте.
Визуальный язык ― это образы, которые всплывают в памяти при упоминании того или иного бренда. Например, когда мы вспоминаем Альфа-Банк, то нам в голову сразу приходят красные оттенки и логотип в виде буквы А с подчеркиванием ― это и есть компоненты визуального языка.

Какие-то элементы встречаются только в отдельных цифровых продуктах ― например, на сайте для поставщиков или в приложении. Но несмотря на отличительные особенности все digital-продукты одной компании должны быть чем-то объединены ― например, одинаковым цветом или расположением кнопок на экране.
- Фреймворк ― набор заготовок программного кода, которые преобразуются в элементы сайта или приложения, например, меню управления или кнопок, и которые разработчик не пишет с нуля, а только корректирует под определенный цифровой продукт.
Для того чтобы стало понятнее, представьте: вы хотите себе машину. Можно выбрать готовую с завода и немного поиграть с комплектацией или дизайном. В таком случае вы точно будете уверены, что машина, как минимум, будет функционировать.
А можно нанять мастеров, которые соберут автомобиль с нуля по вашей задумке (например, сделают не четыре колеса, а шесть и вдобавок приделают дверь на крыше). В таком случае реализация проекта займет гораздо больше времени, а еще никто не гарантирует, что в итоге машина будет приспособлена для комфортного перемещения.
Так же и с фреймворком. Разработчик может с нуля собирать приложение или сайт, переписывать коды всех кнопок и панелей. А может использовать готовые шаблоны кода, меняя только некоторые данные, например, цвет. Это значительно ускорит работу и снизит риск ошибок и сбоев.
- Гайдлайн — это сборник правил, в котором описано, как различные элементы дизайна должны выглядеть и располагаться относительно друг друга на экране.
В нем описывается то, как должен отображаться логотип, какие шрифты и цвета можно и нельзя использовать. Например, может быть указано, что логотип надо использовать в пропорции три на четыре и только на черном фоне, а располагать иллюстрации на сайте нужно на расстоянии сантиметра друг от друга. Гайдлайн нужен для того, чтобы дизайн компании был одинаковый, даже если делать его будут разные специалисты. Наличие дизайн-системы дает бизнесу несколько преимуществ: Упрощает понимание интерфейса пользователями Единый стиль, создаваемый дизайн-системой, поможет пользователю быстрее разобраться в интерфейсе digital-продукта. Человеческий мозг не любит сложности, поэтому чем быстрее пользователь поймет, как работает ваш сайт/приложение и найдет ответы на свои вопросы, тем выше вероятность, что он останется и станет клиентом, а не уйдет к конкурентам. Например, по правилам дизайн-системы, главную информацию располагают на первой странице сайта или приложения, чтобы пользователь быстрее смог ее найти. Представим, что у вас ресторан. Потенциальный посетитель заходит на ваш сайт, чтобы посмотреть меню. Если спрятать меню в папку «об истории ресторана», то посетитель вряд ли его найдет, не узнает об ассортименте и ценах и пойдет в другой ресторан. А если вы разместите ссылку на меню на главном экране сайта, то пользователь быстро сможет его найти и с большей вероятностью к вам придет, потому что будет знать, что ожидать от заведения. Ускоряет создание новых цифровых продуктов и доработку старых Чем больше готовых решений будет иметь разработчик, тем быстрее он сможет сделать свою работу. Это обуславливается тем, что программисты и дизайнеры не придумывают дизайн с нуля, а используют уже готовые решения (кнопки, шрифты, иллюстрации), на применение которых требуется гораздо меньше времени и сил. То же касается и доработки старых цифровых продуктов. Представим, что вы решили добавить на сайт новый раздел (например, с отдельной информацией для оптовых покупателей). Если у вас есть дизайн-система, то вам не придется создавать страницу с чистого листа, так как будет возможность взять уже готовые шаблоны и составить её за несколько часов. Позволяет бесконечно улучшать цифровой продукт Дизайн—система дает возможность легко и быстро вносить правки и более серьезные доработки в digital-продукт ― изменения, сделанные на одной странице, автоматически распространяются на другие. Использование дизайн-системы дает преимущества всем пользователям приложения или сайта ― разработчики тратят меньше сил и времени на создание сайта, пользователи быстрее понимают интерфейс и находят необходимые данные, а вероятность ошибок и сбоев снижается в несколько раз. Миф 1. Дизайн-система сокращает пространство для креатива Существует мнение, что при использовании дизайн-системы дизайнеры будут жестко ограничены и больше не смогут свободно предлагать новые креативные идеи. Однако применение дизайн-системы не означает, что развитие визуального стиля приложения встанет. Наоборот, система позволит быстрее воплощать в жизнь новые идеи, так как все ее элементы взаимосвязаны, и изменение одного компонента будет унаследовано другими. Благодаря такому свойству изменения, которые раньше выполнялись днями, можно будет сделать за несколько часов. Например, если вдруг вам захочется изменить форму кнопки «информация о товаре» на сайте, то разработчику не придется сидеть несколько дней и переписывать код каждой кнопки по отдельности. Он сможет изменить только одну кнопку, а остальные трансформируются автоматически. Миф 2. Дизайн-система ― необоснованная трата ресурсов Разработка качественной дизайн-системы ― дорогостоящий и долгий процесс, так как предполагает глубокий анализ многих компонентов работы. Однако вложенные ресурсы быстро окупаются. Во-первых, специалистам требуется меньше времени на создание дизайна с нуля или на внесение изменений в уже существующие интернет-площадки ― им не придется полностью переделывать программный код на всех сайтах и приложениях. А, во-вторых ― использование готовых проверенных образцов снижает риск ошибок, на исправление которых требуются дополнительное время и деньги. Таким образом, дизайн-система в долгосрочной перспективе экономит ваши средства. Миф 3. Достаточно сделать одну хорошую дизайн-систему, и она останется с вами навсегда Многие уверены, что дизайн-система после создания не нуждается в доработке и изменениях. Но на деле она ― отражение бренда в цифровом пространстве. Поэтому при редизайне, ребрендинге или другом визуальном изменении система тоже должна корректироваться. Например, если вы сменили фирменный цвет с розового на красный, то нужно обновить цвет и в дизайн-системе, чтобы в программе новые элементы не были больше розовыми. Потому что иначе она устареет и будет замедлять и усложнять процесс создания и корректировки приложений и сайтов. Поэтому если вы решились на разработку дизайн-системы, то не забывайте о том, что она требует постоянных вложений и доработок, чтобы идти в ногу со временем. Разработка дизайн-системы ― ответственный шаг и нельзя выполнить его кое-как. Но с первого взгляда бывает непросто понять, насколько хорошо она проявит себя в процессе работы. Однако есть некоторые критерии, которые позволяют определить качество вашей дизайн-системы: Задокументированность Оформление дизайн-системы в виде документа позволит закрепить все основные положения и избежать споров в ходе работы над дизайном, потому что все можно будет проверить. Например, в ходе разработки приложения может возникнуть ситуация, когда один специалист будет считать, что кнопка «купить» должна быть синей и прямоугольной, а другой, что голубой и округлой, и их выяснение «кто прав» может затянуться. Для такого случая в документации дизайн-системы будет закреплено, что кнопка должна быть фиолетовой и округлой, и спор прекратится, так как оба будут иметь четкий шаблон. Возможность повторного использования Успешные дизайн-системы можно использовать многократно. Например, Bootstrap, самая используемая интерфейсная библиотека всех времен, поддерживает сотни (если не тысячи) веб-сайтов, потому что ее архитектура была разработана с учетом возможности повторного использования на разных площадках. Чтобы шаблоны можно было повторно использовать и масштабировать, они должны быть гибкими и универсальными. Гибкость компонентов позволяет настраивать и расширять их для работы в различных цифровых проектах, а универсальность дает пространство для нескольких вариантов использования. В том случае, если вы сделаете шаблоны, подготовленные только для одного проекта, то рабочая группа начнет создавать собственные варианты и в конце концов выяснится, что вы зря потратили ресурсы на создание системы и ей никто не пользуется. Надежность Надежная дизайн-система сопровождается комплектом тестов для оценки качества. Тестирование даст уверенность в коде и облегчит его внедрение. Кроме того, надежный код позволит проверять отдельные ячейки кода до запуска веб-сервиса, что сэкономит вам деньги и сохранит репутацию, если вдруг что-то пойдет не так и программа не сработает так, как должна. Понятность для всех пользователей Качественно разработанная дизайн-система должна быть понятна для всех, кто будет ею пользоваться ― будь то составители или новички в команде, которые впервые ее увидели. Это позволит спокойно и без проблем передавать работу над цифровым проектом разным группам без страха того, что новая команда что-то не поймет и все сломает. Адаптированность под отдельные группы аудитории На данный момент в мире около 15% людей с различными нарушениями зрения, слуха, моторики и когнитивных функций ― согласитесь, достаточно большой процент потенциальной аудитории. При создании дизайн-системы стоит учитывать, что у таких людей тоже должна быть возможность свободно пользоваться вашими цифровыми продуктами. Поэтому она должна быть адаптирована под людей с ограниченными возможностями. Если же для вашей мотивации данных статистики недостаточно, то улучшение доступности сайта может также помочь улучшить SEO, а с юридической точки зрения это поможет избежать дорогостоящих судебных процессов. Дизайн-система ― дорогостоящее удовольствие, в котором нуждается не всякий бизнес. Если у вас один проект, который не масштабируется и не так часто дорабатывается ― тратиться нет смысла. Однако если у вас выполняется хотя бы одно из следующих условий ― рекомендую разработать дизайн-систему. У вашего бренда нет единого визуального языка В случае, если у вас несколько проектов, которые требуется объединить, но все они пестрят яркими красками и не связаны ничем, кроме общего бренда ― вероятнее всего для унификации потребуется разработать и использовать дизайн-систему. Она позволит создать в сознании пользователей ощущение, что цифровые продукты едины, а, следовательно, повысит их лояльность к вашему бренду и его узнаваемость. У вас большой бизнес или вы расширяетесь в экосистему Еще один случай, когда бизнес нуждается в дизайн-системе ― большое количество продуктов или расширение в экосистему. Схожий дизайн позволит подчеркнуть связь ваших проектов и не даст им затеряться среди конкурентов. Кроме того, разобравшись с одним вашим продуктом, пользователям будет легче понять и другие, что также повысит их лояльность к вашему бренду. Дизайн масштабируется на большое число макетов Бизнес нуждается в дизайн-системе еще и тогда, когда дизайн масштабируется на несколько макетов ― например, телефон, ноутбук, планшет и компьютер. В такой ситуации каждый раз заново создавать одни и те же элементы ― бессмысленная трата ресурсов, которая не принесет никакой выгоды. Гораздо удобнее иметь уже заранее подготовленные шаблоны, которые требуется только вставлять в нужное место. Над проектом работает большая команда Многие сайты и приложения обладают большим функционалом, за который отвечают разные люди ― кто-то сконцентрирован только на оформлении каталога товаров, кто-то ― на странице покупки, и чаще всего эти работники между собой не связаны. Из-за этого может произойти ситуация, когда специалисты делают страницы немного отличающимися, что нарушает единый стиль проекта. Дизайн-система снижает риск несогласованности действий внутри большой команды позволяет четко обозначать границы допустимого субъективного творчества в проекте. Дизайн-системы — это большой шаг вперед в мире дизайна, и я думаю, что они должны быть у каждой крупной или расширяющейся компании. Она позволит сэкономить огромные средства, которые можно будет направить на совершенствование и создание новых продуктов для удовлетворения потребностей целевой аудитории. Но не стоит бездумно создавать дизайн-системы, не оценив возможные выгоды и риски, иначе вы рискуете впустую потратить время и силы.
Для чего нужна дизайн-система?
Мифы о дизайн-системах
Принципы качественной дизайн-системы
В каких случаях бизнес нуждается в дизайн-системе
Вместо вывода